Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → В мире № 10(402) от 20.03.2014

Боинг улетел на Альфу Центавра?

, 18:50

В прошлую субботу премьер-министр Малайзии объявил, что Боинг, пропавший по пути из Куала-Лумпура в Пекин, скорее всего, был захвачен и уведён в неизвестном направлении. Это, конечно, прорыв в расследовании. Однако выяснить, куда исчезли 239 человек из 14 стран, включая одного россиянина, так и не удалось.

Мощные системы электронного слежения, способные шпионить за отдельным человеком в многомиллионном городе, пока не смогли отыскать самый крупный в мире двухмоторный реактивный самолёт. Вдобавок из комментариев официальных лиц и экспертов стало ясно, что в самих авиалайнерах сегодня не так много технологических «примочек», позволяющих отслеживать их полёт. Выходит, что вся эта глобальная безопасность превращается в фикцию, если кто-то знает, на какую кнопку в самолёте надо нажать.

Как было точно установлено, уже через час после взлёта на борту малазийского боинга было отключено специальное приёмопередающее устройство (так называемый транспондер). Оно позволяет авиадиспетчерам узнавать самолёт на экранах своих радаров. Звучит серьёзно, но на деле нужно просто вдавить поглубже и повернуть один-единственный тумблер. Правда, кто-то должен точно знать, какую ручку надо выбрать из сотни других на приборной панели.

Одновременно похитители отключили не только бортовую радиостанцию, но и так называемую систему ACARS (адресно-отчётная система авиационной связи), которая передаёт наземным службам информацию о текущем состоянии самолёта. Она имеется во всех лайнерах и по принципу действия похожа на отправку СМС: короткое сообщение передаётся ближайшей из наземных станций, а затем переправляется адресатам. Самолёты отправляют свои отчёты в автоматическом режиме (например, при взлёте, посадке, возникновении неполадок на борту) и по запросу. Эту систему можно отключить с компьютеров пилотов, но, разумеется, нужны специальные знания.

Единственный канал связи боинга с внешним миром, который продолжал действовать, – это передатчик, находящийся под полом пилотской кабины. Он ещё семь часов посылал в пространство свои «бип-бип», похожие на те, что издавал в 1957 году первый советский искусственный спутник Земли. Эти сигналы дают знать, что самолёт ещё «жив», но по ним невозможно определить его местоположение.

После отключения транспондера и адресно-отчётной системы малазийский самолёт стал невидим для гражданских авиадиспетчеров. Но его смогли распознать военные радары, которые и зафиксировали изменение курса. Однако военные тоже оказались не всесильны. Как выяснилось, «глобальная безопасность» только называется глобальной.

Когда самолёт покинул воздушное пространство Малайзии, военные радиолокационные службы потеряли его след. Эксперты сегодня полагают, что лайнер повернул либо на север – в сторону Казахстана, либо (что более вероятно) на запад – в сторону южной части Индийского океана. А эта водная гладь, занимающая миллионы квадратных километров, считается не только самой малонаселённой зоной на планете, но также является абсолютно белым пятном для служб наблюдения.

Гражданские радиолокационные системы на Западном побережье Австралии не видят дальше 200 км от берега. Военные же радары этого континента решают иные задачи, и потому требуется время, чтобы найти среди кучи данных информацию по одному гражданскому самолёту.

Что же касается индийских систем слежения на островах Андаманского архипелага, то они в ночь происшествия, похоже, были просто выключены. Конечно, следить за самолётами – непростая работа. По оценкам экспертов, в небе над землёй одномоментно находится до 5 тыс. гражданских и военных бортов (более точных данных нет, поскольку половина полётов секретна). В зоне между Малайзией и Китаем около 400. Но эти цифры – капля в море по сравнению со способностью современных электронных систем одновременно отслеживать миллиарды интернет-сообщений и телефонных звонков или практически мгновенно устанавливать местонахождение владельца любого мобильника в любой точке мира. Любого мобильника, но только не огромного самолёта. А может, малазийский лайнер всё-таки похитили инопланетяне?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram