Воздушно-космическая брешь
28 ноября 2012, 17:55 [«Аргументы Недели», Александр Григорьев ]
90 процентов территории страны не прикрыты от ударов возможного агрессора
Ровно год назад – 1 декабря 2011 года на боевое дежурство заступил новый род войск Войска воздушно-космической обороны. Срок небольшой, но первые итоги подвести можно.
Недоделки, как способ решения задач
Создание нового рода войск преподносилось как ударное достижение отреформированной российской армии. Торжественное прибытие бывшего Главковерха Дм. Медведева на командный пункт. Бравурные репортажи по центральным каналам: «страна может спать спокойно, небо закрыто от врага». На самом деле, как и многие начинания Дмитрия Анатольевича, правильные по сути, но странные по исполнению, создание войск ВКО было всего лишь «заготовкой».
Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить из каких «кубиков» было сформировано то, что ныне называется войсками ВКО. Войска формировались на базе Космических войск и войск Оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны, (они прикрывали только Москву и Центральный промышленный район). Образованы два командования: Космическое и ПВО-ПРО. В Командование противовоздушной обороны – ПВО и противоракетной обороны - ПРО вошли бригады ПВО и дивизия ПРО. В Космическое командование вошли формирования запуска, управления космических аппаратов (КА), Главные центры предупреждения о ракетном нападении (ПРН) и контроля космического пространства (ККП). Казалось бы, логичная и стройная структура. Однако, по сути, единая система воздушно-космической обороны, существовавшая до уничтожения президентом Б. Ельциным её основы – Войск ПВО страны, оказалась разорвана на 5 обособленных частей.
Истребительная авиация и 9 из 13 бригад ПВО остались под управлением вновь созданных четырёх военных округов (ВО). Оставшаяся часть сил вошла в Войска ВКО.
Получилась крайне запутанная структура управления, не говоря уже об отсутствии единого управления и ответственности. Смесь ужа и ежа. И если обывателю это неинтересно, то профессионалы резко критикуют такие решения.
- Непонятной и странной выглядит идея решения задач воздушно-космической обороны без включения в единый контур боевого управления истребительной авиации. Это просто не предусмотрено в структуре войск ВКО. Её просто подчинили военным округам. Причём разместили на создаваемых авиабазах, на которые «сгребли» без разбора всё что летает. Ранее была толковая полковая структура по типам самолётов и решаемым задачам. После её уничтожения получили малоуправляемые базы хранения самолётов. Агрессор всегда обладает инициативой в выборе времени и направления ударов. Преодолевать систему ПВО он будет там, где ему выгодно, в частности на направлениях, наиболее слабо прикрытых зенитными ракетными средствами, на узких участках пространства. Понятно, что в отражении налетов в такой ситуации сможет принять участие лишь та часть зенитно-ракетных комплексов, которая находится в полосе прорыва. И только истребительная авиация смогла бы выполнить быстрый манёвр, сосредоточив свои силы на угрожаемом направлении. Перекрыть его, - считает профессор Академии ВКО им. Г.К. Жукова, кандидат военных наук полковник Юрий Криницкий.
Единство и комплексность ПВО и тем более ВКО – это не просто слова, а объективное требование современной войны, поскольку ни один из созданных до сих пор видов оружия не может обеспечить надёжного прикрытия объектов от всех имеющихся у противника средств воздушного нападения.
Интересно, что при обсуждении создания войск ВКО говорилось, что они станут, как минимум, видом Вооружённых Сил. Но по непонятным причинам, статус был понижен до рода ВС.
- Налицо противоречие между статусом командования рода войск и уровнем задач, возлагаемых на него. Это несоответствие, когда стратегическую задачу – строительство воздушно-космической страны – решало главное командование вида Вооружённых Сил, привело только к одному – обострению межвидовых противоречий, поскольку имеющимся боевым составом, особенно в условиях сокращения ВС, решить всё многообразие задач оказалось невозможно. При существующем статусе командования Войск ВКО эта проблема только обострилась. Несколько лет назад Академия ВКО предлагала выход из создавшегося положения, который заключался в создании Стратегического воздушно-космического командования. Были в полной мере проработаны варианты его формирования, задачи, структура и функции. Однако данную идею посчитали преждевременной, - говорит старший преподаватель кафедры Тактики и вооружения ЗРВ Военной Академии ВКО, кандидат технических наук полковник Михаил Захаров.
Над селом фигня летала серебристого металла
Почему не было создано Стратегическое командование ВКО, в принципе, понятно. В бытность А.Сердюкова министром обороны было принято «интересное» решение, что всеми дислоцированными на территории новых военных округов войсками руководит командующий округом. Кроме РВСН. При этом большинство полномочий были отобраны у Главкомов и командующих видами и родами войск. Штаты органов управления были урезаны до неприличия. Создание в такой ситуации Стратегического командования ВКО было бы отходом «от линии партии и правительства». Сыграли свою роль и интриги внутри Минобороны и Генштаба. Главком Стратегического командования любого вида войск по статусу был бы фактически равен Начальнику ГШ. Такого бывший НачГШ Макаров допустить не мог. Об обороноспособности как всегда никто не подумал.
