В Сирии всё внимание приковано к боям, развернувшимся в районе небольшого города Эль-Кусейр, неподалёку от границы с Ливаном. Новая тактика, продемонстрированная там сирийской армией, вызвала у «друзей Сирии» сильное беспокойство. Что же такого важного в небольшом городе с довоенным населением менее 50 тыс. человек?
Почему так важен Эль-Кусейр?
Эль-Кусейр и сам невелик, и важных промышленных объектов в нём нет, и столицей провинции этот город не является, и даже от важнейших автомагистралей Сирии расположен несколько в стороне. Тем не менее он имеет ключевое значение. Кусейр и окружающие его селения, расположенные в обширной «зелёнке», находятся на пути в северную часть Ливана и соединяют её с густонаселёнными районами Сирии. Контролируя этот район, повстанцы могли непрерывно получать новых наёмников и оружие через северный Ливан. Основной поток оружия и «пушечного мяса» шёл через порт города Триполи.
К тому же Кусейр расположен недалеко от пересечения основных автотрасс в районе города Хомс. По сути, этот район является «ножом», рассекающим основные густонаселённые районы, контролируемые правительством. Банды захватили его большую часть более года назад и хорошо там укрепились.
Ключ к победе – инициатива
После того как сирийская армия отбила первоначальный натиск незаконных вооружённых формирований (НВФ) на Дамаск и ряд других ключевых городов, перед сирийскими штабистами встал вопрос – как победить в этой войне? Нельзя постоянно реагировать на манёвры НВФ, атакующих военные базы, блокпосты, аэродромы, вторгающихся в те или иные города. Уступать инициативу противнику бесперспективно.
Надо ещё учесть то, что сирийская армия до сих пор далеко не вся воюет с бандами – до половины сухопутных войск «держат» границу с Израилем, есть контингенты и на других направлениях. То есть для ведения активных операций сил не так уж и много. И если не действовать активно, то противник просто раздёргает их по стране. Кстати, считается что регулярной армии для противостояния иррегулярным формированиям нужно для полного контроля ситуации иметь в 6–7 раз больше войск.
Отсечь и уничтожить
Сирийские генштабисты и те, кто им помогает, нашли, похоже, свой рецепт победы. Первоначально было решено обезопасить столицу, разгромив засевшие в пригородах Дамаска банды. С этой задачей в целом справились. Затем было решено отсечь боевиков от каналов получения помощи из-за рубежа. Везде, шаг за шагом, армия последовательно улучшает позиции, вытесняя и уничтожая бандитов.
Причём если раньше упор в войне шёл на вытеснение и зачистку, то сейчас – на окружение и уничтожение банд в максимальном количестве. Это сразу дало эффект – толпы желающих умирать за «истинный ислам» сильно поредели. Ещё более восприимчивы к военному счастью профессиональные наёмники – они на войне собираются зарабатывать, а не погибать «за идею».
Блицкриг
В последние полгода в армии были «сняты печати» с применения почти любых видов оружия. Тем не менее наиболее мощные средства поражения используются редко и почти никогда – массированно. Понятно, что армия бережёт свои же города, – ведь их потом восстанавливать. Но бои порой затягиваются. К тому же в ходе длительного применения менее мощного оружия разрушения в итоге будут не меньшими. Сходные выводы можно сделать и из нашего опыта во второй чеченской войне.
Войск для атаки на район Эль-Кусейра стянули много – из-под Дамаска, из Хомса, других регионов. Сначала боевиков вытеснили с подступов к городу. Затем по ним были нанесены очень мощные, в нашем стиле, артиллерийские и авиационные ракетно-бомбовые удары. «Расплодившиеся» в последнее время во всех регионах Сирии иранские беспилотники очень качественно обеспечивали войска информацией о будущих целях. Также армия активно использовала станции радиоэлектронной борьбы, лишив бандитов связи. Воля к сопротивлению была сломлена уже в ходе огневой подготовки.
Буквально за пару дней все основные районы Кусейра были взяты под плотный контроль. Армия создала вокруг Кусейра двойное кольцо окружения. Была отбита и авиабаза Ад-Дабаа, хотя в ходе боёв она пару раз переходила из рук в руки. Но в северных районах города, в старой застройке, и в ряде сёл ещё идут зачистки и бои с разрозненными группами.
Спасите! Хулиганы зрения лишают!
Боевики, оказавшиеся в кольце, сразу заголосили о помощи – часть НВФ откликнулась на призыв «спасти братьев». Колонны машин с боевиками обнаруживались на подступах и уничтожались авиацией и артиллерией. В Интернете полно видео с останками таких «не доехавших» отрядов. Постоянно пытаются пробиться к повстанцам и из Ливана. Но говорят, что армия уже приступает к оборудованию ливанской границы в инженерном отношении – её прикроют минные поля, а местами даже построят стену.
Страшный-страшный серый... «Хезболла»
В операции в Кусейре армейцам помогали и бойцы ливанского движения «Хезболла». Их участие было явно небольшим – никаких 6 или даже 10 тысяч бойцов армии движения в Сирии нет – регулярная армия «Хезболлы» меньше. Не замечены в Сирии и бойцы регулярных батальонов и спецназа – они очень хорошо экипированы. В видеороликах из Кусейра лишь пару раз мелькнули какие-то солдаты в тёмно-серой форме, но на регулярных солдат «Партии Аллаха» они тоже не похожи.
Скорее всего, там проходят «обкатку» резервисты, разбавленные волонтёрами из регулярных батальонов движения. Вряд ли их больше пары тысяч во всей Сирии. Часто, правда, к «Хезболле» примешивают отряды шиитов и алавитов из других стран региона – добровольцев, которые приехали защищать шиитские святыни.
Боевики считают «суперсолдат» из «Партии Аллаха» чуть ли не причиной поражения. Плохому танцору вечно что-то мешает – то русские, то иранцы, то теперь «Хезболла». Говорят, представители бандформирований уже жалуются на то, что в начавшемся наступлении в Алеппо участвует группа офицеров из КНДР! Похоже, объясняя своё поражение, они скоро и до инопланетян дойдут.