Аргументы Недели → Армия № 25(417) от 10.07.2014

Стрелков готовит Донецк к обороне

, 17:20

Отступление частей 1-й бригады ополчения Донбасса («стрелковцев») из Славянска и Краматорска и ряда других городов было неожиданным. И сразу вызвало массу вопросов. Правильный ли это был шаг? Приведёт он к поражению Новороссии в войне или к победе? И что же будет дальше с войной на Донбассе?

Ночной прорыв

Прорыв из Славянска был проведён почти без ошибок. То, что украинцы не имеют достаточно сил для плотной блокады города, было ясно всем, кто хоть чуть-чуть понимает в военном деле. Да и удержать массированный прорыв окруженцев на узком участке фронта крайне сложно даже в серьёзной войне с массовыми армиями. И тем не менее при отходе можно было потерять очень много личного состава и техники. Но потери оказались минимальны – сильно пострадала лишь бронегруппа, прикрывавшая отступление.

Киевская пропаганда пытается сотворить из маневра Стрелкова свою победу. Специально завезённые конвоями «бабушки и дедушки» изображают «бурную радость освободителям». Военные показывают якобы многочисленные захваченные арсеналы брошенного вооружения. В общем, пыжатся как могут. Правда, некоторую часть запасов ополченцы и правда оставили. Видимо, их попросту забыли в спешке отступления. Наверняка часть запасов оружия заложили в схроны – для той части ополчения, что осталась вести диверсионно-партизанскую войну. И эта война уже началась.

Минусы и плюсы

Несомненно, сопротивляться в Славянске и ряде других оставленных городов можно было ещё долго, капитально изматывая противника огромными потерями. Да и бросать хорошо подготовленный к обороне район жалко. Ещё более жалко мирных жителей, оставленных на поругание. Но с точки зрения стратегии это всё равно пришлось бы сделать. Вопрос – с какими потерями.

Неприятным также является моральное воздействие отхода всей северо-западной группировки на жителей республики, на часть ополченцев, да и на сочувствующих их борьбе в России. Но сохранение сильной, хорошо организованной и вооружённой, обстрелянной части ополчения для дальнейшей борьбы – это несомненный плюс.

Куда Киеву биться лбом\Киеву теперь придётся решать не только задачи передислокации войск, уже сильно осложняемые диверсантами, быстро и качественно подрывающими мосты и переезды, но пытаться как-то наступать далее. И вот тут возникают проблемы.

На севере, около самого Луганска, особых возможностей развить успех нет. Луганчане за последнее время вооружились большим числом танков, бронетехники и артиллерии. Установки «Град» ополчения вместе с гаубичными батареями работают регулярно. В итоге, не желая нести большие потери и далее, войска противника даже вынуждены несколько отойти. На этом участке пока нет перспектив и в атаках вдоль границы.

Затруднителен и прорыв через район Алчевска с целью разрезать территорию республик. Противник сейчас вынужден воевать в крайне урбанизированной зоне с большим количеством населённых пунктов, которые удобно оборонять. Но важно, чтобы группировки противника в Луганском да и в Донецком аэропортах перестали существовать – их сейчас активно обрабатывают танками и артиллерией.

На юге в попытках отрезать ДНР от России малые группировки украинских войск заползли далеко в мешок. Возможности расширить его они не имеют из-за сильных гарнизонов Снежного и Антрацита. К тому же украинцы испытывают трудности со снабжением этих групп – колонны постоянно расстреливаются. Взять погранпереходы эти силы тоже не могут. Зато вполне реальна перспектива, что ополченцы их самих попросту отрежут и перебьют. К примеру, ударами из-под Амвросиевки.

