В понедельник в Москву с трёхдневным визитом прибыл премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. Иракский премьер приехал с обширной делегацией, в том числе с пятью министрами, включая министра обороны. Переговоры затронули широкий спектр двухсторонних отношений, но основной темой стало подписание крупнейшего соглашения по закупке российского вооружения.
Экспорт оружия растёт стабильно
Вечером во вторник после переговоров стало известно о подписании контракта на поставку Ираку вооружения и военной техники на сумму более 4,2 млрд. долларов. Что и говорить, деньги очень значительные. Это лишь в два раза меньше самого большого единовременного пакета с таким крупным покупателем российского оружия, как Алжир.
Первые утечки о готовящейся сенсационной сделке появились ещё в августе. Сенсация в том, что недавно переживший оккупацию Ирак справедливо считается оружейной вотчиной США и их союзников. И вот – «мегасделка» состоялась.
В целом российский оружейный экспорт растёт хорошими темпами. В этом году он достигнет 13,2 млрд. долларов. Москва стабильно удерживает вторую позицию в мире по продажам оружия, в 2,5 раза обходя по продажам Францию. Что же до лидера – США, то они немалую часть своего оружия реализуют по линиям военной помощи (сами и оплачивают) или же поставляют союзникам, у которых нет другого выбора. Так, тому же Ираку будет поставлено оружие на сумму до 12 млрд. долл. – танки, истребители F‑16 и многое другое. Но большая часть – в рамках военной помощи по завышенным ценам.
Бывший крупнейший покупатель
Ирак когда-то был крупнейшим покупателем советского оружия. Армия Саддама Хусейна была вооружена на 80% советскими танками, самолётами, орудиями, ЗРК и многим другим. Поражение в войне 1991 года и особенно многолетние международные санкции сильно проредили иракские арсеналы. После того как американцы оккупировали страну, их остатки достались победителям.
Перед Вашингтоном встал вопрос вооружения подконтрольной ему армии «нового» Ирака. Приходилось учитывать и то, что местные привыкли именно к нашему оружию. В итоге США закупили большие партии старого советского оружия у спешно разоружавших свои армии «новых европейцев» из Восточной Европы. Например, в Венгрии и Чехии были закуплены танки Т-72М1, лёгкая бронетехника и орудия. Часть техники досталась бесплатно.
Быстро выяснилось, что лучше российских транспортно-боевых вертолётов Ми-8 (Ми-17) для сложных климатических условий не существует. Американцы по достоинству оценили наши машины и закупили их для иракской армии.
Будут ли возражать американцы?
Есть мнение, что США совсем не против военно-технического сотрудничества РФ и Ирака. Например, в недавней статье в «Нью-Йорк Таймс» генерал Роберт Каслен-младший заявил, что «США не могут достаточно быстро поставлять вооружение Ираку, особенно зенитные системы, чтобы удовлетворить потребности страны, и иракцы обращают взор на других поставщиков военной техники, включая Россию». Проще говоря, американцы не могут предложить в сегменте войсковых систем ПВО ничего хорошего.
Войсковая ПВО Армии США представлена либо ЗРК «Пэтриот», либо ПЗРК или системами на их основе – ничего и близко похожего на «Панцирь» там просто не создано. Более того, по прибытии в Москву премьер Ирака аль-Малики заявил, что руководство его страны не намерено объяснять США закупку российского вооружения. Оружие якобы требуется для борьбы с террористами.
Второе пришествие Ми-28 в Ирак
По имеющейся у «АН» информации, среди планируемых к закупке видов вооружения и военной техники значатся: многофункциональные истребители МиГ‑29М2, ударные боевые вертолёты Ми-28НЭ, зенитные ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК) «Панцирь-С1Э», современные РЛС, бронетехника и др. Первой партией, возможно, станут 30 вертолётов Ми-28НЭ и 42 ЗРПК «Панцирь-С1Э». И если «Панцирь» уже продаётся активно в несколько стран, то для Ми‑28НЭ Ирак может стать стартовым экспортным заказчиком.
Любопытно, что Ми-28 один раз – в 1990 году – уже чуть не продали в Ирак. Речь идёт об упрощённой версии предка ночного многофункционального ударного вертолёта Ми-28Н «Ночной охотник» – вертолёте Ми-28А. Созданная в 80‑х годах и испытанная в Афганистане машина тогда уже завершала испытания и заинтересовала иракцев. Но сделка по продаже машины, названной Ми‑28Л, была отменена – Саддам Хусейн вторгся в Кувейт.
Иракская армия
Иракская армия стремится нарастить свои силы, чтобы перестать быть вспомогательными войсками при оккупантах и начать нести функции по защите страны самостоятельно. Но пока современная армия Ирака больше похожа на внутренние войска: минимум танков, артиллерии. Нет ракетных систем, почти нет ПВО, авиация слаба. Собственно до недавнего времени армия только боролась с вооружёнными группировками внутри страны.
В данный момент вооружённые силы Ирака насчитывают чуть менее 200 тыс. человек. На вооружении 11 дивизий и 2 бригад находится примерно 200 танков: Т-72М1, Т-55 и М1А1 «Абрамс», около 2 тыс. бронемашин различного производства и другая техника. Большую часть этой техники, например, американские БТР, машины MRAP, польские броневики – просто оставили выводимые из страны оккупационные войска.
Иранский фактор
Ситуация в Ираке вообще во многом парадоксальна. Став за долгие годы оккупации американским бастионом в регионе и угрозой для соседнего непокорного американцам Ирана, сам Ирак почти всё это время управлялся людьми, которых можно считать, как минимум, агентурой влияния Тегерана.
Дело в том, что шииты составляют большинство населения Ирака. При Саддаме правили сунниты, и американцы, за исключением небольшого числа коллаборационистов, не могли на них опереться. Курды – достаточно ненадёжны, так как стремятся к отделению от страны вместе с нефтеносными районами. Оставались шииты, сильно пострадавшие от С. Хусейна. Но тут Вашингтон столкнулся с тем, что проамериканских кадров среди шиитов тоже мало, а вот проиранских – сколько угодно. Иран активно поддерживал шиитские движения, а когда американцы оказали Ирану услугу, убрав С. Хусейна, шиитские деятели постепенно составили костяк правительства нового Ирака.
Против кого?
Возникает резонный вопрос – а зачем Ираку такое вооружение, как истребители и средства ПВО. Основную опасность для режима представляет внутренний раскол страны: конфликты между тремя основными группами населения – арабами-суннитами, арабами-шиитами и вездесущими курдами. Тех же курдов очень сильно беспокоят военные закупки Багдада. Например, против покупки американских самолётов F-16 резко выступил президент Курдской автономии М. Барзани. Он считает, что самолёты закупаются именно для бомбёжек курдов. Но не так всё просто.
В последнее время обострились противоречия между Багдадом и Анкарой. Турок не устраивает позиция, занятая иракским руководством в отношениях с Ираном и Сирией. Иракцы формально нейтральны по отношению к сторонам конфликта. Но они не препятствуют транспортировке через свою территорию грузов и людей из Ирана в воюющую с бандитами Сирию. Официально Багдад уверяет, что грузы носят гуманитарный характер, а люди не являются иранскими военными – поди проверь! Да ещё и продаёт Сирии горючее, в котором та нуждается.
Не дают иракцы и создавать лагеря для подготовки и базирования бандитов так называемой Свободной сирийской армии (ССА).А вот турки, которые в последнее время явно нарываются на крупные неприятности, портя отношения со всеми соседями, наоборот, всячески поддерживают эти банды террористов. И более того, пытаются давить на Ирак. Руководство Турции во главе с Эрдоганом, очевидно, не знает поговорку – «если ты плюнешь в окружающих, то никто особенно не пострадает, если в ответ они плюнут в тебя, то ты утонешь».