Аргументы Недели → В мире 13+

Полковник КГБ ЛССР: о новых «мешках ЧК», о деле Кононова, о латгальских крестьянах

, 16:41 , Шеф-редактор балтийского бюро АН

Латвия – единственная страна в мире, которая решила обнародовать открытый доступ к «мешкам ЧК». Первая волна ажиотажа схлынула, но следующая ожидается уже в мае. Будут открыты журналы КГБ с 1953 года, где есть информация о 25 тысячах человек. Наш спецкор встретился с полковником КГБ, назовем его «мистер W» и выяснил некоторые подробности «страшного прошлого».

- После того, как в свободный доступ попали карточки осведомителей КГБ ЛССР, то многие, кто там оказался, стали говорить: «Это же не я! Я не работал! Посмотрите, там число моего дня рождения другое». Разве может такое быть? Получается, что в КГБ не совсем точно фиксировались данные осведомителей?

- Что такое карточки? Ничего серьезного. Чисто технический материал. Да, могли быть изменены даты рождения людей, возможно, и место работы.

- Вы хотите сказать, что точности в такой организации не было? Я уточняю.

- Разумеется, что была. Но это не имеет никакого отношения к карточкам. Точность была в личных делах.

- Они сейчас в Латвии?

- Нет. Они в России. Даже могут находиться и не в Москве, а в провинциальных городах, где существуют специализированные хранилища.

- Я понимаю, что мы их никогда не увидим?

- Нет. Это невозможно! Россия на «открытый доступ» никогда не пойдет.

- Какие новости нам ждать от новой майской порции «мешков ЧК»?

- Там дело обстоит более серьезно. Будут открыты журналы. Если карточки можно было изъять, например, выкупить, то из журнала невозможно вырвать лист – будет заметно. Думаю, что многие узнают там себя.

- Я слышала, что ходили слухи, чтобы изъять «карточку», то нужно заплатить приличную сумму. Сумма доходила до 5 тысяч латов. Это так?

- Нет. Это запредельная сумма. Насколько я знаю, то суммы были от 100 у.е. до 500 у.е. Это же было время перестройки. И цены другие. Да, мне говорили, что выкупались карточки. Но это глупость. Есть же журналы. Думаю, что скоро мы увидим и некоторых чиновников, и деятелей культуры и т.д.

- Объясните, пожалуйста, в картотеке КГБ ЛССР есть такое важное лицо, как митрополит Рижский и всея Латвии Александр Кудряшов. Он ныне действующий митрополит. Почему он или его пресс-служба не дает никаких комментариев по данному поводу?

- Это их политика. Они считают, что это все мирские дела и не имеют никакого отношения к духовности. Возможно, митрополит и прав. Зачем всем все объяснять? Если соответствующие органы придут к нему и попросят дать ответ, то тогда и разговор будет. Но за закрытой дверью. Не так все просто у «святых отцов». Могу сказать, что больше всего осведомителей было из числа священнослужителей. Даже во время войны. Даже на территории противника.

- Расскажите, пожалуйста, подробно.

- Во время войны, когда на территории Латвии были немцы, то православные храмы открыто функционировали. Немцы поощряли это. Понятно, что у них была своя цель – держать мысли людей «на контроле». А что может быть более священно для православного, чем вера и крест? К батюшкам ходили на исповедь и открывали свои души.

- И батюшки потом доносили?

- Вы не дослушали. При Сталине началась повальное истребление священнослужителей. Такая у него была политика. А в середине войны произошел резкий «перелом»: священников стали выпускать из лагерей, отзывать с фронта. Зачем? Одна из причин – вести службы на территории врага. Конечно, под контролем НКВД. Так многие и работали. И не только священники, но и агенты НКВД.

- А как они попадали, например, на территорию Латвии при немцах?

- Просто. Их «забрасывали» сюда. Часто ночью и на самолетах. Они организовывали группы сопротивления в городе. На территории Латвии во время войны велась серьезная подпольная война. Группы создавались из местных. Поймите, не все поддерживали немцев. До 40-го года в Латвии прекрасно жили и латыши, и русские, и поляки, и немцы. Не было никакой агрессии. А во время войны были и те, кто выступал против немцев. Вот их находили и вербовали агенты НКВД. Вербовка – основной принцип любой разведки. Посмотрите, как справно работала царская охранка? И что изменилось при НКВД? Принципы вербовки остались прежние, но только люди другие. Я говорю об образовании, воспитании и т.д. В НКВД много было малообразованных людей: беднота, рабочие, простые люди. Они хотели выжить и власти. Но если говорить об агентах НКВД во время войны на территории Латвии, то их было много, но их и быстро немцы вычисляли. 

- Вы говорите о тех, кто в подполье воевал против немцев, но было и много полицаев. Они отличались особой жестокостью.

- Полицаи – вспомогательная полиция. Да, они были на территории Латвии. И не только латыши. Вы не знаете, как целые отряды сдавались немцам? Сдавались сами. Многие были недовольны советской властью. Например, те, кого раскулачили, разлучили с родными, уголовники. Они или сдавались немцам, или бежали из Красной армии. Куда бежали? В деревни, на хутора. Там просто работали, создавали семьи, рожали детей. А потом приходили немцы и задавали вопрос: «Ты хочешь поработать на нас? Или лагерь для военнопленных?» Многие соглашались работать. Насчет жестокости, то и русские партизаны, например, не были к латгальским крестьянам очень добры.

- Вы хотите сказать, что советские партизаны истребляли крестьян в Латгалии?

- А почему многие в Латвии ненавидят Василия Кононова? Почему его судили?

- А зачем нужен был суд над пожилым и больным человеком?

- Его обвинили в преступлениях против человечности. У вас нет достоверной информации, а у меня она есть. Кстати, преступление против человечности не имеет срока давности. В Германии недавно осудили сотрудника концлагеря. А ему было далеко за 90. Василий Кононов был командир партизанского отряда 1-й Латвийской партизанской бригады. Он же не просто воевал, а совершал преступления. Например, его отряд надевал немецкую форму и шел по латгальским деревням, хуторам. Заходили в дома, ели, пили, спали. Потом уходили, переодевались в советскую форму и возвращались в те деревни. Зачем? Ликвидировали простых крестьян. За то, что они их покормили и приютили. Это считалась помощь немцам. Так он их выявлял. И один раз он живьем сжег беременную женщину. На последнем месяце. Это было доказано в суде. Я видел документы, слушал свидетелей по этому делу. Как нашли Кононова? Во время перестройки наткнулись на его военное дело, стали его раскручивать, нашли свидетелей, и те дали показания. Мне было страшно это слушать! Но меня удивляет позиция Москвы по этому делу. Я понимаю, что Россия сделала из него жертву. Просто жертву. Они могли дать ему российское гражданство и забрать в Россию. Но никто этого не сделал. Латвийская сторона никак не препятствовала этому. Видимо, нужна была жертва, чтобы показать, что латыши «плохие». Есть много нюансов.

- Мне пока сложно осознать ваши слова. Это пожилой и беспомощный человек.

- Знаете, расскажу такой пример. Латвия граничит с псковской областью и с Белоруссией. Правильно. Во время войны псковские и белорусские партизаны творили страшные вещи. Я не говорю о всех, но документы есть по данному вопросу. В Латвии, даже во время войны, люди ходили сытые. Приходили отряды партизан и забирали всю провизию, насиловали женщин, убивали тех, кто не хотел, например, корову отдавать. И приходили часто. Им же есть нужно было! Так многие латгальские крестьяне не выдерживали! Они приходили к немцам и просили у них оружие, чтобы отстреливаться от таких «гостей». Вы знаете, что на территории Латгалии много жило русских, староверов. Конечно, и латыши. Они всех кормили. Постучит ночью в дверь человек и попросит еды – давали. Даже не спрашивали ни о чем. Моя бабушка русская, православная. Но она жила в Латвии, хорошо знала русский, латышский, немецкий. Один раз, когда по Риге вели советских военнопленных, то она решили им помочь. Решила дать еду. А как дашь при немцах? Она положила продукты в фартук и когда подошла к пленным, то сделала вид, что упала. Конечно, еда рассыпалась. Военные подобрали еду. Немец стал кричать на бабушку, но она ответила ему на хорошем немецком: «Вы же видели, что я упала. В чем моя вина?» Невозможно всех людей сравнивать. Были и звери, а были и добрые люди.

- Я все о «мешках ЧК». Скажите, кроме священнослужителей, какая организация входили в лидеры осведомителей в Латвии?

- Институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА). Этот институт был всесоюзного значения. Там учились не только латвийцы, а много было из России, иностранцы. Вот там работа органов велась отлично. Практически каждый второй был завербован. На перспективу. Их потом отправляли на хорошие места. 

- А в мае точно откроют журналы КГБ ЛССР?

- Откроют. Можете не сомневаться.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram