Не так давно китайцы официально и торжественно приняли в состав своего флота бывший советский тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 11435 «Варяг». Теперь это авианосец «Ляонин» с бортовым номером 16. Китайская пресса гордо сообщила – страна вступила в «эру авианосцев». Действительно ли это так или китайский официоз торопит события?
Испытания корабля под прицелом пиарщиков
Впервые восстановленный заново авианосец, не имевший тогда ещё имени, вышел с верфи 10 августа прошлого года. Первый выход продлился три дня. Всего с тех пор корабль совершил 10 выходов в море общей продолжительностью 103 дня. Правда, некоторые выходы оказывались неожиданно короткими – видимо, что-то ломалось.
Сейчас, после официальной передачи флоту, китайская пресса не устаёт демонстрировать эффектные кадры с большим белым кораблём. В китайском флоте используют этот цвет в отличие от принятой в России «шаровой» – серо-синей окраски. Белый – более нарядный, но совершенно демаскирует корабль на фоне моря. Телевидение Поднебесной показывает экипаж, который почти весь состоит из офицеров. Это говорит о том, что ценный корабль боятся доверить нижним чинам, хотя в НОАК и нет срочников – набор в армию добровольный. СМИ рассказывают о женской части экипажа, демонстрируют внутреннее убранство и даже столовые «Ляонина». В общем, пиарят вовсю.
Хождение по мукам
Строительство тяжёлого авианесущего крейсера «Варяг» (до 1990 г. – «Рига») было заморожено на верфи в Николаеве сразу после распада Союза. Готовность систем корабля на момент консервации составляла 78%. До 1998 г. законсервированный ТАВКР стоял у стенки завода в Николаеве, и его пытались «пристроить». В итоге корабль купили китайцы по цене металлолома – 20 млн. долларов. Покупали через подставную фирму якобы для устройства в корпусе корабля казино. Это была не первая покупка списанного авианосца – китайцы скупили и пару предков «Варяга», и бывший австралийский авианосец «Мельбурн» времён войны. После внимательного изучения конструкции те корабли превращались в музеи или аттракционы.
С «Варягом» быстро стало ясно, что, в отличие от предыдущих китайских покупок, делать из него казино не будут. Американцы это поняли сразу, поэтому заставили украинцев снять с корабля перед продажей вообще всё, что можно и нельзя было снять (вряд ли их надо было сильно упрашивать). Часть оборудования была демонтирована по требованию российской стороны – всё, что было секретно.
Буксировка корпуса корабля в Китай заняла почти два года. Большую часть времени турки не пропускали корабль через Босфор и Дарданеллы. Они ссылались на небезопасность буксировки огромного неуправляемого корпуса для мореплавания в проливах и Мраморном море. Но в итоге всё же уступили.
Ясно, что за этими препонами стояли США. Как стояли они и за тем, что случилось с недостроенным первым советским атомным авианосцем «Ульяновск». Украинское правительство в 1992 г. быстренько разделало корпус корабля, так как некая западная фирма предложила выгодный контракт на строительство крупных судов. Для этого был нужен стапель «Ульяновска». Фирма была подставная и тут же распалась, а «строители незалежной второй Франции», как обычно, остались «без порток, зато в вышиванке».
Шутка истории
Ляонин – это провинция, в которой расположен Ляодунский полуостров с городом Далянь, где и переделывали «Варяг». Далянь когда-то назывался Дальний. Сейчас в город входит район Люйшунь, тоже известный каждому русскому человеку как город Порт-Артур. Вот так «Варяг» оказался в тех местах, где служил его предок, и тоже под чужим флагом – знаменитый крейсер был поднят японцами и служил в японском флоте. А недалеко, во Владивостоке, служит «Варяг» нынешний – гвардейский ракетный крейсер, флагман Тихоокеанского флота.
Восстановление или воссоздание заново?
Долгое время китайцы чуть ли не с лупой внимательно изучали корабль. Затем начали приводить в порядок. Процесс этот был начат на верфи в Даляне в 2004 году.
Состояние корабля было ужасным. Большую часть оборудования пришлось устанавливать заново – по некоторым сведениям, даже важнейшие элементы главной энергетической установки отсутствовали. Частично были демонтированы и кабель-трассы, а те, что остались, – лишились маркировок. С корабля было демонтировано всё электронное и радиотехническое оборудование, всё вооружение. По сути, это была лишь коробка, в которой, правда, позвякивали какие-то детали, не известно, нужные ли.
Китайцы восстановили силовую установку, поставили своё радиотехническое оборудование, правда, поразительно напоминающее наше. Вместо шахт, в которых на «Варяге» должны были стоять пусковые установки тяжёлых противокорабельных ракет «Гранит», китайцы установили дополнительные цистерны для авиационного горючего, расширили ангар.
Вооружение они поставили также своё – 30-мм зенитные артиллерийские комплексы, клоны голландского ЗАК «Голкипер». Конечно, до той объектовой ПВО, которая стоит на «Кузнецове» и была на «Варяге», китайская не дотягивает – ближняя ПВО этих кораблей была самой плотной в мире. Но это не так и важно – «Ляонин», скорее всего, никогда не будет боевым авианосцем.
Мог ли он стать нашим?
На этот вопрос можно ответить однозначно – да. Строившийся ТАВКР в первую очередь предлагали России. Нужно было всего-то 200–250 млн. долларов. Но тогда нам было не до покупки авианосцев – сохранить бы то, что имели. Флот усиленно уничтожался, нестарые ещё корабли уходили по цене лома. Да и найти такую сумму, копеечную для нынешней России, тогдашнее руководство не захотело. А отдавать за долги такой корабль украинцы не стали. Жаль – России бы не помешал сейчас второй авианосец.
Боевой авианосец – или имитация?
Является ли «Ляонин» боевым авианосцем? Разумеется, нет. Да и сами китайцы ясно дают это понять, присвоив ему двузначный номер – он в ВМС НОАК принадлежит учебным кораблям. Его ждёт длительный период отладки, переделок, испытаний, отработки сначала пробной посадки и взлёта с него. Сейчас над его палубой летают испытатели, а потом ещё потребуется обучить строевых палубных лётчиков. Всё это может занять не меньше 5–6 лет.
Но даже в случае формирования на «Ляонине» полноценной авиагруппы он всё равно останется лишь «плавучей партой» китайского авианосного флота. Характеристики восстановленного корабля не позволяют рассчитывать на него как на боевой авианосец, который можно отправить к чужим берегам.
Где посадки?
Сейчас китайцы активно распространяют различные фото первых посадок вертолётов на корабль. Хватает и различных спекуляций на тему посадки самолётов. Например, недавно было опубликовано фото с самолётом, стоящим на палубе, но специалисты опознали в нём специальный макет.Так что никаких подтверждений состоявшейся посадки пока нет.
Понятно, что в конечном итоге китайцы научатся и садиться, и взлетать. Причём достаточно скоро. «АН» полагают, что первая пробная посадка может случиться в этом или следующем году.
Первым делом – самолёты
Если с вертолётами, которые можно базировать на «Ляонине», более-менее ясно было с самого начала, то с самолётами сложностей хватало. В своё время китайцы пытались купить несколько новых Су-33 у России, но им было предложено купить целую партию этих машин. Мотивировка простая – невыгодно заново начинать производство ради нескольких самолётов (и вообще, нечего копировать – покупайте).
Китайцы решили грызть кактус самостоятельно. Идею сделать палубный вариант истребителя J-10 (китайская версия израильского «Лави» с нашим двигателем) в КНР не отвергли, но отложили в долгий ящик – из одномоторного самолёта выходил неважный палубник. Они пошли по пути наименьшего сопротивления. На Украине нашли один из первых прототипов Су-33, купили и скопировали его, кое-что, правда, изменив. Полученный клон назвали J-15 «Летающая акула».
По утверждению китайцев, на нём стоят двигатели местной разработки – WS-10. Но многие эксперты сомневаются в этом, предполагая наличие на используемых в испытаниях самолётах наших АЛ-31Ф. К тому же, говорят, что китайский самолёт получился тяжелее Су-33. Как он будет взлетать с корабля с боевой нагрузкой – пока вопрос открытый.
Что после него?
Нельзя считать переделку «Варяга» в «Ляонин» чисто китайской заслугой. Хотя основную работу сделали они сами, но без посторонней помощи вряд ли бы справились. Китайцы активно сотрудничали по этому вопросу с украинскими корабелами из Николаева. Ездили и к проектировщикам ТАВКР проекта 11435 в Россию. Более того, несколько лет назад Китай купил у России проект среднего авианосца, созданный на его основе. По нему, возможно, изменённому самими китайцами, и будут строиться следующие два китайских авианосца – вот они уже и будут боевыми. Повторяется история, что и с новейшими китайскими эсминцами, фрегатами и субмаринами – они являются плодом военно-технического сотрудничества России и КНР.
Но китайцы смотрят дальше – уже вовсю ходят слухи о разработке ими большого атомного авианосца, причём с катапультами, а не с трамплином. Насколько этот «Тип 085», если его реально начнут строить, будет похож на разобранный на стапелях «Ульяновск», – пока не знает никто.