Аргументы Недели → Армия № 20(261) от 25.05.2011

Мыльный пузырь перевооружения

, 15:58 , Обозреватель отдела Наука

Недавно Дм. Медведев устроил разнос правительству за срыв гособоронзаказа. После этого полетели головы директоров оборонных производств и погоны в Минобороны. Но на кону еще более значимые суммы – программа перевооружения армии до 2020 года. Цена вопроса – 23 трлн. рублей. Сумеет ли российская оборонка освоить такие серьезные средства, если, конечно, они до нее дойдут? Что будет с гособоронзаказом? Состоится ли долгожданное перевооружение Российской армии? Об этом «АН» спросили бывшего (до 2000 года) начальника Вооружения Вооруженных сил, заместителя руководителя Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, генерал-полковника в отставке Анатолия СИТНОВА.

Нестройная оборонная вертикаль

– Анатолий Петрович, причина царского гнева – срыв гособоронзаказа за прошлый год. Президент обвинил директоров предприятий, чиновников Минобороны. Но кто виноват в действительности?

– Давайте оставим в покое мнение некомпетентных людей. Выполнение гособоронзаказа в первую очередь является прерогативой правительства. Его инструмент – Военно-промышленная комиссия. Минобороны заказывает, исходя из планов развития ВС, то вооружение, которое необходимо сегодня и на перспективу. Оно формирует перечень и количество вооружений, ориентируясь на финансовые ресурсы. Дальше гособоронзаказ рассматривается в Минфине, в Минэкономразвития, в правительстве. После этого он вбрасывается в Госдуму, где определяются объемы его финансирования. Только после этого Минобороны дается право на заключение договоров.

– А в какие сроки должен утверждаться гособоронзаказ? На дворе конец мая, а многие оборонщики жалуются, что контрактов как не было, так и нет. Следовательно, и в этом году заказ будет сорван.

– До 1 января необходимо заключить договоры, проавансировать производство. Но идут постоянные задержки. В том числе и из-за закона о проведении конкурсов. Поэтому необходимо немедленно отменять для оборонной промышленности 94-й закон. Для нас он является не только вредным, но и преступным. Ведь в отличие от Запада в России создана не матричная система производства, а система целевого узкоспециализированного производства. Если фирма «МиГ» выпускает легкие истребители МиГ, она никогда не будет производить тяжелые истребители фирмы «Сухой». Узкоспециализированное производство категорически не приемлет проведение конкурсов. Ценовая политика, по логике, должна устанавливаться самим государством. Должны быть выделены преференции, предприятия должны освобождаться от налогов, поборов. Им должны снижать тарифы на электроэнергию, тепло, перевозки. Обязательно надо отменить НДС, это перекладывание денег из одного госкармана в другой.

– НДС накручивается на каждую операцию?

– Да. Это удорожает изделие на порядок. Появляются различные концерны и корпорации, накручивается цена. Вслед за ценой срываются все поставки, а спрашивать не с кого.
В этих концернах, которые созданы, вместо производственников сидят люди, понимающие только в деньгах. Если финансовый поток не закольцован, то получается вооружение. А если закольцован – то деньги. Вот в последнем они хорошо разбираются.

23 триллиона рублей – откат нормальный

– То есть и программа перевооружения тоже будет сорвана?

– Это вообще мыльный пузырь! Просто шумиха. Развалены абсолютно все хозяйственные связи, системообразующие институты находятся в стадии трансформации. Нет КБ, головных институтов, фактически уничтожено производство.
В свое время программа вооружений Советского Союза расписывалась на две пятилетки вперед. Я лично принимал участие в разрабатотке программы по тематике ГРАУ МО. А промышленность параллельно создавала программу по развитию ВПК. Все это было увязано, иначе любая самая эффективная военная система останется в виде чертежей.

А когда нет задач на перспективу, выходит организованный хаос. Меняем часовые пояса, вводим карты на ловлю рыбы, то есть всячески отвлекаем внимание от главного.

– Остается ходить и петь: «все пропало, все пропало»?

– Есть ряд мер, которые позволят выправить ситуацию.
Первое – немедленно восстановить всю систему головных институтов по отраслям: авиация, ВМФ, ракетная техника и так далее. Они должны отвечать за развитие технологий, за создание новых материалов, подготовку кадров. И за нормативно-правовую базу. Сейчас же нет законодательной базы развития и формирования системы вооружений. Второе: должен быть принят закон об обязательном исполнении гособоронзаказа всеми предприятиями и организациями вне зависимости от форм собственности. Обязательно должен быть принят пятилетний план производства систем вооружений, который даст возможность производить изделия военного назначения с длительным циклом производства. И еще на пять лет должны быть пролонгированы работы по ним. Тогда можно планировать развитие, брать долговременные кредиты и создавать единую технологию производства. В режиме «старт-стоп» работать нельзя.

Нельзя на один год размещать заказы на такие системы, как надводные корабли, подводные лодки, самолеты, тяжелые ЗРК, бронетехника, цикл производства которых более шести месяцев.
Су-30, например, делают 18 месяцев, значит, оборонзаказ идет не на один год, а на два. Ту-22 – около 30 месяцев. А Ту-160 – минимум три года при нынешнем штучном, а не серийном производстве.

Авансирование работ в размере 40% на переходящие и вновь открываемые работы должно проводиться в январе. Срочно восстановить систему военной приемки для повышения качества на всех предприятиях ОПК, в том числе и на материалы. Это повысит и экспортную привлекательность.

Третье. Программа перевооружений должна под собой нести базисные документы: реструктуризация и развитие ОПК, развитие научно-испытательной, нормативно-правовой, законодательной базы, создание новых специальностей и подготовка новых инженеров, развитие систем прикладной математики. Мы должны иметь свое производство средств производства,
в том числе станкостроение.
У нас основа обороны страны подорвана, везде внедряются отверточные технологии.

Говорить стоит не только о выполнении госпрограммы вооружения, но и о системе вооружения, о сменяемости образцов вооружения. Формирование системы вооружения – это ключевая задача программы. Но для этого нужно определить угрозы и принять программу строительства Вооруженных сил России. Не реформирования, а именно строительства. Потому что Вооруженные силы строятся под задачи, а не реформируются ради того, чтобы сократить потребление денег или уволить офицеров. Исходя из этого надо именно спланировать развитие оборонно-промышленного комплекса для удовлетворения нужд Вооруженных сил и обеспечения обороноспособности страны. Вот тогда уже можно будет утверждать, хватит ли этих 23 триллионов рублей или нет.

– Но в самом Минобороны тоже бардак. Никто не знает, какой должна быть армия, какие системы вооружений нужны. Пример с главкомом Сухопутных войск Постниковым, который заявил, что лучше три немецких танка закупить, чем один Т-90, показателен.

– Надо восстановить систему заказов, которая была в царской России, Советском Союзе, и тогда можно добротно и быстро создавать новые образцы и перевооружаться. Еще в 1984 году в своих материалах Лондонский институт стратегических исследований признавал, что им надо учиться системе заказов именно у Советского Союза, где оптимизированы расходы на разработку, производство и закупку вооружения.

А Минобороны все делает с точностью до наоборот. Уничтожили аппарат начальника Вооружения, развалили систему заказов в центральных довольствующих органах Минобороны. ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) только как главное управление существовало с 1862 года (тогда Главное артиллеристское управление). Сейчас все, вплоть до архивов, уничтожено. И в других главных управлениях после сокращения уничтожены все архивы. Мы уничтожаем свою историю собственными руками.

Армии 300 лет было делегировано право представлять государство в оборонзаказе. Еще с царских времен работала четкая, отлаженная система исполнения гособоронзаказа посредством головных институтов, КБ, военных представительств. Это надо восстанавливать.