Отдельно стоит сказать о западном участке фронта – Горловка, Донецк. Если у Киева ещё как-то хватало войск блокировать Славянск, то для блокады одного только огромного миллионного Донецка не хватит всей украинской армии. В своё время для блокады и штурма Грозного была сосредоточена значительно большая группировка. Сирийцы не смогли взять в блокаду тот же Алеппо –приходится месяцами штурмовать его дом за домом. Только, в отличие от сирийцев, у Украины нет ни весьма многочисленной и хорошо вооружённой мотивированной армии, ни мощных ВВС.

Поэтому брать Донецк в лоб или блокировать его противник вряд ли сможет. Немногим проще и с Горловкой. Но максимально изолировать города украинская армия, конечно, будет пытаться. Недооценивать противника нельзя. Перевес в технике ещё очень велик, а оборона многих населённых пунктов подготовлена недостаточно. Так что «стрелковцам», прежде чем начать наступать, – где-то ещё придётся отступить.

Можно ли снести город артиллерией?

Что же до разговоров об «уничтожении города» артиллерией, то тут тоже не всё так просто. Даже около Славянска у Киева число артсистем измерялось десятками, а никак не сотнями, как у армии России во время штурма Грозного. И интенсивность, и точность огня никак не сравнимы с российской артиллерией. Да и виртуозное владение тактическими приёмами боевой работы артиллерии украинцам доступно не более чем полёты к звёздам. Российская армия Грозный уничтожить не смогла, да и не собиралась, даже имея авиацию, способную делать сотни вылетов в сутки.

Причём разрушение города лишь облегчает задачу обороны – среди завалов делать это проще. К тому же Донецк в 7 раз больше Славянска и вполне сравним с тем же сирийским Алеппо. В общем, разрушать его можно месяцами, если не больше. Понятно, что мирному населению от обстрелов приходится очень плохо – жертвы среди жителей будут очень большие.

Что делать дальше

Сейчас у Стрелкова есть под руками обстрелянная, многочисленная и оснащённая бригада ополченцев. Есть связь и возможности реально переформировать вооружённые структуры ДНР – создать настоящую армию. Также необходимо провести интеграцию с армией Луганской республики. Нужно навести порядок и в структурах ДНР. Скоро наверняка последуют аресты подозреваемых в двурушничестве и предательстве.

В сущности, речь идёт о реальной консолидации сил сопротивления – и это очень важно. Время вольницы и бардака ушло – настало время военной диктатуры, без неё не победить. А вот имея твёрдую власть, реорганизованную армию, подготовив районы к обороне, – воевать и побеждать можно.

Уже объявлено, что армии ДНР не хватает ещё примерно 8–10 тыс. бойцов, чтобы остановить и повернуть противника вспять. С этого месяца в армии республики будут наконец платить денежное довольствие, позволяющее хоть как-то кормить семьи бойцов. Ведь многие не шли в ополчение и потому, что дома жена и дети кушать хотят. Далеко не везде командирам ополчения удавалось выбить из местных руководителей предприятий места и оклады для бойцов, ушедших в ополчение. Как это происходит в Горловке у подполковника Безлера (Беса).

Стрелков уже назвал и сумму – 5–8 тыс. гривен. По местным меркам – это хорошие деньги, учитывая, что многие заводы в стране стоят. В ближайшее время могут вырасти запасы техники и вооружения у ополчения Новороссии, в том числе и у дончан. Уже сейчас луганскими частями активно используются и гаубицы, и РСЗО «Град», причём особого недостатка в боеприпасах, судя по всему, нет. Всё активнее используются в боях танки ополчения. И тут надо понимать, что, чем организованнее будут структуры властей республик, тем активнее у них будет появляться вооружение. Никто не будет помогать разрозненным махновцам тяжёлым оружием – без толку.

Объявлено, что теперь среди захваченных луганчанами танков появился и Т-72, которых официально нет в боевых частях украинской армии (зато их много в мире и в России, в том числе на хранении). Ещё захвачен и штурмовик Су-25. Среди образцов, имеющихся на вооружении ополчения, засветились также и ЗРК «Стрела-10М» и, поговаривают, и кое-что посерьёзнее.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram