После заключения договора СНВ между РФ и США Москва открыла себе путь к единой системе противоракетной обороны (ПРО) в Европе, заявил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. По его словам, НАТО намерено предложить РФ войти с ним «под одну крышу безопасности».
Никогда прежде Североатлантический блок не обращался к России с таким смелым предложением. Что же случилось сейчас?
Случилось многое. Новая администрация пошла на урезание программы ПРО и решила перейти на более дешевую и менее раздражающую Россию концепцию противоракетной обороны. Вместе с тем программа ПРО США успехами не блещет. Пока до реальных боевых перехватов целей даже с примитивным комплексом средств преодоления ПРО ей далеко. На испытаниях в тепличных условиях все почти всегда работает, а стоит усложнить – возникают проблемы.
Своей политикой по отношению к Ирану и КНДР Запад сам загоняет себя в ловушку. Попытки давления на Иран вполне могут привести к вооруженному конфликту. Иранцы не имеют ядерного оружия и межконтинентальных ракет, но у них есть ракеты, позволяющие им достать Европу. Этот вопрос и беспокоит Запад. А в Западной Европе не то что ПРО – нормальной эшелонированной ПВО нет.
Вот и встал вопрос о создании «зонта», реально работающего и способного прикрыть хотя бы основные города и столицы стран ЕС от ракет средней дальности. О прикрытии территории целиком и речи нет. Тут очень кстати вспомнилась Россия, обладающая самой мощной в мире системой ПВО, реально работающей региональной стратегической ПРО и перспективными технологиями.
А в Европе есть свои разработки, но даже наиболее продвинутые из них, вроде франко-итальянской системы SAMP-T с ракетами Aster, уступают российским разработкам. США же может предложить ЗРК Patriot PAC-3, систему ПРО уровня театра военных действий THAADS и морские противоракеты SM-3. Но США и Европа, в отличие от России, не имеют опыта в организации эшелонированных систем ПВО/ПРО высокой плотности и эффективности. Кроме того, если они всерьез опасаются ответного удара Ирана, им необходимы возможности радиолокационных станций СПРН РФ, ведь они просматривают и иранскую территорию. Вообще организация такого «зонта» может включать в первую очередь обмен информацией, а не продажу техники.
А для чего это России? Причин две – политическая и финансовая. Политическая – Россия получит еще один рычаг влияния на Европу и НАТО, и против РФ станет сложней интриговать тем же младоевропейцам. Финансовая – на продаже систем ПРО для городов Европы можно неплохо заработать, попутно привязав к себе партнеров. Это упростит задачу создания нового ряда средств воздушно-космической обороны для ВС РФ. Тем более помогать в создании системы ПРО, способной угрожать нашим же ракетам, мы не собираемся.