Аргументы Недели → Спорт № 23(514) от 16.06.16

Палки в колёсах нашей карросы

, 10:00

Карроса – это длинная повозка, наверху которой смонтирована широкая площадка. Импровизированная сцена, где в невероятном ритме, зажигательно, виртуозно и сексуально танцуют самбу обольстительные мулатки.

Улита едет, когда-то будет?

Если спроецировать легендарный карнавал на открытие Олимпиады-2016, то из-за ряда причин наша карроса забуксовала на подъезде к месту назначения. И реально рискует вообще туда не попасть…

17 июня в Вене состоится Совет Международной федерации лёгкой атлетики (ИААФ), который должен принять решение о допуске российских легкоатлетов к Играм в Бразилии. Напомним, что 13 ноября ИААФ временно отстранил Всероссийскую федерацию (ВФЛА) в связи с нарушениями антидопингового законодательства.

Также была создана инспекционная комиссия с целью контроля за действиями ВФЛА по выходу из кризиса, которую возглавил норвежец Руне Андерсен. Комиссия несколько раз побывала в России. На основании её заключения Совет ИААФ и вынесет вердикт: быть нашим легкоатлетам в Рио или не быть. Впрочем, беда не приходит одна. Недавно МОК затеял перепроверку допинг-проб участников летней Олимпиады в Пекине-2008. У 8 спортсменов из России тесты на запрещённые препараты оказались положительными. Уже вовсю идёт проверка 250 олимпийцев Лондона-2012. Положительные результаты обнаружены у 8 россиян в трёх видах спорта. Среди них победительница в метании молота Татьяна Белобородова (Лысенко). Возможное последствие: запрет всей российской команде выступить в Рио. Президент МОК Томас Бах заявил, что последнее слово должно сказать Всемирное антидопинговое агентство ВАДА («АН» подробно писали об этом в №20, 26 мая – 1 июня 2016 г.).

На днях стало известно, что антидопинговый трибунал Международной федерации тенниса принял решение о двухлетней дисквалификации Марии Шараповой за употребление запрещённого вещества мельдония. При этом другие спортсмены, принимавшие мельдоний, были соответствующими федерациями амнистированы. Теннисистка объяснила ВАДА, что не знала о запрете препарата с 1 января 2016 года и продолжала принимать его по назначению врача. Мария сама созвала пресс-конференцию и откровенно рассказала обо всём. После её признания в применении злополучного мельдония были уличены несколько десятков российских спортсменов. Однако почти все реабилитированы, а Шарапова нет. Потому что концентрация вещества в её допинг-пробе не была остаточными следами приёма, как у остальных...

В общем, от плохих предчувствий и новостей голова кругом. Продолжим, однако, с того, что уже случилось, – с отлучения от корта на два года нашей Маши…

Мельдоний как разменная монета

На самом деле и помимо нас многие в мире возмущены беспределом, который творит Всемирное антидопинговое агентство. Представьте, даже принципиальная соперница Шараповой Серена Уильямс, с которой у россиянки было множество конфликтов и стычек, встала на сторону Марии.

– В этом скандале замешана большая политика вкупе с недобросовестной конкуренцией. Все американские спортсмены давно принимают аналоги, которые по своим фармакологическим свойствам полностью идентичны мельдонию, – пояснила первая ракетка мира. – Причина, возможно, в том, где конкретно производится препарат и атлеты из каких стран его используют. Считаю, что такой выборочный подход совершенно недопустим.

За исключением Серены Марию, к сожалению, однозначно не поддержал никто из коллег. Хотя Шарапова давно является брендом мирового тенниса, Международная федерация прохладно отнеслась к ситуации, в которой оказалась одна из самых ярких звёзд корта. Бывали случаи, когда федеративные боссы куда снисходительнее относились «к нарушителям режима». Правда, каждый раз это были «допингёры»-мужчины. Например, малоизвестный широкой публике аргентинец Мариано Пуэрта. Он попался не на безобидном «общеукрепляющем» мельдонии, а на серьёзном кленбутероле. Из-за чего первоначально получил два года дисквалификации, которые потом были сокращены до 9 месяцев.

Конечно, в отличие от абсолютно всех пострадавших в скандале россиян 29-летняя Мария в этой жизни не затеряется. Хотя от неё уже стали отворачиваться спонсоры. Прежде Шарапова рекламировала столько престижных торговых марок, что это приносило ей 25 млн долларов в год. С производителем спортивной одежды и вовсе был подписан 8-летний контракт на 70 миллионов. Только на рекламе Маша заработала за карьеру порядка 200 млн «зелёных». Но сейчас она теряет огромные суммы недополученной выгоды. Российская теннисистка будет оспаривать наказание в Спортивном арбитраже, но вынужденная пауза в выступлениях в любом случае затянется. Хватит ли желания, терпения и энергии, чтобы вернуться?

Бомба из дерьма была эффективнее

Ситуация парадоксальная: проблемы допинга вообще и массового распространения препаратов вроде милдроната (он же мельдоний) в нашем спорте не способен не заметить только слепой. Но как-то само собой получается, что в этом никто не виноват. Три ведомства – Министерство спорта, Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) делят между собой ответственность за всё, что происходит в сфере спортивной медицины и антидопинга.

