В селе Льва Толстого, недалеко от Калуги, живёт удивительная женщина – Вера Петровна Котелянец. С рождения у неё нет обеих рук, зато внутренней силы хватит на десятерых. В одиночку она вырастила двоих детей, а сейчас сидит с внучкой Дашенькой, которой в марте исполнилось два года.
Вера Петровна встретила меня с легким смущением: "Ох, зря мы этот разговор затеяли! Батюшка не одобряет. Говорит: "Возгордишься". Только чем же я возгоржусь?! Были б у меня миллионы! Хотя... я бы их тут же и раздала. Характер не такой, чтобы все для себя".
Ничего своего у неё не было с рождения: ни игрушек, ни колыбели, ни мамы. Новорожденную отправили в дом малютки под Оренбургом, а затем в детский дом для инвалидов под Челябинском. Там научилась самостоятельно за собой ухаживать, на машинке шить, грядки полоть – всё делала ногами, но на совесть.
Живя в детдоме, она решила разыскать мать. В метрике значилась Ираида Петровна Павленко, город Соль-Илецк. Вера отправила туда запрос. Оказалось, что в 1951 году женщина переехала в Волгоград, откуда девочке прислали заветный адрес. Она написала матери, и некоторое время спустя директор детского дома вызвал Веру: пришло письмо от Ираиды Павленко. «Мама писала, что думала обо мне. Рассказывала о своей семье, у неё росли два сына. – Вспоминает Вера Петровна. – Чуть позже она прислала мне туфли и капроновые чулки. Я так обрадовалась! У меня тогда совсем не было личных вещей». Они виделись несколько раз, и эти встречи всегда были холодными. Однажды мать призналась, что беременность была случайной и она пыталась избавиться от будущего ребёнка народными средствами. Но дочка всё-таки появилась на свет. Чтобы жить вопреки всему. На объяснимый Верин вопрос Ираида Петровна отрезала: "Что ты ко мне пристала? Я тебя по закону сдала".
В 16 лет Вера оказалась в доме престарелых: «Представляете, меня, молодую девчонку, засунули к больным, умирающим старикам! Как лихо мне там было! В жизни так не рыдала. Директор, видимо, посчитал, что я не смогу учиться и работать, как все, и после детдома отправил туда. Но сила воли-то у меня была, она Богом дана! И я пошла в местную школу, в 9 класс». Там тоже приходилось непросто. Вера умела писать, зажав ручку между плечом и подбородком, но выходило очень медленно: за обычными детьми просто не успевала. Приноровилась держать ручку зубами. На переменах перед классом собиралась толпа – поглазеть на чудо-ученицу. Со временем привыкли. Привыкла и она, каждый раз повторявшая как молитву: «Надо терпеть.
Надо жить».
После окончания школы девушка уехала в Калужскую область учиться на агронома. «Я вообще сельское хозяйство люблю, – улыбается Вера Петровна. – Свой огород – до сих пор для меня отдушина!» Весь столик в её комнате заставлен рассадой. Есть у неё в селе кусочек земли, где она выращивает овощи. В последнее время огородом стало тяжело заниматься, ноги болят. А в молодости всех удивляла своим умением за землёй ухаживать! Поэтому и в техникуме была на хорошем счету и осталась там же работать.
Только забеременела Вера, начальство выдвинуло ультиматум: «Родишь – куда хочешь иди! Нам не нужна обуза». Не поддержал и отец ребёнка. Но она родила, не побоялась. В роддоме не хотели отдавать дочь, велели нанимать няньку, иначе маленькую Иру отнимут у матери. Да и жить теперь было негде. В собесе выделили угол. Она поселилась в общежитии, на территории бывшего монастыря, в маленькой сырой келье: «Удобства на улице. В маленькой комнатушке только раскладушка, стол с плиткой да детская кроватка – дали добрые люди. Воду в зубах таскала, ногами качала колыбель и стирала пелёнки, приспособилась грудью кормить. Сейчас думаю: как я тогда выстояла? Как выдержала?»
В 70-х годах о ней написал журнал «Работница», и со всей страны Вере пошли письма. Особенно зацепило одно, от заключённого Павла Котелянца: «Как гипнозом он меня взял! Письмо такое было душевное, такое проникновенное! Я и не обратила внимания сначала, что оно из тюрьмы. Где-то с год переписывались, а потом я поехала к Павлу на зону. Там и расписались». Вскоре на свет появился Серёжа. Но с мужем жизнь не сложилась. Со временем поняла Вера, что у мужа была своя цель: «Он хотел, чтобы я за него просила и ему срок скостили. Но я никогда ни перед кем не унижалась и отказала наотрез. Мы развелись... Только, знаете, я ни капельки не жалею, что нас судьба свела: у меня родился замечательный сын! Добрый, красивый!»
И она действительно на судьбу не в обиде, благодарит Бога за всё, что имеет. Со временем раскладушку в бывшей келье заменила кровать, а потом и келью – квартира. Сын со своей семьёй живёт в Обнинске, дочь с зятем и внучкой – вместе с ней, в маленькой хрущёвке в селе Льва Толстого. Год назад здесь же Вера Петровна получила участок земли и теперь мечтает о собственном доме. Только денег на строительство не хватает. Она никогда ни о чём не просит: «Меня люди сами находят». Вот и мы нашли и решили о ней написать.
Сюжет о Вере Петровне Котелянец был показан по телеканалу «Доверие» в передаче «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста». И все, кто присутствовал на той памятной телепередаче, просили её организаторов обратиться к президенту РФ с просьбой наградить Веру Петровну высокой правительственной наградой. Проект «50 ПЛЮС» выполнит это пожелание.
Помочь Вере Петровне вы можете, перечислив деньги на счёт:
В.П. Котелянец 42307.810.7.2220.0642320. Сбербанк Опер.касса №8608/0208. Адрес: 249842, Дзержинский р-н, с. Льва Толстого, ул. Крестьянская, 4.
БИК: 042908612. Корреспондентский счет: 30101810100000000612.
Код подразделения: 04086080208. ИНН 7707083893.