В 1953 г. американский певец Билл Хэйли сочинил первый рок-н-ролл «Crazy Man Crazy». Американские власти сразу же пошли в атаку на новую музыку. Полиции приходилось охранять Билла Хэйли от энтузиазма поклонников, но ей это вскоре надоело, и правоохранительные органы начали искать повод, чтобы запретить рок-концерты.
Родители тоже были недовольны тем, что их дети слушают эту «ужасную» музыку и танцуют этот сомнительный во всех отношениях танец. Они по всей стране начали создавать комитеты родителей против рок-н-ролла.
В Конгрессе Соединённых Штатов по инициативе представителей южных штатов началось слушание вопроса о пагубном влиянии рок-н-ролла на американскую молодёжь. Конгрессмены говорили о том, что рок-н-ролл является «рукой Москвы» и что с его помощью советские спецслужбы пытаются дестабилизировать американское общество.
Причина беспокойства власть имущих Америки была в том, что молодёжь, до этого смирная и почитавшая своих родителей, влюбившись в рок-н-ролл, потеряла вкус и интерес к карьере, деньгам, накопительству и потребительской культуре, то есть к традиционным американским ценностям, которые считались совершенно непреложными. Это касалось и школьников, и студентов колледжей, и даже отпрысков очень известных и богатых семей. В какой-то момент родители с ужасом обнаружили, что дети не желают продолжать их дело и жить их жизнью.
Директор ФБР Эдгар Гувер заявил, что эта музыка «оказывает развращающее воздействие на нашу молодёжь». Это высказывание было понято его подчинёнными как приказ, и в течение некоторого времени с музыкального горизонта были удалены все крупные звёзды рок-н-ролла.
В октябре 1957 года во время австралийского турне самолёт, на котором летел Литтл Ричард, потерпел аварию над океаном и начал падать. В эти минуты Литтл Ричард дал Богу обещание, что никогда больше не будет заниматься рок-н-роллом.
24 марта 1958 года Элвиса Пресли забрали служить в армию и отправили в Западную Германию, подальше от его почитателей.
3 февраля 1959 года звёзды рок-н-ролла Бадди Холи, Ричи Валенса и Биг Боппер разбились на самолёте через несколько минут после взлёта, когда должны были лететь на концерт в штат Миннесота.
В самом конце 1959 года Чака Берри арестовали по сфабрикованному обвинению в совращении несовершеннолетней.
Ещё через несколько месяцев, 16 апреля 1960 года, в автокатастрофе погиб Эдди Кокран.
Очень тяжело пришлось диджею Алану Фриду, тому самому, что первым начал использовать слово «рок-н-ролл» применительно к новой музыке. Его обвинили в том, что он является «рукой Москвы». ФБР начало копать под диск-жокея, и постепенно дело раскрутилось до слушаний в сенате. В итоге власти начали выдавливать Фрида из эфира, попутно пытаясь удалить из эфира и рок-н-ролл. Выдавить Фрида у них получилось, а рок-н-ролл нет. Но, после того как Фрид был обвинён в неуплате налогов, его карьера диск-жокея начала постепенно гаснуть. 20 января 1965 года он умер.
Вообще это крайне удивительно: в СССР про рок-н-ролл говорили, что это «преклонение перед Западом» и «буржуазная идеология», а в Америке новую музыку называли не иначе как «красной пропагандой», и американских рок-звёзд подозревали в поддержке коммунистических идей. Странная ситуация. Но что, если ребята из ФБР были правы и рок-н-ролл действительно является «красной пропагандой»?
Спецотдел НКВД и… музыка Гипербореи
Нам много лет внушали, что рок-н-ролл родился в начале 1950-х годов в США. Но есть альтернативное мнение, что рок-н-ролл был придуман вовсе не в США, а в СССР.
И не в 1950-х годах, а в середине 1930-х.
И придумали эту музыку в спецотделе НКВД, которым руководил легендарный чекист-оккультист Глеб Бокий.
