Самое опасное направление для удара по России с помощью крылатых ракет и авиации – северное. В советское время пространство от Кольского полуострова до Чукотки прикрывали сразу два армии ПВО – 14-я (Новосибирская) и 10-я (Архангельская). Там размещались десятки аэродромов с истребителями-перехватчиками, сотни зенитно-ракетных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ), осуществлявших непрерывный контроль воздушного пространства над Северным Ледовитым океаном.
За 20 лет с лишним лет перестройки все рухнуло. И теперь образовалась дыра в 22 600 километров. В нынешней ситуации, когда на создание подобной защиты нет ни финансовых ресурсов, ни промышленных возможностей, в Комитете по обороне Госдумы вспомнили про МиГ-31. Максимальная скорость – 3000 км/час, на 600 км/час больше, чем у Су-27 и у американского самолета пятого поколения F-22 «Раптор».
«Тяжелые ракеты Р-37 класса «воздух-воздух», стоящие на МиГ-31, способны поражать любые малоразмерные цели на дальности 300 километров (а самые дальнобойные американские ракеты того же класса «Феникс» - лишь до 160 километров). Бортовая аппаратура хотя и устаревшая, до сих пор обеспечивает обмен радиоэлектронной информацией между самолетами МиГ-31, летящими на удалении до 200 километров друг от друга. В итоге группа из четырех таких перехватчиков способна надежно прикрыть от самолетов и крылатых ракет противника пространство шириной до 1000 километров», - заявил Аргументам.ру председатель Комитета по обороне ГД адмирал Владимир Комоедов.
По словам адмирала, «рабочий потолок в 20-22 километра позволяет использовать этот истребитель против целей в ближнем космосе, а также выводить с его помощью на орбиту небольшие противоспутники. Что делает машину весьма интересной для формируемых в стране сил Воздушно-космической обороны. Недаром по кодификации НАТО МиГ-31 – это Foxhound («лисья гончая»)».
По мнению экспертов, после модернизации, в первую очередь бортовой электроники, истребители-перехватчики МиГ-31 еще более 10 лет не будут иметь равных в мире. Всего МиГ-31 разных модификаций было выпущено около 500 штук. Сейчас «на крыле» осталось 122 машины. Командование ВВС в рамках модернизации пытается создать из истребителей-перехватчиков совершенно другой класс машин - фронтовой бомбардировщик. А для перехвата оставить Су-27 и Миг-29. Обе этих машины значительно уступают в дальности перехвата «гончей».
- В советское время я на МиГ-31 участвовал в учениях над Северным Ледовитым океаном. Вместе со мной был еще истребитель Су-27 и самолет дальнего радиолокационного дозора А-50. Противника обозначал стратегический бомбардировщик Ту-95, летевший со стороны полюса. А-50 давал мне целеуказание. Я на максимальной скорости совершал бросок на перехват. А тех, кого не сбивал я, добивал Су-27. Поэтому не нужно противопоставлять один тип истребителей другому. У каждого своя задача, - говорит заслуженный летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев.
Понятно, что ВВС просто тянут время, ведь скоро от МиГ-31 останутся рожки да ножки. По данным депутата Госдумы, дважды Героя Советского Союза Светланы Савицкой, Минпромторг уже прислало на нижегородский завод «Сокол» указание за подписью министра Мантурова до 2013 года демонтировать остановленную в 1993 году линию по производству Миг-31.
Американские эксперты уже заявили: «У лисьей гончей русские сами вырвали клыки».