Аргументы Недели → Армия № 31(221) от 12.08.2010

Чего боятся наши танки?

, 14:48

Решение Министерства обороны России закупить итальянские бронемашины Iveco LMV M65 с новой силой активизировало споры о качестве отечественной бронетехники. Спору нет, Iveco – хорошая машина, и сейчас она лучше нашего «Тигра». У нее отличное бронирование и противоминная стойкость, из недостатков более слабая проходимость. Однако это не значит, что «российская броня» никуда не годится.

Хотя именно такой вывод можно сделать, если серьезно отнестись к высказываниям некоторых наших генералов и «экспертов». Возникло даже подозрение, что скоро Российская армия откажется от отечественных танков и будет закупать их за рубежом. Нужно ли это нашей армии и промышленности?

Ракетчик рассказывает о танках

 В стране сложилась ситуация, когда ругать нашу бронетехнику (как и вообще все российское) является своего рода хорошим тоном. Не важно, что при этом допускается элементарное невежество и подтасовываются факты – обыватель не разберется.

Не так давно первый заместитель министра обороны генерал В. Поповкин обрушился с критикой на русские танки. Выходцу из Космических войск Поповкину по большому счету разбираться в бронетехнике необязательно. Но только в том случае, если он не является начальником вооружений Министерства обороны России.

Находясь на такой высокой и ответственной должности, лучше все-таки прислушиваться к специалистам, а не тешить публику заявлениями, что танк Т-90 – это «глубокая модернизация советского Т-34». Так можно договориться до того, что новенький «Феррари» – это модернизация самобеглых колясок начала прошлого века – число колес совпадает.

Раскритиковал генерал и нашу легкую бронетехнику, обозвав ее «гробами», в которых «все ездят на крыше». По его словам, в западной технике экипаж и десант размещены в «капсуле» и защищены некой «нанотехнологической броней».

Конечно, нанотехнологии – это именно то, что требуют сейчас от промышленности «партия и правительство», но все-таки нужно знать меру и стараться не смешить людей.

Т-90М – глубокая модернизация

Разумеется, защита Т-90А нуждается в совершенствовании, и наши конструкторы об этом знают. В настоящее время близка к завершению работа по созданию новой модификации этой машины – Т-90М, которую уже показали на недавней выставке узкому кругу лиц.

Этот танк обладает усовершенствованной башней, с усиленной защитой крыши и лобовой части, и новым комплексом встроенной динамической защиты «Реликт», способной отражать и тандемные боеприпасы. Усилена и защита корпуса. Применена новая пушка высокой баллистики. Усовершенствован и автомат заряжания танка. Это позволит использовать новые снаряды, которые раньше из-за большей длины нельзя было применять в Т‑90А. Изменена и система управления огнем – появился второй тепловизионный канал панорамного прицела командира и автомат сопровождения целей.

Т-90М – мощный современный танк, ни в чем не уступающий ни одному западному, а по большинству параметров и превосходящий.

Фанерный танк с фарфоровыми кулаками?

 Критики нашего танкостроения очень любят говорить, что Т-90А обладает слабой огневой мощью и не может пробить современные западные танки в лоб. Это неправда.

Во-первых, отечественные танки вооружены управляемыми ракетами, которые способны попадать в противника с расстояния в 5 км. Их мощи достаточно для поражения в лоб любого западного танка. Причем ответить с такого расстояния потенциальный противник не сможет – такими ракетами его бронетехника не вооружена. А неуправляемыми бронебойными подкалиберными снарядами (БПС) по движущейся цели они с такой дистанции не попадут, да и пробития не добиться.

«Эксперты» любят говорить о якобы слабой и неравномерной защите Т-90А. Например, что наши танки имеют «обширные» ослабленные зоны даже в лобовом секторе защиты.

Однако в лобовой проекции у американского танка М1А2 «Абрамс» площадь таких зон гораздо выше. Действительно, мощное бронирование у него в этом месте составляет лишь 40%.

Схожая ситуация и с бортами – там западные машины имеют достаточно тонкое бронирование корпуса и даже башни. Т-90А тут защищен получше. А свой зад «Абрамсу» лучше вообще не подставлять даже под огонь малокалиберных пушек – это закончится плохо. Корма у него имеет всего лишь 30 мм брони, против 70–80 мм у Т-90А.

Популярно обвинение наших танков в том, что у них «слаба защита крыши». Но любой танк представляет собой компромисс между боевыми свойствами и стоимостью. Его невозможно надежно защитить со всех сторон – он будет слишком тяжелый и не двинется с места.

У Т-90А крыша башни достаточно толстая и защищена динамической защитой. У западных машин сравнимая броня есть разве что у израильской «Меркавы-4» и прототипа последней модификации немецкого «Леопарда-2А7+».

Впрочем, «Меркава-4» – танк очень своеобразный и вряд ли подойдет кому-то, кроме израильской армии. Да и неуязвимым этот тяжеленный 70-тонный мастодонт не является. «Меркавы» хорошо поражались в ходе ливанской войны 2006 г. отечественными противотанковыми средствами, в том числе и достаточно старыми.

Так что война – не выставка «Евросатори-2010», где генералу Поповкину ушлые израильтяне показывали «Меркаву-4» в лучшем виде. Неуязвимые танки бывают лишь в рекламных роликах.

Судьба «объекта 195»

В Нижнем Тагиле долгие годы разрабатывался революционный танк новой компоновки «объект 195». Эта машина должна была произвести революцию в танкостроении, как в свое время танк Т‑64. Правда, как заявил все тот же Поповкин, «эта тема закрыта». И тут же уведомил, что работы над перспективным поколением танков, наоборот, продолжаются. Судя по всему, имело место закрытие одной темы разработки и открытие другой, с измененным техзаданием.

Вот как раз у этих-то танков экипаж и планируется разместить в той самой «капсуле», отдельно от вооружения и боекомплекта, а не в неких мифических «перспективных западных машинах», в реальности не существующих. Странно, что генерал этого не знал и противопоставил их Т-90. А если знал, то зачем он это сделал…

Верхом на снарядах

Критики отечественной техники утверждают, что в наших танках экипаж «ездит на снарядах», а боекомплект распихан по всей машине. Да, в Т-90 автомат заряжания (АЗ) расположен в нижней части подбашенного пространства, и часть боекомплекта находится рядом с механиком-водителем.

Но на «Леопардах» и «Абрамсах» АЗ вообще отсутствует. Поэтому экипаж там четыре человека, а не три, как у нас. Выстрелы закидывает заряжающий, и в случае поражения машины он станет лишним трупом. Основной боекомплект в западных танках находится в кормовой нише башни, куда противнику попасть даже проще. Поэтому если наши танкисты «ездят на вулкане», то у натовцев вулкан приставлен к затылку.

В области систем управления огнем Т‑90А вполне соответствует мировому уровню. Особенно с развертыванием в РФ производства французских тепловизоров Catherine для наших прицельных комплексов.

Сотрудничество с иностранными компаниями полезно в ряде областей, в которых Россия отстала. Это и тепловизоры, и некоторые средства связи, и автоматические трансмиссии. Но во всех этих случаях необходима покупка технологий, а не готовой продукции. Хотя, конечно, производитель заинтересован в обратном.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram