Аргументы Недели → Армия № 3(193) от 28.01.2010

Ударить по Рокскому тоннелю

, 17:42

Недавно Рональд Асмус - бывший помощник госсекретаря М. Олбрайт в администрации Б. Клинтона - издал книгу «Маленькая война, которая потрясла мир: Грузия, Россия и будущее Запада».

В этой книге он сделал сенсационное заявление. По его словам, в администрации Буша после начала «пятидневной войны» обсуждалась возможность вмешательства в конфликт на стороне Грузии. В частности, рассматривался вариант нанесения авиаудара по Рокскому тоннелю, чтобы помешать нашим войскам прийти на помощь Южной Осетии.

Была ли у США такая возможность?

Асмус сообщает, что данная идея обсуждалась в течение нескольких дней, но на четвертый день войны «стало ясно, что такая операция спровоцирует вооруженную конфронтацию с Россией». Реально ли то, что пишет Асмус? Обсуждались ли в военно-политическом руководстве США подобные идеи?

Технические возможности для попытки удара по Рокскому тоннелю у армии США имелись. Но скрыть факт своего вмешательства было бы нереально. Тоннель - сложное и хорошо защищенное инженерное сооружение. В него очень сложно попасть, а еще сложнее разрушить. Сделать это можно самолетами, несущими корректируемые бомбы крупного калибра, или крылатыми ракетами. Сам факт подобного удара не свалишь на грузин с их десятком штурмовиков. Сразу станет ясно, кто и что сделал.

Попадание в створ тоннеля в реальной боевой ситуации затруднено, это не ровный, как стол, полигон в пустыне. Да и неизвестно, разрушился бы тоннель от попадания. А вот отношения США с Россией разрушились бы точно. Такая акция привела бы к непредсказуемой военной конфронтации. Хорошо, если бы не дошло до глобальной войны.

Скорее всего, обсуждение носило чисто предварительный характер и явно не могло быть поддержано военными и высшим руководством США. Конечно, какой-нибудь чиновник, слабо представляющий себе вообще, где находится Россия и чем она отличается от Венесуэлы, мог выдвинуть подобную мысль. Но от нее наверняка сразу отмахнулись военные, хорошо представляющие последствия.

Россия готовила контрмеры

Российская разведка вовремя вскрыла подготовку Грузии к агрессии. Была известна даже примерная дата нападения. Видимо, была и информация о возможных попытках силового вмешательства со стороны.

ВВС РФ весьма серьезно отнеслись к изоляции района боевых действий от вмешательства извне с воздуха. В районе конфликта и в прилегающих зонах дежурили истребители-перехватчики МиГ-31Б и Су-27, работали самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50. На земле в боевую готовность были приведены РЛС ПВО, зенитно-ракетные системы, в том числе С‑300. В районе тоннеля были развернуты средства ПВО различного типа.

Вряд ли все это было проделано исключительно ради десятка грузинских штурмовиков Су-25, которые летали некоторое время после начала войны. Они пользовались тем, что идентификация принадлежности одинаковой авиатехники в горах затруднена. Из-за этого по ошибке наша армия обстреливала свои самолеты. Самолеты чужих типов сбили бы сразу, не раздумывая.

Удар крылатыми ракетами был бы вскрыт заранее, и ракеты с высокой вероятностью были бы перехвачены на подлете с моря. Пролет через территорию Турции вряд ли был возможен - турки не разрешили бы так себя подставить.

Но даже разрушение тоннеля не спасло бы грузин от поражения. Вместо движения по тоннелю и Транскаму российской армии пришлось бы выдвигаться по дорогам через перевалы, что долго и сложно, наносить основной удар из Абхазии. Это затянуло бы «операцию по принуждению к миру» и увеличило бы потери сторон, особенно осетинской. Вполне возможно, конфликт бы принял гораздо более интенсивный и жесткий характер с печальными последствиями для Грузии.

В чем же смысл?

Дело в том, что необходимо «бросить кость» собственной публике, уверенной, что США способны воевать где угодно, когда угодно и против кого угодно. Эта уверенность пошатнулась после «успехов» в Афганистане и Ираке. Надо было объяснить, что грузин не «бросили» на произвол судьбы, а старались им помочь.

Заодно Асмус кинул камень в Старую Европу, поведав о том, что президент Франции Н. Саркози чуть ли не силой заставил Саакашвили подписать соглашение с Россией, а канцлер ФРГ А. Меркель намертво заблокировала сближение Грузии с НАТО. Мол, не США, а Европа во всем виновата.

Ну и конечно, Путин, который якобы в феврале 2008 г. сказал Саакашвили: «Вы думаете, что можете верить американцам, что они поспешат вам на помощь? Верить нельзя никому. Мне - можно». Обычный американец фразу Мюллера в исполнении Броневого из «17 мгновений» не знает. Но Саакашвили знать был обязан - видимо, не поверил.

А зря - ведь Владимир Владимирович сказал чистую правду.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram