Аргументы Недели → Армия № 26(267) от 07.07.2011

Нужны ли новые атомные эскадры для нашего флота?

, 18:45

Минувшая неделя ознаменовалась рядом интересных заявлений руководителей Минобороны и оборонно-промышленного комплекса. Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Р. Троценко на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге заявил: «России нужны авианосцы». В 2016 г. ОСК приступит к проектированию такого корабля. Строить авианосец начнут в 2018 году. Завершат – в 2023 году.

Эти противоречивые чиновники

Разговоры о проектировании новых российских авианосцев идут уже несколько лет. Но заявления флотских и промышленных деятелей противоречат одно другому. То авианосец не нужен, то нужен – но не скоро. То надо построить два-три суперкорабля, то четыре-шесть.

В конце прошлого года главком ВМФ адмирал Высоцкий сказал, что сейчас ведутся опытно-конструкторские работы по проекту нового российского авианосца. И что он вот-вот будет готов. Однако вскоре министр обороны А. Сердюков объявил: средств на строительство авианосцев нет.

Из подобной чехарды можно понять только то, что необходимости в авианосцах уже никто не отрицает. Но пока есть разные мнения о том, когда и какие авианосцы строить. Р. Троценко считает: авианосец обязательно должен быть атомным и иметь водоизмещение в 80 тыс. тонн. Тут надо заметить, что срок строительства в 5 лет для такого гиганта выглядит просто нереалистичным. Успеть бы лет за 7!

Зачем России авианосцы

Авианосцы нужны для обеспечения боевой устойчивости соединений разнородных ударных сил. То есть эскадр надводных кораблей. Не секрет, лишенные авиационного «зонта» корабли в океанской войне долго не живут. Более того, силы авиации требуются для обеспечения большей живучести подводного флота. В том числе – при развертывании подводных ракетоносцев морских стратегических ядерных сил (МСЯС). Эта задача для авианосца является важнейшей. Как заявил адмирал Высоцкий, без прикрытия авиацией «боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота будет сведена к нулю уже на вторые сутки».

В идеале авианосцев потребуется по 2–3 на Северный и Тихоокеанский флоты. Ведь пока одна авианосная группа дежурит в океане, вторая готовится ее сменить, а третья проходит плановый ремонт.

Облик корабля

Многие военные аналитики полагают: за основу нового атомного авианосца будет взят советский проект 11437 – «Ульяновск». Этот 75-тысячетонный корабль пущен на металлолом Украиной в 20%-ной готовности.

Нам все же представляется: если от «Ульяновска» в новом проекте что-то и останется, то только общая размерность. Уж слишком много воды утекло и слишком изменились требования. Новый авианосец должен быть малозаметным – то есть иметь характерные для «стелс-кораблей» заваленные борта, надстройки с минимумом выступающих частей. Он должен нести совершенно другие средства ПВО и ПРО. На нем не будет дальнобойных противокорабельных ракет – их хватит на кораблях эскорта. А авианосец пусть лучше несет больше самолетов, топлива и боеприпасов для них. Думается, что и самолеты будут совершенно иные, чем планировались на советских проектах. Вероятно, это окажется корабельная версия истребителя пятого поколения Т-50.

Также понятно, что его энергетическая установка не будет паротурбинной. Такая сейчас установлена на нашем единственном авианосце «Адмирал Кузнецов». С ней было очень много мучений и повторения проблем не хочет ни флот, ни судпром. Поэтому выбор придется делать между газотурбинной и ядерной силовой установками.

Атомный эсминец

Все тот же Р. Троценко заявил: кроме атомных авианосцев в России планируется построить атомный эсминец. Видимо, решено реанимировать идею «атомной эскадры» на новом историческом витке. Получится или нет – большой вопрос. Учитывая, что строящиеся новые российские корветы вполне догнали по водоизмещению фрегаты, а те, в свою очередь, способны поспорить с эсминцами, можно предположить: новый эсминец сильно вырастет и догонит крейсера. Значит, будущая основная ударная единица надводного флота станет крупным боевым кораблем водоизмещением в 10–12 тыс. тонн, оснащенным многочисленными пусковыми установками крылатых, противокорабельных, зенитных и противолодочных ракет.

Потянет ли Россия строительство 10–12 атомных суперкораблей, нескольких атомных авианосцев, десятков атомных и обычных субмарин, 25 фрегатов и 40–50 корветов различного размера? Даже за пару десятилетий? Все-таки представляется, что данный проект «атомного суперэсминца» уступит место более скромному газотурбинному кораблю несколько меньшей размерности и стоимости. А глава ОСК просто озвучил свои мечты.

Атомная эскадра

Идея полностью атомной авианосной эскадры давно и прочно владеет умами адмиралов ведущих флотов. Американцы в свое время строили атомные крейсера, которыми рассчитывали прикрывать атомные авианосцы. Планировались и атомные фрегаты. Однако выяснилось: небольшим кораблям, менее 12–14 тыс. тонн водоизмещения, ядерный реактор не дает никаких преимуществ. Значительный вес реактора и его защиты съедает тот выигрыш, который образовался за счет отсутствия топливных цистерн. В итоге американцы отказались от «полностью атомных эскадр» как от утопии, а атомные крейсера и вовсе списали.

В советском флоте отголоском сходных теорий были тяжелые атомные крейсера типа «Киров». Лучший из них – «Петр Великий» – достаточно хорошо известен и сейчас находится в строю.

Суперкорвет пришельцев

Стало известно и о том, что ВМФ РФ будет получать корветы типа «Строгий». Этот небольшой корабль-катамаран имеет футуристический вид и оснащен вертикальными пусковыми установками зенитных и противокорабельных ракет, а также внушительного размера вертолетной площадкой. Конструкция корабля подчинена одному требованию – малозаметности. Внешне он похож на корабль пришельцев из другого мира. Сейчас идет проектирование этих кораблей – разработка проекта может занять не меньше года.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram