Недавно в подмосковном Жуковском состоялся 2-й международный форум «Технологии в машиностроении – 2012» (ТВМ-2012). Выставка была посвящена новинкам военной техники. «АН» расскажут о наиболее интересных из них.
«Зверь Кандагара»
В недавней истории с захватом иранцами сверхсекретного БПЛА США RQ-170 Sentinel – «Зверь Кандагара» прославилась тактическая система исполнительной радиотехнической разведки «Автобаза». На выставке она была представлена лишь в виде модели. Создатели вообще вели себя скромно – им явно надоели одни и те же вопросы типа «как ваша машина украла беспилотник?»
Тем не менее кое-что они рассказали. Ничего украсть «Автобаза» не может. Её задача – обнаружение работающих радиосредств воздушных целей, их опознание и классификация. А затем передача информации помеховому комплексу, в состав которого она входит. Комплекс уже мог поставить помехи каналам связи «Зверя Кандагара». А вот заставить его сесть или вообще перехватить управление – этого и «Автобаза», и комплекс, в который она входит, не могут.
Но на выставке был представлен комплекс, который вполне мог решить такую задачу. Машину называют «Шиповник» – мобильный автоматизированный комплекс радиоконтроля и постановки помех дистанционно-управляемым аппаратам.
Комплекс способен засекать и анализировать командные радиоканалы различных беспилотных летательных аппаратов. Затем «Шиповник» подвергает их настоящей экзекуции – подавляет и при возможности перехватывает управление на себя. Кроме того, машина способна лишить аппараты противника спутниковой навигации GPS, подавить сигналы или подменить их фальшивыми. В результате БПЛА противника сбивается с курса.
В первую очередь «заваривать шиповник» планируется там, где ожидается много мелких, почти незаметных беспилотников. Большой БПЛА сбить несложно, а вот полуметровый самолётик на высоте километра не слышно и не видно. Именно такие долгое время беспокоили наши войска на базах в Абхазии и Южной Осетии.
Однако, по словам специалистов, перехватить управление такого современного аппарата, как «Зверь Кандагара», всё-таки нельзя. Его можно заставить крутиться на одном месте без малейшей ориентации в пространстве, до полной выработки горючего. После чего он с минимальными повреждениями планирует на землю. Похоже, именно это и произошло в Иране.
Смерть для вертолёта
Одной из самых интересных на форуме была экспозиция противовертолетных мин (ПВМ). Один из первых вариантов такой мины «Темп-2» представлял собой поражающий элемент, наводившийся по сигналу акустических датчиков. Он наводился в нужную точку и подрывался. При взрыве формировалось так называемое «ударное ядро» – летящее со скоростью до 3 км/с. Оно может разнести вертолёт в клочья на высоте до 200 метров.
Новые мины сделаны на том же принципе, но намного проще предков – у них нет приводов и моторов. В круглом корпусе установлены небольшие заряды, которые по сигналу акустического датчика срабатывают при пролёте вертолёта над миной. Сформированные таким образом поражающие элементы расходятся конусом и разрубают вертолёт в труху. Плюсом данного варианта являются компактность, простота и надёжность мины, минусом – необходимость ставить значительное число мин. Она сбивает вертолёт, только когда он пролетает прямо над миной.
ПВМ могут прикрывать войска от ударных вертолётов или подступы к важному объекту. Чужие вертолёты от своих мина отличает по звуку двигателей. Однако есть секретные тонкости. Враги, захватив, к примеру, отечественный Ми-8, пролететь всё равно не смогут.
Всевидящее око
База отечественного бронеавтомобиля «Тигр» считается очень удобной для создания различных небольших командных машин и носителей спецоборудования. Одна из таких машин привлекла внимание «АН». Она называется СБРМ – служебно-боевая разведывательная машина. Такая техника оснащается подъёмной пятиметровой мачтой с РЛС и оптико-электронным блоком с тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами.
Выдвинув её, СБРМ может засечь танк на расстоянии 10 км, машину – 8 км, а человека – 3,5 км. Такой «Тигр» обнаружит и воздушные цели вроде беспилотников. Кроме того, сама машина несёт два небольших БПЛА и целый комплект устанавливаемых на местности датчиков – сейсмических, магнитометрических и прочих. Они предназначены для обнаружения движения техники или людей.
Среди другого оборудования – радиопеленгатор, блокиратор радиоуправляемых фугасов и мин, система связи и навигации. Есть даже система СОВА, засекающая снайперов по звуку выстрела. Машина прекрасно подойдёт разведчикам как на войне с регулярной армией, так и с бандами террористов. Чем отбиться от них, тоже есть: дистанционный модуль с крупнокалиберным пулемётом стоит на крыше.
Мохнатый «Тагил»
Главной звездой показов бронетанковой техники стал, конечно, новейший танк Т‑90МС «Тагил». Он оснащён новой динамической защитой «Реликт». Новая башня защищена кардинально лучше, чем башня Т-90А1. Новая система управления огнём (СУО) «Калина» является сейчас лучшей в мире среди тех, которые демонстрировались публике. Оснащённая российско-белорусскими прицелами «Сосна‑У», «Соколиный Глаз», блоком автомата сопровождения целей, прицелом-дублёром вместе с новой пушкой и стабилизатором, она обеспечивает превосходную точность в любых условиях.
Танк демонстрировался с маскировочным комплектом «Накидка», способным в разы снизить радиолокационную и тепловую заметность. Кроме того, на части элементов корпуса Т-90МС был надет маскировочный комплект «Терновник». Этот «мохнатый» материал резко уменьшает заметность машины для РЛС (кстати, если в этот «мох» завернуть мобильник – он перестанет работать).
Другой танк, привлёкший внимание специалистов, выглядел намного менее эффектно, но это не делало его менее значимым. Он прибыл из Питера – с бронетанкового ремзавода в Стрельне – и был покрашен в белый цвет. С виду это был обычный Т-72Б1 образца 1985 года. Но на нём установлена совершенно новая СУО – сестра СУО «Калина». Как уверяют разработчики, по ряду характеристик система лучше установленной на «Тагиле».
На вопрос о белом цвете создатели шутят, что танк, мол, миротворческий, предназначен для принуждения к миру. Однако кого следующего придётся принуждать – уточнить отказываются.