Спецотдел НКВД (Специальный отдел при ВЧК) был создан 5 мая 1921 года постановлением Малого Совнаркома. Находился отдел в Москве, часть его подразделений размещалась на Малой Лубянке, часть – в здании на Кузнецком Мосту, 21, в помещении Народного комиссариата иностранных дел. Официальными его задачами являлись разработка шифров, масштабная радио- и радиотехническая разведка, радиоперехват, пеленгация и выявление вражеских шпионских передатчиков на территории СССР. Но на самом деле здесь изучалось всё, имеющее хотя бы оттенок таинственности, от оккультных наук до «снежного человека».
Консультировал спецотдел академик Владимир Михайлович Бехтерев, светило отечественной психиатрии. Ещё в 1908 году он организовал в Петербурге первый в Российской империи психоневрологический институт, который ныне носит его имя, а в мае 1918 года, уже в Советской России, создал Институт по изучению мозга, где исследовал проблемы гипноза и внушения, а также возможность воздействия на мозг человека через ритм и музыку. Бехтерев считал, что с помощью музыки можно лечить разные заболевания у людей, снимать агрессию и утомление, воздействовать на социум, политику и экономику. В 1910-е годы он планировал создать при Психоневрологическом институте специальную лабораторию музыки, но не успел это сделать из-за того, что началась Первая мировая война. Эксперименты с музыкой Бехтерев смог продолжить уже в Советской России.
К работе на Спецотдел был привлечён и талантливый ученик Бехтерева, питерский учёный-мистик Александр Барченко. Он был известен тем, что в начале 20-х годов организовал экспедицию в центр Кольского полуострова, целью которой было изучение массового гипноза, «полярного бешенства», которое поморы именовали «меряченьем», а эскимосы – «зовом Полярной звезды».
В 1926 году по личному распоряжению Дзержинского Барченко предпринял экспедицию в Крым, где искал тайные входы в древние города покинутых цивилизаций. Затем Барченко ещё несколько раз побывал на Кольском полуострове в поисках следов древней страны Гипербореи.
Александр Васильевич Барченко был убеждён в том, что когда-то давно на Земле существовало высокоразвитое в культурном отношении общество, которое затем погибло в результате неких катаклизмов. Общество это было коммунистическим и находилось на более высокой стадии социального и материально-технического развития, чем наше, в нём не было ни социальных различий, ни государственной власти, а все взаимоотношения внутри социума строились на равенстве и ответственности всех его членов. Обитателям Гипербореи претили жадность, жестокость и ревность. Они ни во что не ставили богатство, полагая, что рост благоденствия возможен только благодаря общему согласию в соединении с добродетелью. Это был золотой век истины и чистоты.
Александр Барченко считал, что осколки этого древнего общества до сих пор существуют где-то на севере России и в неприступных горных районах, расположенных на стыках Индии, Тибета, Кашгара и Афганистана, и там сохранены все те научно-технические знания, которыми обладали люди «золотого века». Тайны прошлых цивилизаций, если бы они стали доступны современным людям, могли бы толкнуть прогресс далеко вперёд, поэтому обо всех находках немедленно сообщалось И.В. Сталину.
Александр Барченко и его наставник Владимир Бехтерев также очень интересовались тем, какую музыку могли слушать и исполнять в Гиперборее. Античные авторы сообщали, что повседневная жизнь гиперборейцев сопровождалась песнями, танцами и музыкой, повсюду водились хороводы и лились звуки, чарующие душу и слух. По мнению Барченко и Бехтерева, те древние ритмы и мелодии могли бы стать путеводной ниточкой к восстановлению «золотого века» на планете Земля.
Есть мнение, что музыка, звучавшая в древности на нашей планете, является прабабушкой блюза, джаза, а затем и рока.
Блюз основан на четверти тона. Как говорят профессионалы, это – пониженные третья и седьмая ступени мажорного лада, использование которых создаёт характерное блюзовое звучание. Четверть тона – эта основа, на которой с незапамятных времён строится музыка в Африке. Блюза ещё не было, а Blue note уже была. Умение петь четверть тона – это очень древнее искусство, которое когда-то было распространено на всей планете Земля. И арабская, и азиатская музыка также построена на четвертях тона. В индийской народной, а также китайской, камбоджийской, японской традиции тоже практикуется четверть тона.
Вполне возможно, что и при дворе короля Артура звучала «блюзовая» музыка. Специалисты считают, что в Древней Руси тоже играли музыку, основанную на четверти тона.
