Как было известно еще весной, Россия более не участвует в тендере на поставку в Индию 126 легких многофункциональных истребителей. На объявленный в 2007 г. тендер стоимостью более 10 млрд. долларов были выставлены шесть моделей самолетов: российский МиГ-35 поколения «4++», шведский Gripen NG, американские F/A-18F и F-16IN, Eurofighter Typhoon и Rafale Dassault.
В финальную стадию тендера попали только европейский и французский самолеты – «Тайфун» и «Рафаль». Но только на днях стало известно, по какой формальной причине индийцы отвергли наш самолет.
Докопаться до столба
Как сообщается в отчете ВВС Индии, направленном в Рособоронэкспорт, индийцев не устроили два момента. Первый – они посчитали, что тяга установленных на МиГ-35 двигателей РД‑33МК ниже той, которую они хотели бы иметь на самолете. Данная претензия не может рассматриваться как объективная. Во-первых, этот же двигатель устанавливается на закупаемые Индией палубные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ. И там их тяга и параметры индийцев устроили.
Более того, они рассматривают вопрос и об установке этого двигателя на национальный индийский долгострой – легкий истребитель «Теджас» Мк.1. В настоящий момент там стоит американский двигатель «Дженерал Электрик» F404-GE-IN20, который как раз и не обеспечивает самолету нужных летных характеристик. Его тяги в 8500 кгс недостаточно. А вот наш РД-33МК, способный развить до 9000 кгс тяги на форсаже и 9400 – на чрезвычайном взлетном режиме, будет в самый раз.
Что же это получается? На палубном самолете примерно той же массы двигатель годится, а на сухопутном не годится? Кроме того, ОАО «Климов» и ММП им. Чернышева – создатель и производитель этих двигателей – предлагали индийцам более мощную версию семейства РД-33, и даже с отклоняемым вектором тяги (ОВТ), что делало бы МиГ-35 сверхманевренным. Но индийцы отказались. И теперь требуют того, чего сами не захотели.
Чудеса вокруг радара
Еще «чудеснее» выглядит ситуация с радаром, который был второй претензией к МиГ-35. Индию не устроило, что многофункциональная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (РЛС с АФАР) «Жук-АЭ» показала на испытаниях дальность обнаружения и захвата целей ниже запланированной. По цели типа истребитель она составила 148 км в передней полусфере и 60 – в задней. Дальность по наземным целям составила 61–72 км, картографирование местности было проведено с разрешением 5 метров.Но на испытаниях была представлена станция-прототип, в которой есть отличия от серийного образца. Серийная станция «Жук-АЭ» будет обнаруживать истребители на дистанции 200 км, дальность по наземным целям составит до 100 км, а разрешение картографирования местности возрастет до 1 метра.Индийцы прекрасно знали, с какой станцией имеют дело, и что они получат, если выберут наш самолет.
Все самолеты-претенденты предъявлялись на испытания в Индию. Все участники тендера покатали на своих самолетах различных местных политиков, миллиардеров или деятелей кино. Наша страна пошла иным путем – индийские офицеры были приглашены в Россию и принимали участие в госиспытаниях МиГ-35. Это, безусловно, позволило индийским летчикам и авиационным специалистам наилучшим образом ознакомиться с машиной, которой они дали наивысшие оценки. И теперь такая смехотворная причина!
А конкуренты лучше?
Если взглянуть на список отвергнутых и избранных участников истребительной гонки, то становится ясно, что наилучшие самолеты как раз и остались за бортом. Лучшим по комплексу характеристик и цене авиационные специалисты считают как раз наш МиГ-35. Американский F/A-18F «Супер-Хорнет», будучи хуже как истребитель, несколько опережает соперников по ударным функциям. А вот избранники – «Рафаль» и «Тайфун» – выглядят не лучшим образом. Очень приятный самолет «Рафаль», тем не менее, до сих пор не достиг тех летных характеристик, которые значились в задании на его разработку четверть века назад. Французам мешают двигатели М88, которые никак не удается модернизировать до нужной тяги. Тяга установленной на воюющие в Ливии самолеты самой новой версии М88-2Е4 составляет лишь 7445 кгс на форсаже. Еще хуже ситуация у «Тайфуна». И тем не менее их двигатели индийцев устраивают.
Что же до радаров, то французы и вовсе не имеют установленного на истребитель образца РЛС с АФАР. Есть прототип RBE2-AA, который установлен на вертолете, и доводить его еще достаточно долго. У «Тайфуна» ситуация с РЛС точно такая же – станция CAPTOR-E с АФАР находится в разработке и лишь предложена для оснащения этого истребителя.
Почему так произошло?
Так почему же нас отвергли? В индийских программах вооружения есть два основных кита – постоянные попытки «опереться на собственные силы» и «диверсификация поставок». Первое означает, что страна с упорством десятилетиями разрабатывает то свой танк «Арджун», то истребитель «Теджас», то ЗРК «Акаш» и «Тришул», то самоходный противотанковый комплекс «Наг». Иногда такие разработки заканчиваются относительно успешно, иногда «изобретается велосипед». В любом случае довольны остаются разработчики и связанные с военным бюджетом деятели – «пилится бодро».
Но армию-то все равно надо вооружать достойно, значит, приходится закупать за рубежом. И в этом случае индийцы никогда не закупают у одного поставщика, а всегда раскладывают яйца по корзинам. Мало ли – поссоришься с одним, зато другие останутся. В принципе разумно, хотя большая часть вооружений Индии все равно российского производства. Зато от разных государств и разных оружейных корпораций в виде взяток и откатов местным деятелям набегает значительно больше. А коррупция в Индии является древнейшим национальным видом спорта.