В Украине подводят промежуточные итоги работы нового состава правительства страны. При том оценивали успехи и неудачи нового украинского премьера Владимира Гройсмана и относительно нового Кабмина не только граждане страны, аналитики и представители властей, но и еврокомиссары.
Комиссар Европейского Союза по задачам Европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоханесс Хан посетил Украину для того, чтобы составить собственное мнение по поводу первых ста дней работы обновленного Кабмина, а также поговорить о перспективах страны в вопросе евроинтеграции.
Сразу отметим, что Хан остался работой Гройсмана весьма доволен. Не сказав, правда, прессе ничего конкретного, он в то же время подчеркнул, что заметил позитивные сдвиги за первые сто дней работы руководства Украины. Также Хан добавил, что ЕС продолжит политическую, техническую и финансовую поддержку Украинского государства, а с прошлого года EC уже выделил EUR 7 миллиардов в виде грантов, кредитов и помощи для поддержки стабильности в Украине и регионе в целом.
«Вам еще рано, конечно, принимать поздравления, но я считаю, что все согласятся со мной: Украина выполнила свои задачи. А их насчитывается 140 пунктов. Это впечатляющая работа!», - сказал Йоханнес Хан на совместной пресс-конференции с премьер-министром Владимиром Гройсманом в главном городе ЕС - Брюсселе.
Впрочем, уровень доверия еврокомиссара к правительству Гройсмана нисколько не соответствует уровню доверия этой персоне среди населения. Как показали социологические исследования, Гройсману доверяет лишь 1% населения страны. Что же успел сделать Гройсман за первые сто дней своей работы на посту премьер-министра и чего не успел, попробуем разобраться.
Кто такой Гройсман?
Владимир Гройсман – устойчивый член команды Петра Порошенко. С будущим президентом Украины Гройсман познакомился в начале 2000-х годов, и с тех пор был его близким другом и соратником. Самостоятельной фигурой в медийном поле он не считался, а его работу называли «навязанной Петром Порошенко». Гройсман на посту премьер-министра в экспертных кругах вызвал двоякие эмоции. С одной стороны – такое мощное укрепление БПП (Блока Петра Порошенко) может стать началом монополизации власти, а с другой – Порошенко больше не может оправдывать провальные ходы неверной политикой правительства Яценюка. Вся ответственность ложится лично на него и его команду.
При этом, стоит отметить, что Гройсман – опытный руководитель. Владимир Гройсман – уроженец Винницы. С 1994 года, сразу после школы, он занял должность коммерческого директора на частном предприятии под названием «ОКО», а с ноября того же самого года начал работу на посту коммерческого директора предприятия «Юность», которое основал его отец.
В 2002 году был избран депутатом Винницкого городского совета по избирательному округу №29. Был заместителем главы постоянной депутатской комиссии по вопросам прав человека, законности, депутатской деятельности и этики. В ноябре 2005 года избран секретарем Винницкого городского совета. С 25 ноября 2005 года - исполняющий обязанности городского головы города Винница. 26 марта 2006 года, в возрасте 28-ми лет, Владимир Гройсман был избран винницким городским головой, на эту должность он избирался дважды.
Добавим, что успехи Гройсмана в должности главы Винницы оспорить практически невозможно. Для родного города он сделал многое, и местные жители вспоминают его добрым словом.
С 27 февраля - 27 ноября 2014 года - вице-премьер-министр по региональной политике - министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. 27 ноября 2014 года, после внеочередных выборов в Раду, назначен председателем Верховной Рады VIII созыва. Премьер-министр Украины с 14 апреля 2016 года.
Приоритетные реформы Гройсмана
Как только Гройсман «взошел на престол», он анонсировал ряд приоритетных задач для обновленного Кабинета министров. Задачи эти требуют значительных реформ законодательства, и за прошедшие сто дней оно уже претерпело значительных изменений.
Можно выделить несколько реформ, которые были названы самим Гройсманом важнейшими.
1.Реформирование системы госуправления
По плану Кабмин должен был ввести обязательную открытую онлайн-публикацию всех договоров, в которых используются публичные средства, за исключением договоров, касающихся оборонной сферы. Без подобной публикации ни один из таких договоров не будет считаться действительным.
Кроме того в правительстве рассчитывают на запуск приоритетных электронных услуг (10-15 в этом году и 50-60 — до 2018 года) и внедрение электронного документооборота между ведомствами.
Сама же структура власти должна быть реорганизована, а состав оптимизировал – то есть количество чиновников должно сильно сократиться.
Согласно отчету правительства за минувший квартал, на данный момент уже активизирован процесс создания, реорганизации и ликвидации центральных органов власти и принято 11 постановлений, которые завершат этот процесс.
2. Налоговая реформа
Гройсман поставил себе целью противодействовать уклонению от налогов с помощью офшоров. Для этого налоговую систему упростят, уменьшат количество налоговых проверок, повысят качество администрирования, а работу налоговой будут оценивать на основе KPI. Количество сотрудников ГФС снизят с 58 тысяч до 41 тысяч.
Впрочем, учитывая, что Гройсман – ставленник фигуранта скандала про офшоры, эта идея и эти реформы кажутся не более, чем профанацией.
3. Пенсионная реформа
Заключаться она будет в первую очередь в унификации, четкой привязке пенсии к взносам граждан, а также поэтапному выводу зарплат из тени. Кроме того было решено отменить налогообложение для пенсий. К слову, на данном этапе уже отменено налогообложение для пенсионеров, чьи выплаты не превышают 10 тысяч гривен.
Правда, есть в этой реформе закавыка. Налог начисляется, только если пенсионер получает выплаты объемом свыше трех минимальных зарплат, то есть 4134 грн. Таковых в общем объеме 3%. То есть налог отменят для тех пенсионеров, кто и так не бедствует – бывших депутатов, судей… Пенсионеры — депутаты Рады получат больше на 1700 гривен, судьи — порядка 2 тысяч гривен.
4. Введение адресной соцпомощи
Кабмин должен унифицировать алгоритм выдачи адресной помощи, запустить новые программы автоматизации назначения льгот и субсидий, создать пяти пилотных центров в формате «Прозрачного офиса», а также монетизировать отдельные виды льгот (например — на проезд) и внедрить централизованный учет получателей субсидий и льготников. «Прозрачные офисы» уже созданы в ряде городов – Днепр, Киев, Львов, Одесса, Харьков.
5. Земельная реформа
Процесс проведения земельной реформы пока даже не начался. Впрочем, Гройсман и не обещал провести ее быстро. По плану Гройсмана к 2017 году Кабмин полностью отменит спецрежим НДС для аграриев, зато выдаст производителям с/х продукции прямую госпомощь и усовершенствует агрострахование.
6. Модернизация энергосистем и инфраструктура
Немаловажным условием Европы и США для выделение кредитов Украинскому государству – это развитие собственной добычи ресурсов, а также реверс энергоресурсов из Евросоюза. Гройсман утверждает, что уже к 2020 году Украина обеспечит себе полную энергобезопасность. В данный момент решается вопрос об увеличении стоимости собственного газа, добываемого на территории Украины, а также модернизируются крупные компании по добыче нефти и газа.
Газовикам поставлена суперцель: остановить падение добычи собственного газа. К 2020 году надо выйти на 27 млрд кубов в год. Энергетикам — аналогично: остановить падение производства и увеличить продажу электроэнергии.
7. Борьба с коррупцией
Обеспечение необратимости ответственности за коррупционные правонарушения, полноценное функционирование новосозданных антикоррупционных органов, воспитание «нулевой толерантности» к коррупции в обществе. С помощью Нацагентства по предотвращению коррупции нужно повысить прозрачность и подотчетность чиновников и политических партий. Особый акцент ставится на запуск системы электронного декларирования. Эффективным возвратом украденных средств займется Нацагенство по поиску, выявлению и управлению активами, полученными коррупционным путем.
При этом посла США в первую очередь впечатлили реформы судебной и правоохранительной системы. Речь, в частности, идет о введении так называемой «новой полиции».
Скандалы вокруг реформ Гройсмана
Самой скандальной реформой Гройсмана оказалась реформа ЖКХ. Резкое повышения тарифов на газ для населения встретили в народе ожидаемыми протестами. Новый Кабмин с 1 мая установил единую цену на голубое топливо как для населения, так и для промышленности — 6879 гривен за тысячу кубометров газа (6,8 грн/куб). Таким образом, цены взлетели почти на 91%, ведь до этого для украинцев действовало два газовых тарифа: социальный и полный (если за отопительный сезон семья использует до 1200 кубов газа — за каждый платили 3,6 грн, если больше — 7,2 грн). При этом в Кабмине уверяют, что цены должны быть экономически обоснованными, да и МВФ требует. По словам экспертов, новые тарифы действительно приближены к рыночным, но непопулярные реформы всегда бьют по рейтингам тех, кто их принимает.
«Благодаря» нашумевшей реформе ЖКХ в Украине прошли одни из самых массовых протестных акций, организованных профсоюзами.
В митингах, прошедших по всей стране приняли участие более пяти тысяч человек. Среди прочих, в митинге участвовали Федерация профсоюзов Украины, Профсоюз металлургов и горняков, Конфедерация свободных профсоюзов, региональные отделения профсоюза работников науки и образования.
Словом, первые сто дней работы Гройсмана прошли чрезвычайно насыщенно, но оценки деятельности его правительства неоднозначны. Нет ничего удивительного в том, что после реформы ЖКХ, болезненной для населения, уровень доверия украинского народа упал ниже, чем доверие правительству Яценюка, однако положительные оценки Еврокомиссии и послов США играют, пожалуй, большее значение для страны, ведь благодаря им, Украина сможет получить новые транши, без которых экономика страны пока не справится.
Читайте также:
Другие мировые новости
См. все новости дня