МИнБанк: свой среди своих
С вице-президентом — начальником филиала ВРУ ПАО «МИнБанк» Крутовым Александром Вениаминовичем мы встретились во Владимире, на Форуме-выставке «50 ПЛЮС». У стенда банка толпился народ, сыпались вопросы, банковские служащие терпеливо отвечали. Я тоже решила задать несколько вопросов руководителю банка.
Достаточно ли в нашей стране и в вашем банке в частности делается для защиты пожилых людей от мошенников в финансовой сфере?
Александр Крутов: Для защиты людей, в том числе людей пожилого возраста, от мошенников в сфере финансов делается очень много. Но, как по большинству вопросов, наверно будет преувеличением, если сказать, что делается всё, делается достаточно. Всегда есть к чему стремиться.
В Московском индустриальном банке установлено огромное количество различных защит — для того чтобы люди могли безопасно пользоваться интернет-сервисом, совершать денежные переводы. Используется огромное количество современных технологий (кстати, по целому ряду из них наш банк был первопроходцем в Российской Федерации), но основную задачу и нашего банка, и общества в целом, и чиновников, и банковских служащих я вижу в том, чтобы максимально доносить информацию о возможных схемах мошенничества до населения.
Многое зависит от самих людей, от их грамотности, бдительности. От клиентов тоже требуется ответственное отношение к использованию и сохранению своих денежных средств, а также соблюдение мер безопасности. Всё, что у нас есть, всё, придумано компьютерщиками, теряет смысл, когда люди, поверив злоумышленникам, сами совершают перевод со своей карты, сами отдают деньги, сами сообщают секретные коды. Информировать людей, повышать уровень финансовой грамотности населения о способах безопасного обращения с пластиковой картой — первоочередная и наитруднейшая задача каждого банка.
В нашем банке всем клиентам, и в первую очередь людям более старшего возраста, в момент получения карты или открытия счёта выдаётся памятка. Где написано: никому не передавайте свои пин-коды, не реагируйте на эсэмэски… Тем не менее такие случаи продолжают происходить.
Какие рекомендации даёт ваш банк возрастным клиентам относительно кредитования? Вы охотно кредитуете людей «50+»?
А.К.: Некоторые банки навязывают свои услуги по кредитованию: возьмите, возьмите, возьмите! Я категорически против такого подхода, хотя вроде бы должен за это ратовать. Я ратую за честный бизнес. При взятии кредита — и всем клиентам, и пожилым особенно – мы всегда говорим: ещё раз подумайте, взвесьте, насколько вам нужна эта покупка? Очень часто люди действуют спонтанно, берут кредит на какую-то вещь, но буквально через неделю понимает: зачем мне эта вещь? Навязчивая реклама, разного рода акции, заманивающие проценты — всё это способствует спонтанному кредитованию. Мы сейчас находимся в таких условиях рынка, и некоторые игроки этим пользуются, и с законодательной точки зрения им этого не запретишь. А мы предостерегаем.
Я с удивлением узнал, что в некоторых странах при покупке недвижимости после подписания договора, после передачи денег, в течение двух недель могу отказаться от покупки и забрать деньги без объяснения причин и каких-либо штрафов. Человек просто передумал. Существует даже такой термин — «период охлаждения». Я считаю, что это очень правильная вещь.
Много ли у нас пенсионеров, пользующихся электронным банкингом? Преодолён ли, по вашим наблюдениям, страх ненадёжности банковских карт, который сдерживал людей старшего возраста от пользования этим видом услуг?
А.К.: Половина карт выпускаемых Московским Индустриальным банком для розничных клиентов выпускается для людей пенсионного возраста, причём всё больше пожилых людей используют пластиковые карты не только как способ хранения денежных средств, но и как удобный и выгодный инструмент для расчётов.
Почему вы здесь, почему с «50 ПЛЮС»? Почему вам интересна эта аудитория?
А.К.: Московский индустриальный банк работает на российском рынке 25 лет. Во Владимирской области функционирует 29 подразделений банка. Наш Банк ориентирован на активное развитие розничного бизнеса и существенную долю наших клиентов составляют пожилые люди.
У нас всегда для людей старшего возраста, для пенсионеров были преференции. И сегодня в МИнБанке по всей линейке вкладов есть особое предложение для пенсионеров — для них всегда процентные ставки чуть выше, а по потребительским кредитам процентные ставки — ниже. Есть в Банке и отдельный карточный продукт «Карта пенсионера», которая позволяет получать пенсию в любое удобное время, причём карта выпускается абсолютно бесплатно при этом на остаток денежных средств ежемесячно начисляется повышенный процент.
Пенсионеры — интересный сегмент для многих банков. С одной стороны очень часто и совершенно справедливо мы говорим, что это люди в основной своей массе требуют дополнительной социальной защиты. С другой — это надёжные клиенты банков. Пожилые люди получают пенсию и не спешат её тратить, тем самым обеспечивая кредитным организациям остатки на счетах. Они характеризуются определённой консервативностью, стабильными потоками денежных средств в виде перечисления пенсий, ответственным отношением к выплате кредитов и пополнению вкладов. Они высокодисциплинированные, как заёмщики очень надёжные, как люди сберегающие склонные к некой стабильности, всегда имеющие какую-то сумму в запасе, в отличие от людей среднего, а уж тем более молодого возраста. Может быть, суммы вкладов у этой категории населения обычно небольшие, но плюсов работы с такими клиентами гораздо больше.
То есть, вы пришли на выставку «50 ПЛЮС» к своей аудитории?
А.К.: Да. Совершенно верно.
Гульнара Брик