- Сейчас в России нет сплошного радиолокационного поля. Мы ещё в 90-е годы знали, что надо было заменить 12,5 тысяч радиолокационных станций, которые обеспечивали прикрытие границы. Начали строить 4 загоризонтные радиолокационные станции. В США, кстати, тоже 4 подобных станции. Сейчас по этой программе в России никто не работает. Советский Союз имел загоризонтные станции в Находке и Николаеве. Начали строить загоризонтную станцию в Ковылкино. Не закончили. И на этом всё благополучно завершилось, - говорит бывший начальник Вооружений ВС, генерал-полковник запаса Анатолий Ситнов.
По оценкам специалистов, когда самолёт президента или премьера летит из Москвы во Владивосток, он примерно на 1,5-2 часа «выпадает» из наземного радиолокационного поля. И только самолёт-ретранслятор обеспечивает закрытую связь. В такой ситуации, говорить о полной системе наблюдения и предупреждения о нападении над всей страной, просто не приходится. Создание единого Стратегического командования ВКО в какой-то мере сняло бы напряжённость. Были бы поставлены и чётко сформулированы задачи. Началось бы восстановление системы предупреждения о воздушно-космическом нападении. А пока, как в известном четверостишье: «Над селом фигня летала серебристого металла. Много стало в наши дни неопознанной фигни».
Генштаб спасает то, что осталось
Начальник Генштаба ВС генерал-полковник Валерий Герасимов приостановил все мероприятия по созданию войск ВКО и объединению Академии ВКО в Твери и ряда вузов на базе военной академии им. А.Ф. Можайского в Петербурге. По решению НачГШ создана рабочая группа, которая проведёт тщательный анализ сил и средств, входящих в ВКО, и выработает необходимые решения по комплексному созданию системы воздушно-космической обороны и его головного вуза.
Особенную радость у ВКОшников вызывает решение приостановить уничтожение Академии ВКО путём слияния с «Можайкой». Аргументы.ру неоднократно писали об этом преступном решении экс-министра Сердюкова и его начальника Департамента образования Приезжевой. В пользу «Можайки» по личному распоряжению начальника Департамента образования Минобороны грабилась уникальная библиотека тверской Академии. Из неё безжалостно вывозились учебные пособия, научно-технические материалы. Встал вопрос и об уничтожении единой системы учебных командных пунктов всех уровней управления ВКО, построенной всего несколько лет назад. От командира ракетного дивизиона до управления стратегическим командованием. Такие учебные командные пункты ещё есть только у США. Стоят они и там и в России – миллиарды. Перевезти их на новое место практически невозможно.
- Нам понятно, почему начальнику Академии им.Можайского генерал-майору Суворову так хочется возглавить «системообразующий» ВУЗ ВКО. Специалистов «Можайки» может с успехом готовить любой гражданский вуз. Об этом говорит и название традиционных специальностей: эксплуатация и проектирование зданий и сооружений, эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения наземных и подземных сооружений и т.д. Если допустить, что руководство Минобороны, наконец, возглавят профессионалы, которые поймут разницу между запусками ракет с Байконура и отражением воздушных ударов, то «Можайке» (которая, кстати, стала академией только благодаря факультету ракетно-космической обороны, переведённому из Твери) грозит «распогонивание», а гражданские специалисты получают гораздо меньше, чем офицеры-преподаватели. Плюс статус. Плюс мировой бренд - «Академия воздушно-космической обороны», - считает полковник Захаров.
В Питере всегда отлично учили инженерный состав, и никогда командиров, которые руководили частями и соединениями, предназначенными для ведения воздушных и противовоздушных боёв. Вот если бы кто-то собирался сбивать неприятельские ракеты и самолёты «Союзами» и «Протонами» - это было бы оправданно. Но к счастью, такие бредовые идеи не успели овладеть умами предыдущего руководства Минобороны.
При этом в военном ведомстве знают, что именно начальник «Можайки» Суворов при мощнейшей поддержке Приезжевой и ряда заинтересованных высших офицеров продавил решение по уничтожению академии Жукова через руководство сердюковского Минобороны. В ход было пущено всё: и ложь о готовности готовить всех и вся при отсутствии преподавателей и специализированной учебно-материальной базы, и жалобы в Департамент образования о том, что руководство Тверской академии якобы удерживает преподавателей, не отпуская в Санкт-Петербург. Офицеры, прибывшие в Тверь из «Можайки», по приказу Приезжевой собирали компромат на таких же офицеров в Академии им. Жукова. Правда, ничего не нашли.
Не секрет, что на главный корпус Академии пресловутые дельцы из «Оборонсервиса» уже «положили глаз» – центр города. И плевать на научные школы, которые оказались бы уничтоженными в ходе перевода: из преподавателей практически все отказались переезжать в Санкт-Петербург. Плевать на слушателей, которые бы не получили комплексного базового образования офицера ВКО. Да, по большому счёту, плевать им на обороноспособность страны.
На площади перед тверской Академией стоит памятник её основателю маршалу Советского Союза Георгию Жукову. Существует традиция, что каждый выпуск закладывает там памятную плиту. Когда осенью этого года курсантов срочно отправили в Питер, они сложили под плиту перед великим полководцем символы своей курсантской жизни – ручки, шевроны. И пообещали на выпуск приехать именно в Тверь. Наверное, Маршал Победы помог. Решение об уничтожении его детища временно приостановлено.