Спекуляции вокруг катастрофы малайзийского «Боинга-777», сбитого практически на российско-украинской границе, не утихают. «АН» решили обратиться к кандидату технических наук, старшему преподавателю кафедры Тактики и вооружения зенитных ракетных войск Военной академии ВКО им. Г.К. Жукова полковнику в отставке Михаилу ЗАХАРОВУ.
- Михаил Васильевич, командование ополчения Донецкой народной республики передало малазийским специалистам все «чёрные ящики» с боинга. Чем они помогут в расследовании?
– «Чёрные ящики» записывают телеметрическую и речевую информацию. В случае авиапроисшествия, обусловленного возникшей неисправностью аппаратуры на борту самолёта или воздействием так называемого «человеческого фактора», они позволяют найти его причину. В нашем конкретном случае с боингом они, скорее всего, окажутся малоинформативны. По ним можно будет точно определить момент попадания ракеты в самолёт – резкое уменьшение высоты летательного аппарата, его скорости. Правда, в СМИ циркулирует также версия о предварительной стрельбе по этому самолёту из зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Бук-М1», однако недостаточно эффективной, вследствие чего самолёт в течение некоторого времени планировал, а лётчики вели интенсивный радиообмен с землёй. Это, вероятно, и послужило причиной конфискации СБУ всех записей радиообмена наземных служб с этим бортом. Так это или нет – покажет расшифровка записей речевого самописца, если, конечно, её не поручат специалистам Украины, США и Великобритании – тех стран, руководство которых назначило виновных сразу после катастрофы.
– А что нужно исследовать на месте трагедии, чтобы установить её настоящие причины?
– Нужно во что бы то ни стало найти фрагменты ракеты. Они находятся недалеко от места падения лайнера, поскольку после подрыва зенитной управляемой ракеты (ЗУР) или авиационной ракеты, приведшего к фатальному результату, ни самолёт, ни ракета не будут продолжать горизонтальный полёт – фрагменты будут хаотично падать вертикально вниз и смещаться под действием ветра. Ракета после подрыва не превращается в пыль – подрывается только боевая часть (БЧ). Крупные фрагменты должны обязательно присутствовать, и по ним можно определить, какая именно ракета сбила самолёт – авиационная Р-60 или зенитная управляемая 9М38М1 комплекса «Бук-М1».
– Какие вещественные доказательства на месте применения ЗРК «Бук-М1» могут свидетельствовать о его применении?
– Можно определить, из какой именно пусковой установки стреляли, и найти конкретное место выстрела. После пуска зенитной управляемой ракеты (ЗУР) на земле остаётся след прогара, следы прогара красочного покрытия остаются и на самоходной огневой установке (СОУ) или пускозаряжающей установке (ПЗУ). Даже если СОУ вдруг перекрасят, то всё равно даже неспециалист всегда определит, что краска свежая. Она будет пахнуть ещё несколько недель.
– Ваше мнение: из чего был поражён лайнер?
– Конечно, стоит дождаться окончательного заключения экспертов. Пока же можно сказать следующее: ЗРК поражают цель не за счёт прямого попадания (вероятность прямого попадания ракеты в цель небольшая), а за счёт подрыва БЧ на борту ЗУР и разлёта осколков.
При попадании разлетающихся осколков этой ракеты в летательный аппарат несущие поверхности самолёта превращаются в дуршлаг. Фото, которые я видел, не дают возможности сделать однозначный вывод о применении ЗРК – нет характерных повреждений типа дуршлаг от разлёта осколков ракеты.
– Может ли оператор пусковой установки «Бук» с помощью только своей РЛС (установленной на его машине) отличить на экране гражданский самолёт от военного?
– Только приблизительно – по скорости, высоте, маневренности и ЭПР (эффективная поверхность рассеяния) цели определить класс цели – истребитель, бомбардировщик и т.д. Гражданский и военный самолёт на экране индикатора выглядят совершенно идентично, если у них примерно одинаковые скорость, высота, ЭПР и т.д.
– По данным ополчения, у них находится только пусковая установка «Бук-1М». Можно ли с неё навести ракеты на летящий гражданский лайнер? Сколько на это требуется времени?
– Нельзя, радиолокационная станция (РЛС) станции обнаружения целей (СОЦ) «Купол» – обзорная РЛС, предназначенная для обнаружения воздушных целей. РЛС самоходной огневой установки (СОУ) предназначена для захвата и сопровождения цели, целеуказание по которой выдано пунктом боевого управления (ПБУ) по данным СОЦ.