Безработный инстинкт самосохранения атакует всё подряд
Россияне осваивают азы психологической гигиены
9 августа 2023, 16:09 [ «Аргументы Недели» ]
Обсуждать свой внутренний мир с профессионалом модно, как никогда. Психолог средней руки, ещё недавно работавший не по специальности из-за отсутствия спроса, сегодня нарасхват: берёт 4–5 тыс. рублей за часовую онлайн-консультацию и имеет запись на две недели вперёд. С одной стороны, широкие массы наконец осваивают азы психологической гигиены, выстраивают цели, учатся прощать себя и других – и это делает мир лучше. С другой стороны, любую хорошую идею можно довести до абсурда, придавая каждой ссоре значение атомной войны и воспринимая себя как нечто хрупкое и нуждающееся в постоянной «прокачке». А конкуренция маститых психологов всё больше похожа на шоу-бизнес.
И хотя огромное количество смельчаков, перешагнувших порог психотерапевта, улучшило качество жизни через понимание себя, любое благое дело можно довести до абсурда, пытаясь на нём заработать. Это раньше психологами становились чаще всего, чтобы разобраться с собственными проблемами. Сегодня эта профессия – одна из самых перспективных. Психологом можно стать, не только окончив любой из сотен психфаков, но и получив возможность практиковать после трёхмесячных курсов. Тысячи «мозгоправов» днём и ночью бьются над тем, чтобы психологическое благополучие заняло место денег в роли «ключа ко всем благам». На наших глазах произошла замена религии психологией, а счастье стало пунктом в метафизическом резюме.
Нередко психологи заставляют нас воспринимать свою жизнь как историю болезни. Масса переживаний, считавшихся нормальными, объявлены вредными для психики. Начинается непрекращающийся круговорот диагнозов, а поиск помощи превращается в норму. У пациентов формируют сознание несчастных людей, которые могут лишь надеяться на восстановление некоторых утраченных способностей.
Это старшее поколение привыкло бороться с паническими атаками рыбалкой, адюльтером, баней и водкой. Наша психологическая хрупкость относительно пращуров объясняется эволюционно. Мы создавались не для счастья, а для выживания. Инстинкт самосохранения наших пращуров был заточен на «бить или бежать». Как вид мы преуспели за счёт лучшего приспособления к группе с её статусами и иерархиями. Но сегодня угроз для нас стало намного меньше: голод, насилие и саблезубые тигры больше не заставляют инстинкт самосохранения искать спасения. В общем, инстинкт самосохранения всё чаще остаётся без работы и «атакует» всё подряд: ему мерещится приближение то инфаркта, то ядерной войны, то климатической катастрофы. Чем более развитой и благополучной является страна, тем больше среди её граждан мандража по любому поводу.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».