Мистики из спецотдела НКВД были уверены, что в ритме блюза до наших дней сохранилась пульсация, которая существовала много веков назад, в легендарной Гиперборее. Джаз так быстро завоевал популярность во многих странах потому, что в людях всколыхнулась память крови и они вспомнили эти заветные нюансы музыки, которые до недавнего времени были в буквальном смысле погребены под более поздними социальными, культурными, политическими и религиозными напластованиями. Поэтому джаз, едва он появился в СССР, был поддержан на самом высоком уровне. К середине 30-х годов в нашей стране появилось уже очень много джаз-оркестров, как любительских, так и профессиональных. Говорят, что только в Москве и Ленинграде было создано и успешно работало такое количество джазовых оркестров, сколько их не было на всей территории СССР в послесталинскую эпоху. Это была новая чудесная музыка, под звуки которой Советская страна буквально расцветала.
Но далеко не вся советская партийная элита приняла джаз, многие старые большевики встретили новую музыку в штыки.
Символом нападок на джаз стало небольшое эссе Максима Горького «О музыке толстых», опубликованное в газете «Правда» 18 апреля 1928 года. Это был намёк на то, что руководители Советского государства как бы стали слишком толстыми и неповоротливыми, чтобы делать мировую революцию. На самом деле речь в статье «О музыке толстых» идёт вовсе не о джазе. И даже само слово «джаз» Горький упоминает там только один раз и в совершенно ином контексте. Речь в этой статье идёт о… любви. Вернее, о том, как тяжело жить, когда ты никем не любим. Вот тогда любая весёлая музыка, радующая людей, в один миг превращается для тебя в «дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск». Видимо, Горький всё это испытал на себе, когда жил в одиночестве на острове Капри. По всей видимости, никто не утруждал себя задачей перечитать статью Максима Горького, и вплоть до начала 1970-х годов она служила основой идеологического неприятия джаза партийной верхушкой КПСС.
Тайна джаза
Сотрудники Спецотдела НКВД много работали с шаманами и колдунами, пытаясь выяснить, каким образом те могли вводить в состояние транса (меряченья) одновременно огромное количество народа. Но вместо этого они обнаружили некий код, который делал музыку более позитивной и оптимистичной, позволял через музыкальный ритм организовывать труд широких масс, буквально как в марше из кинофильма «Весёлые ребята»:
«Нам песня жить и любить помогает,
Она, как друг, и зовёт, и ведёт,
И тот, кто с песней по жизни
шагает,
Тот никогда и нигде не
пропадёт…»
Этот марш стал образцом новой коллективной песни-марша «в советском духе». Его первые звуки рождаются из пастушьего наигрыша, то есть композитор даёт понять, что его мелодия проста и доступна, как народная песня. Затем в маршевую музыку постепенно привносятся джазовость и танцевальность, и в то же время композитор усиливает оптимизм, романтику и мужественность звучания. Дунаевский называл этот процесс «оджазированием».
Молодой Дунаевский, как и многие его талантливые современники, был очарован романтикой перемен и мечтой о светлом будущем. В послереволюционной России идея формирования нового человека средствами искусства вообще была одной из центральных в исканиях российской творческой интеллигенции. Она нашла отражение в поэзии В. Маяковского и В. Брюсова, в конструктивистской архитектуре В. Татлина, в фильмах С. Эйзенштейна и новаторских театральных опытах А. Таирова и Вс. Мейерхольда.
В первые годы жизни СССР звуковая среда в нашей стране была довольно агрессивной, повсюду гремело множество военных маршей, оставшихся в наследство от тех времён, когда жизнь подчинялась ритмам Гражданской войны и мировой революции. Но вот началась Большая стройка, и потребовались совсем иные ритмы. Заслуга Дунаевского в том, что он изменил в СССР всю звуковую среду. Будучи великолепно талантливым композитором и владея древней технологией оджазирования, Дунаевский реформировал марш в мирном, оптимистическом и радостном ключе, фактически создав новый тип массовой песни. Древние коды, заложенные Дунаевским в музыку, работают до сих пор. Стоит услышать первые такты музыки Дунаевского, будь то песни из фильма «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта» или «Цирк», как сердце само расплывается в улыбке, начинает отсчитывать пульс бодро и мощно.
По всей видимости, Дунаевский и сам попал под влияние этих древних кодов, так как начиная с середины 1930-х он сочинил неимоверное количество песен и музыку почти к трём десяткам фильмов. «Когда Дунаевский садился за рояль, – вспоминал Леонид Утёсов, – он превращался в сгусток музыки». А когда композитор стал депутатом Верховного Совета СССР, он и этой работе отдался со всем возможным энтузиазмом.
Но почему именно Дунаевскому доверил Спецотдел НКВД тайну древнего кода? Видимо, там посчитали, что Дунаевский был самым талантливым из советских композиторов.Но, возможно, о древнем коде счастья поведали и другим авторам, но те не смогли, а «Красный Моцарт», как иногда называли Дунаевского, блестяще справился с задачей.
Тайна рок-н-ролла
Как утверждают сведущие люди, в середине 1930-х в Спецотделе НКВД уже была разработана формула рок-н-ролла. Наверняка сотрудники Глеба Бокия продолжили бы работу с музыкальными кодами, но история Спецотдела НКВД завершилась в 1937 году, когда наркомом НКВД стал Ежов. Глеб Бокий и Александр Барченко были расстреляны...
Многие документы и разработки спецотдела тогда оказались в Германии, в… «Аненербе», как назывался немецкий институт, занимавшийся наследием предков. Как и Спецотдел НКВД, немецкие мистики обращали внимание на всё, что им казалось таинственным и загадочным, совершали экспедиции в Тибет, Антарктиду и на Кавказ, искали контакты с НЛО и тайну вечной жизни. Ещё в середине 20-х годов Глеб Бокий и Александр Барченко познакомились с Карлом Хаусхофером, германским оккультистом, разработавшим военно-геополитическую доктрину «Континентального блока» («Ось Берлин – Москва – Токио»), который должен был объединить такие государства Евразии, как Испания, Италия, Франция, Германия, Россия и Япония, в противовес Британской империи и США. Поэтому информация в германские спецслужбы могла поступать из самых верхов Спецотдела НКВД. Так или иначе, но о поисках и находках Бокия и Барченко нашим современникам стало известно именно из рассекреченных документов гитлеровской тайной организации «Аненербе».
Воспользовавшись находками Александра Барченко и результатами экспериментов музыкальной лаборатории Владимира Бехтерева, немецкие мистики организовали свой музыкальный проект под названием «DerRock», что переводится с немецкого как «Юбка». Известный российский музыкант Олег Нестеров пишет в повести, одноимённой с названием этого загадочного проекта, что германские оккультисты предполагали накрыть нашу планету новыми ритмами, как юбкой. Действительно, в роке присутствует мощная сексуальная энергия, вот эту энергию и решено было задействовать, чтобы покорить мир. Но Гитлер не поверил своим эзотериками и пожелал начать войну. Жаль, потому что любить лучше, чем воевать. Позже, уже в 1960-е годы, схожий девиз прозвучал в главном гимне рок-музыки, сочинённом ребятами из группы TheBeatles: «All you need is Love» («Всё, что тебе нужно, это любовь»). Возможно, этот девиз был придуман ещё в 1930-е годы…
После окончания Второй мировой войны многие документы «Аненербе» оказались в руках американских спецслужб, и те тоже поддались соблазну поэкспериментировать с ритмами и музыкой. Они даже название менять не стали, лишь добавили к нему два слова: rockandroll.
Вот так рок-н-ролл оказался в США. А вскоре родители начали жаловаться, что молодёжь потеряла интерес к традиционным американским ценностям, то есть к карьере, деньгам, накопительству, то есть к тому, что считалось неотъемлемой частью Америки. Но мы-то теперь понимаем, что иначе и быть не могло, ведь код, который мистики Спецотдела НКВД заложили в эти ритмы, должен был инициировать строительство совершенно иного мира, отличающегося от того, где правят капитал и частная собственность. Поэтому американские спецслужбы постарались побыстрее «зачистить» рок-н-ролл и заменить его на вполне безобидный твист…