Забавно, что бывший «лучший министр финансов в мире» Алексей Кудрин, возглавивший оппозиционную организацию «Комитет гражданских инициатив», недавно заявил, что его команда протестантов – это своего рода марафонцы, готовые очень долго и упорно бежать к тому финишу, где обнаружится наконец прозорливость их нынешних воззрений.
Этот термин – «марафонцы» быстро стал насмешливым прозвищем кудринской инициативы. Оно и понятно: будучи министром финансов, Кудрин активно ратовал за то, чтобы держать российские нефтегазовые накопления в американских фондах, на чёрный день, не позволяя тратить их на ускоренное возрождение российской экономики. Сейчас уже поздно разбираться, правильной была его стратегия или ошибочной, – это вопрос в историческом плане дискуссионный, – и дело не в том, чтобы корить Кудрина за «марафонскую» политику. Но что касается сегодняшних обстоятельств, то сама суть его нынешних долговременных подходов противоречит новым реалиям мировых и соответственно российских перемен.
Сегодня очевидно, что на фоне глобальных изменений общей экономической ситуации России нужно сделать рывок вперёд, гораздо активнее используя все финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении страны, включая и так называемые нефтегазовые фонды, – прежде всего для быстрого обновления инфраструктуры. Полвека назад я вдоволь намотался по западному крылу строившегося в ту пору БАМа и с тех пор внимательно следил за тем, что там происходит. С горечью читал в 90-х годах прошлого века, что БАМ практически замер, возить по нему нечего. А что сегодня? Сегодня и Транссиб, и БАМ уже не справляются с неимоверно возросшим грузопотоком, и государство дополнительно выделяет 200 млрд. рублей на улучшение ж/д путей. Более того, начинается строительство дороги к знаменитому северному месторождению меди – Удоканскому, о чём строители мечтали полвека назад. Сейчас даже подумать страшно, как бы мы жили без БАМа.
Вообще многие забыли, что в начале 90-х Россия оказалась как бы страной-инвалидом с «ампутированными» морскими портами на Балтике, с перерезанными трубопроводами. А что теперь? Газовый «Северный поток» уже готов, во всю ведётся сооружение «Южного потока». Новый порт Усть-Луга в Финском заливе с каждым годом становится мощнее и многопрофильнее, рядом растёт новый город. Модернизируется Новороссийский порт, а поблизости спокойно, без информационного шума, но безостановочно растёт крупнейшая на Чёрном море военно-морская база – в подмогу Севастополю.
Если же взять Дальний Восток, то очень вовремя и по-настоящему прозорливо, с государственным замыслом повернула Россия свои трубопроводы к Тихому океану, избавившись навсегда от кабальной зависимости, в какую могла угодить, ориентируясь газоэкспортом только на Европу. Именно там, в Приморье, быстро разрастаются портовые сооружения, началось строительство нефтехимического комплекса для переработки 10 млн. тонн нефти – это уже второй и третий переделы, продукты которых намного дороже нефти-сырца. Для этого и новую газовую ТЭЦ рядом ставят – кстати, турбины на неё поставляет «Дженерал электрик» с 16-летним сроком гарантийного обслуживания. И та же «Дженерал электрик» ставит в Рыбинске завод по производству самых современных газовых турбин.
Невозможно перечислить здесь даже самые главные стройки, создающие облик современной России. (Хотя как не сказать о железной дороге по вечной мерзлоте на Ямал, где встаёт в полный рост новая газоносная провинция? Как не сказать о недавнем решении гнать вторую ветку газопровода в Восточную Европу в рамках купленной у Беларуси и, значит, с бесплатным транзитом газотранспортной системы, – вместе с Северным и Южным потоком эта вторая ветка полностью исключает потребность в украинском транзите.)
В общем, если приподняться над «бытовым игом» в котором пребывает сейчас большинство рядовых россиян, о чём я никогда не забываю, но считаю его наследием большого «хапка» 90-х годов, то без труда можно увидеть, что даже вопреки охватившему мир (и Россию, конечно, тоже) кризису, несмотря на дополнительные бюджетные сложности, в главном государствообразующем сегменте экономики мы движемся вперёд спринтерскими темпами. Но «бытовое иго», все эти ЖКХ, полицейско-административные и прочие неурядицы, конечно, нельзя списывать со счетов, они омрачают нашу жизнь, мешают видеть завтрашние горизонты. Однако надо понять и другое: лишь крепко встав на ноги экономически, страна сможет быстро навести порядок и в этом измерении, которое принято называть человеческим и которое говорит о качестве жизни.
Впрочем, подготовительные шаги в этом направлении уже проглядывают: новые законы о загрансчетах чиновников, депутатов готовят почву для заметных перемен в элите. Борьба с коррупцией пошла настоящая, не показушная. А между прочим, ещё и года не минуло с того времени, как в Кремль вернулся Путин. Но ведь жизнь-то идёт совсем-совсем по-другому…