Производство вертолетов в России растет последние годы впечатляющими темпами. Если в 2007 г. было построено 102 машины, то в 2009-м – 183, в 2010-м – 214 вертолетов. В этом году «Вертолеты России» изготовят уже 267 машин, а в планах на 2012 год – преодоление планки в 300 единиц. Если раньше основную массу заказов отрасли составляли гражданские либо экспортные заказы, то сейчас все больше и больше вертолетов идет родным ВВС.
Начало подъема
Первые заметные поставки вертолетов в ВВС начались несколько лет назад. В полки на Северном Кавказе и в Ленинградской области с 2007 г. поступило около 50 новеньких транспортно-боевых вертолетов. Кроме того, было модернизировано более 30 ударных вертолетов для ведения боевых действий в ночных условиях.
Тем не менее операция по принуждению Грузии к миру в 2008 г. вскрыла ряд недостатков в нашей армии – выявлены проблемы и с вертолетным парком. Поэтому было решено резко нарастить поставки новых машин, иначе через несколько лет воевать даже с Грузией стало бы нечем.
В новой Государственной программе вооружений вертолетам уделено большое внимание. Только в этом году армия получит их более 100. Самолетов – только около 50, хотя и эта цифра является рекордной для постсоветских времен. В дальнейшем темп поставок составит 120–160 машин в год. Всего запланировано за 2011–2020 гг. поставить в войска почти 1500 вертолетов. Предусмотрено формирование до 18 бригад армейской авиации окружного и армейского подчинений. Каждая бригада будет оснащена 64 боевыми и транспортно-боевыми машинами. Десантно-штурмовые и воздушно-десантные соединения получат свои вертолетные части, это позволит резко повысить их мобильность и гибкость применения.
Ка-52 сменяет «Черную акулу»
В 1995 г. был принят на вооружение одноместный боевой вертолет Ка-50 «Черная акула». Эксплуатация этого великолепного по летным характеристикам аппарата, в том числе и в боевых условиях в Чечне, выявила как достоинства, так и недостатки одноместной машины. Поэтому было принято решение наладить выпуск нового двухместного ударного вертолета Ка-52А «Аллигатор». Созданный на базе «Акулы», он обладает столь же великолепными летными характеристиками, так же хорошо защищен и вооружен. Потребности ВВС в «Аллигаторе» оцениваются более чем в 150 машин – 36 из них уже заказаны. Завод «Прогресс» способен производить их до двух штук в месяц (по крайней мере так утверждают на предприятии).
В настоящий момент первые восемь серийных машин уже переданы ВВС. Недавно четыре «Аллигатора» из их числа прибыли на авиабазу 2-го разряда в селе Черниговка в Приморье. Поставка машин в линейные части, находящиеся относительно недалеко от завода, – это старая и правильная традиция. Новая техника ломается чаще, иногда требуются доработки, да и осваивается она с ошибками. Поэтому инженерам с завода приходится часто посещать боевые части. Планируется, что до конца 2012 г. вся авиабаза в Черниговке пересядет на «Аллигаторы». Возможно, группа из ее состава будет базироваться на Южных Курилах.
Главная сила
Основным ударным вертолетом в России является Ми-28Н «Ночной охотник». Этот боевой вертолет обладает великолепной броней, хорошо тяговооружен, может нести внушительную боевую нагрузку. Его мощное вооружение включает в себя 30-мм пушку, 16 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Атака-В» с дальностью поражения от 6 до 10 км, ракеты «воздух-воздух», неуправляемые ракеты, бомбы и бомбовые кассеты.
Официально Ми-28Н принят на вооружение в 2009 году. В настоящее время ведется его производство темпом 16 машин в год, в дальнейшем ожидается рост до 20–25 единиц. Сейчас этот вертолет имеется в авиацентре в Торжке и на авиабазах в Буденновске и Кореновске. Машины участвуют в учениях, ведут отработку тактики индивидуального и группового применений. Их общее количество уже более 40 штук, а потребности ВВС до 2020 г. оцениваются в 400 машин.
Комплекс бортового оборудования позволяет Ми-28Н применять оружие и летать ночью в сложных метеоусловиях. Правда, запланированная к установке радиолокационная станция пока так и не появилась на серийных вертолетах. Планируется, что радар на «Охотнике» появится только через два года. Получит Ми-28Н и новый бортовой комплекс обороны и новые оптико-электронные системы. Машина со всеми усовершенствованиями будет называться Ми-28НМ. Ее поставки ожидаются через несколько лет.
Вечно молодой Ми-8 и другие
Но большую часть поставок составят не ударные, а транспортные и транспортно-боевые машины. В настоящее время начаты испытания новой модификации самого тяжелого в мире транспортного вертолета –
Ми-26Т2. Одновременно «Роствертол» ведет интенсивный капремонт имеющихся в войсках
Ми-26, многие из которых уже долгие годы стоят «у забора».
Ведутся интенсивные поставки новых модификаций «вечно молодого» Ми-8. Не так давно партия из 10 таких машин поступила на авиабазу в Кореновске. Оснащенный новыми бортоборудованием, двигателями, более грузоподъемный вариант «восьмерки» вполне устраивает ВВС и всех остальных потребителей. Это самый массовый двухмоторный вертолет в мире и второй среди всех типов. Правда, на подходе новая, глубокая модернизация Ми-8М – она сменит нынешнюю серию на конвейере через несколько лет.
Для обучения в Сызранское училище вертолетчиков уже поставляется выпускаемый в Казани легкий вертолет «Ансат-У». Эта простая и недорогая машина позволит обучать новичков с меньшими затратами, чем на
Ми-8. Также ВВС получат некоторое количество легких вертолетов Ка-226 для использования в качестве разведывательных и медицинских машин.
Лет через пять появится и новый высокоскоростной (до 450–500 км/ч) боевой вертолет – его разработку ведут параллельно в ОКБ им. Камова и Миля. Какой проект окажется лучше – сказать сложно. Но создать такую машину необходимо – американцы несколько лет активно работают над этой темой. Нам необязательно получить такую машину первыми – но лучшую мы создать обязаны.
Самая воюющая авиация
Армейская авиация является наиболее «воюющей» составляющей ВВС России. В любом военном конфликте вертолеты несут на себе основную тяжесть боевой работы. Они наносят удары, перевозят подкрепление, высаживают тактические десанты, вывозят раненых, ведут разведку и ставят помехи. Доля армейской авиации в общем числе боевых вылетов в большинстве конфликтов последних десятилетий обычно составляет 60–75%.