Ядерный зонтик над головой

– Но в Минобороны считают, что сил и средств трех составляющих СЯС вполне хватит, чтобы прикрыть Россию от нападения извне. И вообще танки – другая сухопутная составляющая – устарели.

– Имея «ядерный зонтик», мы могли себе позволить некоторую временную передышку в перевооружении. Но сейчас все, стоим на краю. Бесконечными ремонтами сыт не будешь, должна быть структура воспроизводства. 4% новейшей техники ежегодно должны поступать в войска. Они поступают? Промышленность работает? Вот и ответ.

Всего четыре центра в мире могут делать всю систему вооружений: США с Канадой, Европа, Китай и Россия (в кооперации со странами СНГ). Китай: уровень вооружений 3–3+, Европа – 4+–5, США практически по всем видам подходят к пятому поколению, мы – 4–5. Но Россия постоянно теряет свои позиции. Надо восстанавливать научные школы. Не будет головы – не будет ничего. А мы создаем непонятные центры компетентности. Собрали молодых конструкторов, а они сидят, в носу ковыряют. Модно говорить о технологических платформах. Протрубили, деньги выделили, все разбежались, а денег уже нет. Создаем очередную техплатформу. Сценарий тот же. Нет задач. Можно развивать что-то, если есть предмет разработки.

К каким войнам, с какими системами вооружений, на ваш взгляд, следует готовиться России?

– Есть критерий понятия «эффективность – стоимость». Нельзя воевать с папуасами бриллиантовой «Булавой». Надо воевать дешевой – чугунной. При СССР было серьезное противостояние с НАТО, которое требовало все новой и новой совершенной техники. Сейчас такого противостояния нет. Поэтому создавать самолет пятого поколения в конфигурации F-22 «Раптора» бессмысленно. Американцы, например, закрывают эту программу. Воевать им просто-напросто не с кем. А задачи, которые ставились перед «Рапторами», уже решаются другими путями: управляемыми ракетными комплексами, БПЛА, роботизированными самонаводящимися многофункциональными комплексами.

В России надо создать информационное поле на земле: средства разведки, целеуказания, система управления, передачи данных. И тогда можно будет применять любое имеющееся оружие.

Вопрос о великих полководцах сейчас не стоит. Зачем нужен талантливый полководец? Для принятия правильного решения в условиях недостатка разведывательной информации. Сейчас такого недостатка в информации практически нет. В режиме реального времени можно видеть все подразделения и соединения противника. Для управления войсками нужны просто крепкие профессионалы. Конечно, не уровня лейтенанта, а не ниже подполковника, полковника. Но это звено благодаря реформам Сердюкова вычищено. Остались одни «зеленые», которые не служат, а деньги по 400-му приказу зарабатывают.

Смысл больших армий пропал. Еще во время мобилизационного развертывания армия противника может быть уничтожена. Сейчас будут мобильные очаговые войны. А во время очаговых конфликтов должно быть самонаводящееся, самонастраивающееся оружие. Ввел задачу – и забыл.

– Заделы по такому оружию у нас есть?

– Заделы были. Образцы были: «Клипер», «Скиф», ряд других. Сейчас нет, выкинуто и забыто. 

Пайка по сословному признаку и Чапай на горизонте

– Вы считаете, что необходимо создать правительственную надминистерскую структуру по гособоронзаказу и программе перевооружений. Но какая драчка будет за место руководителя такой структуры! И ведь опять назначат по критерию преданности, а не профессионализма!

– Но создавать все равно необходимо. Идиллии приходит конец. Каждые 20 лет в России происходят ломка общественных устоев и трансформация рынка. 1991 год – похороны СССР. 1971 год – разрядка. 50-е – скачок после мировой войны, образование соцлагеря. 30-е годы – индустриализация, развитие тяжелой промышленности, репрессии.  Еще 20 лет назад – Первая мировая. Сейчас новый цикл наступает.

– И к чему тогда он нас приведет?

– Весь мир идет к лимитному распределению продовольствия, воды, углеводородов. Квотирование предполагает жесткое  госраспределение. Следовательно, те виды социализма и капитализма, которые были, закончились.

Ограничение пойдет по классовому содержанию. Каждый класс будет иметь свою «пайку» и свои обязанности. Что-то похожее уже есть – дифференцированный налог на заработки. У нас же все равны – 13%. Раскардаш, когда народ голодает, а миллиардеры пухнут как на дрожжах, государство выкидывает миллиарды на проекты типа Олимпиады в Сочи или саммита на острове Русский, заканчивается.

– Понятно, что система рушится. Но что придет ей на смену, кроме классового квотирования?

– Я вижу два варианта. Либо через несколько лет мы окончательно разбежимся по национальным квартирам. Это мечта США и Европы. Но это приведет к полной деградации нашей территории. Либо мы сохраняемся как единое территориальное образование: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Армения, включая центральноазиатские страны.

Но беда сегодняшних правителей – полная бессмыслица их действий. Были лидеры: Ленин, Сталин, Зиновьев, Каменев. Они были теоретиками, но искали, основываясь на определенном учении, какие-то формы развития страны. Сегодня, кроме пустой болтовни, ничего нет. Куда идем? Зачем идем? Что строим? Нет ответа – потому что нет теоретической базы. Вначале она должна появиться. Потом должны быть поставлены задачи и намечены пути их решения. Такая задача по плечу только настоящему лидеру нации. Пока таких нет, не видно. Но в России всегда из ниоткуда может появиться такой лидер.

Сейчас выстраивается барьер «для золотого миллиарда», который никому из развивающихся стран не позволит подняться до их уровня. Нас просто технологически опускают. США ликвидируют у нас возможность разрабатывать, создавать, рождать идеи и воплощать их в жизнь.
В Россию присылают только отверточные технологии в самолетостроении, медоборудовании, автостроении и так далее. В результате страна теряет самодостаточность. Плюс в стране должны быть какие-то приоритеты развития. Даже после войны были дотации на детей. Сейчас их величина стремится к отрицательной.

Той власти, которая сейчас правит, народ не нужен. Чем его меньше, тем лучше и спокойнее.

– Но власти приходят и уходят, а страна остается.

– При царе у нас была империя, при СССР – держава, при Ельцине – государство, входящее в СНГ. При Путине – страна, а при Медведеве – территория. Но Россия удивительная. Засыпаешь в одной стране, просыпаешься в другой. Смотришь в окно, а там уже Чапай верхом скачет.

Оборонке подписали приговор

Когда верстался номер, стало известно, что по указанию Генерального штаба личный состав военной приемки Минобороны к 1 августа будет сокращен «в два и более раз» (распоряжение о сокращении имеется в редакции). Это уже третье или четвертое массовое сокращение в Управлении военных представительств МО РФ за последние годы.

Фактически это означает если не полное уничтожение военно-промышленного комплекса, то серьезный подрыв обороноспособности страны.

 «У военприемки всегда были две основные функции: контроль хода выполнения НИОКР и качества серийно выпускаемой продукции и контроль за расходованием бюджетных денежных средств – ценообразование. Видимо, ни качество, ни цены руководство Минобороны не интересуют. После этого сокращения по военной приемке можно будет играть похоронный марш», – рассказал «АН» один из пока действующих
военпредставителей из Нижнего Новгорода.

На гособоронзаказ в текущем году выделено 40 млрд. рублей. На госпрограмму перевооружения Вооруженных сил до 2020 года будет выделено 23 трлн. рублей. Сколько бракованной техники попадет в войска?

Знает ли организатор Общегражданского народного фронта, что за его спиной создается другой «фронт», который раньше называли «пятой колонной»?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram