Демографы считают, что рубеж в 1,5 млрд. человек в Китае будет достигнут в начале 30-х годов нынешнего века. Затем численность населения будет сокращаться, а количество пожилых – расти. За это придётся заплатить соответствующую цену.
Пенсионная система в Китае охватывает две трети городского населения и только незначительную часть крестьянства, которое сегодня составляет 600 млн. человек. В 2010 г. на пенсионные выплаты могли рассчитывать только 30% китайцев. Однако, столкнувшись с последствиями политики ограничения рождаемости, власти КНР форсировали введение пенсий и для жителей сельской местности.
Официальный возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, ставка пенсионных отчислений составляет 11% от зарплаты. Отчисления за бюджетников делает государство, причём их пенсии привязаны к зарплате в госсекторе, которая растёт быстрее инфляции. В частном секторе сотрудники направляют в пенсионные фонды 8% от зарплаты, ещё 3% добавляет работодатель, а индексация ограничена уровнем роста цен. Системы начисления пенсий тоже для всех разные и зависят от того, живёт человек в городе или сельской местности, работает на государство или на частную компанию.
Раньше пожилым крестьянам, достигшим пенсионного возраста, помогали народные коммуны, однако сейчас содержание престарелых родителей берут на себя многочисленные дети и внуки. Это, по сути, пенсионная система, реализуемая на уровне отдельных семей – молодые содержат старшее поколение. В Законе о защите прав пожилых людей прямо указано, что именно семья должна заботиться о материальном положении пожилых людей, брать на себя ежедневный уход за ними и лечение. Однако треть престарелых родителей, которым больше 60 лет, живут сегодня отдельно от детей, поскольку процесс миграции молодёжи в города усиливается. Результатом становится рост пожилых на селе до 15% (на 4% больше, чем десять лет назад).
В интересах престарелых крестьян государство ввело систему «пяти гарантий» – обеспечения питанием, одеждой, жильём, медицинским обслуживанием и ритуальными услугами, объединяющую около 10 млн. человек. Дополнительные субсидии выплачиваются тем, кто выполнил требования Положения о плановом деторождении: одна семья – один мальчик или две девочки (3 млн. крестьян), или тем гражданам, у которых были реквизированы земли в процессе урбанизации (10 млн. человек). В настоящее время в 16 провинциях вводится система выдачи дополнительных пособий людям в возрасте старше 80 лет.
Медицинское обслуживание, по китайским меркам, остаётся очень дорогим, причём если горожане оплачивают 60% стоимости медицинских услуг, то крестьяне – все 90%. Уровень медицины в деревнях крайне низкий. Поэтому ведётся работа по оказанию медицинской помощи людям преклонного возраста и внедрению программ их реабилитации. В частности, не так давно прошла акция «Вернуть зрение старикам», в ходе которой были сделаны операции 6 млн. человек, страдающих катарактой. Бесплатно также раздавались протезы, слуховые аппараты…
Выход китайских госслужащих на пенсию строго регламентирован 60 годами, а для чиновников высшего уровня (ранг замминистра-министра и выше) этот возраст не должен превышать 65 лет. При этом госслужащий сохраняет до 90% денежного содержания и социальный пакет, для бывших работников предприятий пенсия составляет 45% зарплаты.
Пенсионная система в Китае находится в процессе глубокого реформирования. Несмотря на то что экономика растёт быстрыми темпами, уже на протяжении жизни следующего поколения страна окажется перед лицом трудных задач, связанных с финансовым обеспечением престарелых людей. Темпы старения населения увеличиваются, и соотношение трудоспособного населения и пенсионеров к 2035 г. сократится до двух к одному. Таким образом, быстрое старение населения Китая становится проблемой уже не только для бюджета, но и для всей экономики.