Об этом заявили европейские эксперты на прошедшей в Москве дискуссии за круглым столом, посвящённой экономическим аспектам санкций, введённых странами Евросоюза в отношении России. Участники встречи, организованной Международным фондом поддержки правовых инициатив, отметили, что даже спустя год никто в Европе не может дать внятного ответа: как именно санкции отразились на российской экономике и насколько она пострадала от ограничительных действий европейских партнёров. Диалог сторон показал, что на самом деле в крупных европейских столицах растут непонимание и недовольство существующими барьерами на пути экономического сотрудничества Европы и России.
Открытый диалог сторон в конференц-холле столичной гостиницы «Красные холмы» на тему «Экономические санкции Европейского союза: исторический опыт, сегодняшняя практика и значение для российского бизнеса» эксперты бельгийской консалтинговой компании TrustEUAffairs Brussels начали с экскурса в историю санкционной политики ЕС. При этом президент компании Моника Монако сразу подчеркнула, что экспертные оценки никоим образом не отражают официальной позиции Евросоюза и его структур.
А её коллега Массимилиано Гоббато рассказал хозяевам презентации о деятельности ЕС в части формирования и применения экономических санкций европейских стран против иных государств. За время существования Евросоюза экономические запреты вводились 35 раз. Иными словами, молодое объединение государств Старого Света, успевало всё-таки махать своей санкционной дубиной. Правда, при этом, как оправдываются европейцы, большая часть запретов вытекала из санкционных решений Совета Безопасности ООН. Спикер отметил, что самой распространённой категорией оказались самого разного рода эмбарго в ответ на вооружённые конфликты и нарушения прав человека в тех или иных регионах мира. Самыми длительными по сроку и действенными по характеру оказались санкции против режима Саддама Хусейна в Ираке и религиозного руководства Ирана.И в том и в другом случае пострадало население этих стран. Любопытно, что в обоих случаях санкции не принесли ожидаемого результата. Обе страны жили и развивались по собственным законам и правилам. Особо был отмечен опыт Ирана по преодолению санкций. Ведь страна с 2003 года живёт в условиях тотального эмбарго. Однако на деле санкции обходились самыми разными способами, а персидская нефть по разным каналам и в обход санкций продолжала поступать на мировой рынок. Поэтому Гоббато сделал единственно возможный в таких случаях вывод, что все применённые ЕС санкции на самом деле оказались малоэффективными и «крайне редко достигшими политической цели». Зато они успели нанести немалый вред европейской экономике.
Теперь с этой очевидной проблемой Европе приходится иметь дело в России. Как известно, ограничения, введённые в отношении нашей страны, разбиты на два пакета. Действие первого заканчивается в июле, второго – в сентябре текущего года. По словам Моники Монако, шансов на отмену санкций слишком мало.Даже с учётом того, что во многих странах континента антироссийские санкции не популярны. А среди местной бизнес-элиты являются ещё и сильным раздражителем. Однако в нашем случае приходится иметь дело с политическим давлением, не позволяющим бизнесу повысить свой голос. Достаточно вспомнить негативную реакцию немецкого бизнеса на введённые санкции, которую быстро погасили агрессивные действия берлинских политиков. При этом европейские эксперты как могли старались обойти решающую роль своих заокеанских партнёров в деле экономического и политического давления на Россию. Оно и понятно, все живут в реально существующем мире, в котором кто-то устанавливает свои порядки.
При этом эксперт TrustEUAffairs Brussels Антони Врис особо подчеркнул, что в официальных источниках Евросоюза нет никаких официальных данных по поводу эффекта введённых против России санкций. Нет статистики ни в одном из экономических ведомств Союза, что вызывает много вопросов по части действенности запретов. Однако главным остаётся вопрос: сколько стоят санкции всем странам ЕС? Такую статистику обещали обнародовать в Лондоне, но дальше разговоров дело так и не сдвинулось. Так уж выходит, что цифры могут сильно испортить репутацию политиков, активно продвигающих необходимость сохранения санкций против России. Опытный эксперт с тревогой отметил, что мы теряем доверие России. А голос европейского бизнеса в этой ситуации оказался слишком слабым, чтобы его услышали в обществе. Пока, к сожалению, санкционным балом правят политики.
«Поэтому не исключено, что Россия не будет вечно ждать прозрения Европы», – предположил директор АНО «Социальная безопасность» Андрей Столяров. – У нашей страны есть механизмы ответных мер против санкций, как, например, переход на торговлю с ЕС в иной валюте, чем евро или доллар. Это предположение вполне реализуемо, и в Европе об этом хорошо знают». Другой российский участник дискуссии вообще напугал европейцев искренним желанием нашего регионального бизнеса сохранить антироссийские санкции в качестве побудительного мотива в развитии отечественной экономики.
В итоге участники круглого стола заключили, что самое время бизнес-сообществу в Европе и России объединить свои лоббистские усилия и финансовые ресурсы для преодоления искусственных барьеров в отношении нашей страны. Жизнь показала, что на Европе свет клином не сошёлся.Так зачем же городить новые барьеры на континенте, только освободившемся от железного занавеса.