Ахиллесова пята российской оборонки
19 марта 2011, 21:44 [«Аргументы Недели», Александр Григорьев ]
На состоявшейся расширенной коллегии Минобороны Дм. Медведев и А. Сердюков обрушились на российский оборонно-промышленный комплекс. А недавно Главком Сухопутных войск генерал Постников заявил, что за один танк «Т-90» можно купить 3 немецких «Леопарда». Исходя из цифр программы Госвооружения в 20 трлн. рублей понятно, что началась большая игра за «освоение» этих гигантских средств.
«Денег, казалось бы, сейчас, в общем, несмотря на определённые сложности, вполне хватает, но хватает, к сожалению, и иждивенчества, прежде всего со стороны ряда поставщиков. Нужно определиться с тем, что делать дальше. И у всех, кто участвует в цепочке, должно быть чёткое понимание: взял обязательство – выполняй. А то ведь сначала нахватают на себя различных заказов, причём путём неправомерного снижения цен, по сути, нереальных цен, а потом требуют увеличения контрактной цены, это неприемлемо. Я обращаюсь и к руководителям промышленных предприятий военно-промышленного комплекса, которые присутствуют в этом зале, к руководству Правительства. Эта порочная система должна быть разорвана, в противном случае мы не сможем решить ту задачу, о которой я сказал, то есть к 2020 году укомплектовать нашу армию и флот новыми вооружениями. Деньги есть, нужно навести порядок», – заявил на коллегии Президент России.
Однако имеет ли под собой основания святая уверенность нынешних руководителей России в том, что стоит только выделить огромные по российским меркам деньги, и сразу все наладится само собой?
За прошедшие 20 лет после развала четкой структуры советского военно-промышленного комплекса практически все оборонные заводы потеряли часть уникальных технологий, ушли по возрасту профессиональные кадры. А главное, практически на 100 процентов был сокращен заказ на научно-исследовательские и конструкторские работы и выпуск новой продукции.
Предприятия ОПК все эти годы фактически работали только на экспорт – российское оружие всегда высоко ценилось в мире. Но ведь надо понимать, что поставляемая на экспорт продукция и создаваемая для российских Вооруженных сил часто существенно отличаются друг от друга!
Именно по этой причине конвейерные линии для собственных нужд ввиду отсутствия заказов были фактически ликвидированы, а единичные заказы для российской обороны собирались, собираются и будут собираться в ближайшее время вручную, «на коленке». Естественно, парк станков тоже не модернизировался десятки лет. Как же можно удивляться, что стоимость единичных образцов, произведенных на устаревшем оборудовании, была и остается заоблачной?! Между тем, в новой программе Госвооружений фактически не заложены средства на модернизацию производства, проведения НИОКР.
Так что, прежде чем пенять оборонщикам на дороговизну их продукции, следует модернизировать производство, сократить расходы госмонополий на поставку энергоносителей, проработать перечень необходимой техники и вооружений, и только после этого вливать триллионы народных – бюджетных денег в закупку вооружений.
Но Минобороны идет другим путем. Весной прошлого года Счетная палата (СП) России выявила и обнародовала факты неэффективной деятельности министерства обороны России в рамках Государственного оборонного заказа. По данным СП, гособоронзаказ на 2009 год по линии Минобороны выполнен только наполовину.
«Проведенная Счетной палатой оценка выполнения гособоронзаказа на основе сопоставления номенклатуры и объема выполненных работ с соответствующими показателями гособоронзаказа показала, что государственный оборонный заказ на 2009 год Минобороны России по количеству заданий (номенклатуре НИОКР) был выполнен на 41,9 проц, а по объему работ - на 64,9 проц.», – отмечалось в справке Счетной палаты, распространенной в мае 2010 года на парламентских слушаниях по проблеме ОПК. Согласно документу, «наиболее низкими показателями характеризовалось выполнение ГОЗ (гособоронзаказа) по фундаментальным, прогнозным и поисковым исследованиям в интересах обороны и безопасности страны. Соответствующие показатели составили только 14,3 проц. и 48,3 проц.», – подсчитала СП.
В докладе СП отмечается, что в Минобороны России выявлены факты, когда законченные научно-исследовательские (НИР) и опытно-конструкторские работы не реализуются. В частности, до сих пор не реализованы результаты НИР по анализу возможностей информационных технологий и созданию электронной эксплуатационной документации на их основе, а также НИР по исследованию обоснования перспективных направлений развития технологий и средств военной робототехники и моделированию боевых действий с участием роботизированных комплексов. И это при том, что работы были завершены в 2007-2008 годах.
Кроме того, по информации Счетной палаты, были установлены многочисленные факты "неэффективной деятельности Минобороны по распоряжению продукцией, принятой и оплаченной в рамках гособоронзаказа".
Переводя с чиновничьего на русский, меду строк можно прочитать: «Прежде, чем обвинять других – наведите порядок в собственном доме»!