Аргументы Недели → Армия № 44(336) от 15.11.2012

Что делать новому министру обороны?

, 17:06

Как будет развиваться наша армия после отставки А. Сердюкова и Н. Макарова? Что должны делать новый министр С. Шойгу и новый начальник Генштаба В. Герасимов? Все эти вопросы сейчас задают себе многие военные эксперты. Перед новым руководством стоит задача исправить недостатки системы выстроенной бывшим министром обороны. Однако, как сказал Верховный главнокомандующий: требуется сохранить всё хорошее, что сделано за эти годы.

Прислушаться к военным

А. Сердюков, будучи гражданским, злил военных самим этим фактом. Да и предыдущий министр С. Иванов, несмотря на то что был выходцем из спецслужб и имел генеральское звание, мундира также не надевал. Военных можно понять: хочется отдавать честь тому, кто сам может это сделать. К тому же Сердюков и не пытался наладить отношения с военной «корпорацией», действуя часто как самодур.

После вступления в должность С. Шойгу был восстановлен на военной службе в звании генерала армии. Так что мундир, хотя бы иногда, он носить будет. К тому же он явно склонен прислушиваться к военным. Первые шаги новой команды, например, решение о возврате на парады суворовцев и нахимовцев, – явно направлены на налаживание с ними отношений.

Среди первоочередных мер, направленных на снижение раздражения в армии – наведение порядка с кадровой работой. Речь идёт о вопиющем явлении, когда назначения на должности или присвоения очередного звания люди ждут по полгода и больше. В результате на генерал-лейтенантских должностях по году сидят полковники, командующие генералами. И ни звания нового нет, ни утверждения в должности.

Подправить, а не разрушить

Совершенно очевидно, что в первую очередь требуется пересмотреть концепцию реформы военного образования, убрав с этого направления мадам Приезжеву – её в Вооружённых силах не выносят абсолютно все. И вообще, «женское население» Центрального аппарата МО необходимо сократить. На освободившиеся должности нужно вернуть военных. К тому же сейчас на многих местах сидят те же военные, но снявшие погоны. При этом они сильно потеряли в зарплате. Так что вопрос с повышением зарплат гражданским служащим МО тоже надо решать – разница стала слишком велика. Это вызывает проблемы и отток персонала.

Далее необходимо отменить ряд радикальных решений, например, о замене двухлетнего обучения в военной академии 10‑месячными курсами, и прочих попыток внедрения у нас американской системы военного образования. Она неплоха, но перенимать её нужно крайне осторожно. Следует пересмотреть и концепцию медобеспечения Вооружённых сил, постаравшись скорректировать её в сторону возврата к доказавшей свою эффективность старой системе.

Требуется навести порядок с ОАО «Оборонсервис», поставив более эффективный заслон воровству. Не важно, кто «сидит на ресурсах», военный или гражданский чиновник. В любом случае он испытывает большой соблазн, поэтому нужен строгий надзор за его деятельностью. Причём вопрос о том, кто будет сторожить сторожа – тоже забывать нельзя.

С другой стороны, деятельность многих структур, таких как «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», – не вызывает особых нареканий даже у военных. Конечно, необходимо провести ревизию объектов недвижимости, проверить, что реально есть, сколько стоит и что с этим делать.

Следует проверить, что из закупаемых иностранных видов вооружения и компонентов нам реально нужно. При этом не надо рубить сплеча, например, в вопросе со сборкой в России бронемашины «Рысь» – это отличная в своём классе машина, и ей найдётся место в армии. Тем не менее надо активнее требовать от промышленности и наших аналогов, не хуже «итальянки».

Практика испытаний в России иностранных видов бронетехники тоже не является порочной. Покупать её не обязательно – нам бы изучить. Другое дело, что иногда «за просмотр» требуют купить небольшую партию – и совершенно не обязательно от этого отказываться. Американцы тоже активно используют нашу технику, вооружая спецчасти на полигонах для обучения войне с абстрактными «силами противника». Да и западной экипировке найдётся место – будет с чем сравнивать нашу перспективную, что уже испытывают в войсках. Главное – не превращать такие закупки в кормушку.

А вот формирование новых бригад, отработку перспективных структур и прочие начинания прекращать нельзя. Не стоит идти на поводу у «советчиков», призывающих вернуться «к проверенному старому».

Форменный вопрос

Нужны деньги и для внедрения в войска новых комплектов полевой формы. Форма великолепная, в ней учтены и плюсы и минусы «цифры», и достоинства обкатанных войсками экспериментальных комплектов, и мировой опыт. Новая многослойная форма вряд ли хуже американской. Но она дорого стоит – от 40 до 70 тыс. руб. за комплект. И Минфин этих денег пока не выделил. Сможет ли Шойгу выбить эти деньги из Минфина? Главное – не слишком затягивать с вхождением в курс дела и начинать работать.

Жёсткость без грубости

Новый министр и новый НГШ будут больше опираться на военных профессионалов. Это правильно и необходимо и для страны, и для армии. С. Шойгу не склонен к принятию решений с чужого голоса, без всестороннего рассмотрения идеи, поэтому «напеть в уши» новому министру не получится. К тому же он считается чрезвычайно жёстким руководителем. Виновные у него в МЧС с должностей летели быстро. Тем не мене он никогда не был грубым.

Поэтому где-то через полгода могут появиться очередные «обиженные» генералы и полковники, «уволенные за правду и несогласие с губительными реформами министра С. Шойгу». Относиться к этому надо спокойно.

Выбить деньги

Крайне важным вопросом, который срочно должен решить C. Шойгу, является выделение дополнительных бюджетных средств. Да, деньги уже выделены солидные. Расходы на армию в 2013 г. составят 1 635,7 млрд. рублей. Это на 241,4 млрд. руб. больше, чем в текущем году. В 2014 и 2015 гг. денег ещё прибавится: 1 903,1 и 2 410,3 млрд. рублей. Но и их всё равно не хватит. При составлении бюджета Минфин «подрезал» ассигнования на закупку ГСМ и продовольствия. Впрочем, не хватает совсем немного.

Мало выделено денег и на приём контрактников – войскам требуется квалифицированное пополнение, планируется довести комплектность войск до более чем 90%. А денег хватит лишь на 30 тыс. новых контрактников в год вместо дополнительного набора до 50 тысяч.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram