В марте этого года на расширенном заседании коллегии Минобороны, которое посетил сам Верховный Главнокомандующий Дмитрий Медведев были подведены первые итоги работы по переводу армии на контрактную службу.
– Нас результаты этой программы не удовлетворили. Мы несколько недооценили ситуацию в части – кто должен переходить на контракт, на каких условиях, под какие денежные содержания, – признался Сердюков.
Генерал армии начальник Генштаба Николай Макаров был откровеннее: «А мы и не переходим на контрактную основу. Допущено было очень много ошибок, и та задача, которая ставилась − построение профессиональной армии, решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии».
– Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем. Мы пришли к пониманию, что контрактник должен готовиться по совсем иным методам, чем это было ранее. Поэтому сейчас на контракт мы берем только сержантов, которых обучаем два с половиной года, – заявил генерал армии.
Эти цитаты, напомним, прозвучали весной и осенью 2010 года. Резюме: переход на контрактную систему формирования Вооруженных сил России проводился с большими ошибками и признан неперспективным.
Прошло немного времени – до середины декабря и тот же Николай Макаров, как фокусник из цилиндра вытащил кролика. Принципу комплектования ВС РФ по контракту – быть!
– Безусловно, мы сейчас не можем сделать, чтобы она мгновенно стала таковой, но мы год за годом будем увеличивать военнослужащих по контракту с соответствующим денежным содержанием, - заявил Макаров.
Это либо раздвоение личности, либо отсутствие какой-либо внятной политики! Хотя, может быть, все проще. Первое – началась предвыборная лихорадка, а отказ от перехода на контрактную службу в пользу увеличения призыва - не самый удачный пиар-ход. Или второе: деньги рекой потекут на Арбатскую площадь, и их надо снова осваивать. Второй вариант лично мне кажется более вероятным. Миллиарды рублей – это аргумент посерьезнее мнения эфимерных избирателей.
По официальным данным Федерального казначейства Российской Федерации в 2004-2007 годах на формирование контрактной армии было израсходовано более 84,4 млрд. рублей. И хотя большая часть средств была освоена до прихода Сердюкова в Минобороны, но почти 28 млрд. рублей (2007 г.) тратилась ужу под его чутким руководством.
Данных за 2008 год, который не входил ни в первую Федеральною целевою программу (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004- 2007 годы, ни во вторую, рассчитанную на 2009-2015 годы, нет. А вот в 2009 году по ныне пока еще действующей ФЦП, Минобороны выделено почти 26 млрд. рублей. В 2010 году – еще 16,2 млрд.
Итого за три года руководства военным ведомством действующего министра обороны на программу комплектования ВС РВ по контракту истрачено не менее 60 млрд. рублей.
В ближайшие несколько лет финансирование ВС РФ только возрастет. Счет идет на триллионы рублей и «освоить» пару сотен миллиардов на то, что еще недавно было расценено фактически как бесперспективное направление, для армейских чиновников не проблема.
Хотя может быть это такой хитрый генштабовский ход. Запутать потенциального союзника из НАТО так, чтобы он в жизни не догадался – какая армия в России? И никакой Wikileaks не поможет понять ход мыслей российского начальника Генштаба и министра обороны.
– Так мы выигрывали все войны. Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причём вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша "стратэгия" («ДМБ»).