Как принято считать, их полномочия чётко разграничены. Минспорта создаёт законодательную базу. РУСАДА реализует контроль. ФМБА отвечает за работу спортивных врачей и поставки препаратов. К слову, руководитель этой организации Владимир Уйба официально признал, что ФМБА прекратило выдавать со своих складов милдронат только 26 октября прошлого года. Значит, спортсмены принимали его и в ноябре, предполагая, что продолжительность курса составляет около 2 недель. Зная о том, что
ВАДА включило мельдоний в список запрещённых с 1 января 2016 года, никто не удосужился быстро разобраться – а вдруг препарат выводится из организма за куда более долгое время? И это при том, что, по словам министра Мутко, только в последние годы на научные исследования было выделено 10 млн долларов.

Не так давно на ЧМ в Москве приезжал наш великий хоккеист Игорь Ларионов. Он теперь независимый «человек мира», и в какой-либо предвзятости или ангажированности Игоря не заподозришь. Ларионова спросили:

– По-вашему, министр спорта Мутко должен понести ответственность за сложившуюся ситуацию в нашей лёгкой атлетике и прочие допинговые разоблачения?

– Считаю, что да. Я слышал фамилию, но не знаком с ним лично. Возможно, он хороший организатор и хозяйственник, но если в стране есть такие проблемы с употреблением спортсменами допинга, за это напрямую отвечает руководитель отрасли.

Федеральное медико-биологическое агентство… Такой мощной структурой в мире располагают только две страны – Китай и Россия. Огромные деньги вложены в его создание, содержание, планомерную работу. Но на выходе «гора родила мышь» – мельдоний, созданный в середине 1970-х латышским учёным Иварсом Калвиньшем. На мысль о его разработке, по словам автора, натолкнули военные. Начиналась война в Афганистане. От стресса и нехватки кислорода в горных районах у солдат иссякали жизненные силы. Нужно было их чем-то восполнять… Вскоре наши воины стали успешно адаптироваться к высокогорью, спортсмены ставили мировые рекорды, космонавты покоряли пространство, а студенты без напряга сдавали экзамены.

– Мои дочки, да и сам я принимали милдронат для повышения умственной и физической работоспособности, – пояснил латыш. – Что касается спорта, то все заинтересованы, чтобы атлеты именно их страны выигрывали на соревнованиях. Наш милдронат стал разменной монетой в этих политических играх.

Коль скоро речь зашла о военных разработках, расскажу о такой, которую никто и никогда в плане допинга не «ловил» и в список запрещённых не включал. О ней впервые мне рассказал мой добрый приятель Владимир Качкуркин, бывший главный тренер сборной СССР по плаванию на Олимпиаде в Сеуле.

– Перед теми Играми меня трижды вызывали на Петровку, 38, и дважды в прокуратуру: как раздобыл, у кого купил? Практически «шили» дело – едва отбрыкался. И знаешь за что? За «марковку»! Так между собой мы называли восстановительный препарат, который спецназовцы использовали в горячих точках. Конечно, тогда засекреченный и не утверждённый Минздравом. Концентрированное мумиё, смешанное с овечьим навозом. И кто-то стукнул…

А что оставалось делать? Команда прошла углублённый медосмотр. Биохимический анализ показал, что у 6 или 7 ведущих спортсменов по линии иммуноглобулина – ноль! То есть у ребят не было иммунитета, все испытывали чудовищный дефицит белков. У обладателя Кубка мира брассиста Димы Волкова в карточке так и было записано: «иммунодефицит».

На Играх в Барселоне «марковку» в маркированных фабричных упаковках врачи налево и направо раздавали уже во всех наших сборных. Глеб Петров, возглавлявший на барселонской Олимпиаде блестяще выступившую там команду СНГ, потом подписал многолетний контракт на работу с одной из бригад испанских пловцов – сборников. Мне довелось заниматься физподготовкой группы.

Проводим первый в жизни испанцев сбор в среднегорье, в Андорре. Зима, кое-кто всамделишный снег впервые пощупал. Нагрузку переносят тяжело, то и дело простужаются. Чтобы не потерять хотя бы лидеров, 3–4 из них стали давать мумиё из олимпийской ещё заначки, которую берегли для себя. Разумеется, через пару дней об этом узнали все остальные. Чуть позже – из телефонного трёпа с родителями – вся Испания. Звонок из Мадрида – директор Высшей школы тренеров, главный начальник: «Эухенио, каким дерьмом вы там спортсменов пользуете?» «Если бы ты знал, дружище, насколько близок к истине, – отвечаю. – Пчелиным». Про неведомую смолу, летучих мышей, овец даже не пикнул, и без того настоящий шок.

Подмогу Бог послал: как раз в те же дни по всем телеканалам начали гонять американский рекламный ролик о новом чудодейственном средстве. Сенсация! Полуголые шерпы в горах Непала соскребают это самое со стенок расщелин. Затем крупным планом – конвейер штатской фармацевтической компании. В финале – яркая облатка с похожими на наши таблетками. По 60 долларов за упаковку. Родственники тех, кого бесплатно «травили» на сборе, с энтузиазмом снабжали нас риохским вином до самого конца командировки…

Если кому-то почудилась лапша на собственных ушах, вот мнение Александра Тихонова, четырёхкратного олимпийского чемпиона. «Все кому не лень талдычат о том, что нынешние нагрузки постоянно растут. В наше время они были намного выше, по крайней мере в биатлоне. Но обходились без запрещённых препаратов. Есть прекрасные природные восстановители, просто этим не занимаются».

Три дурака, беглый умник и ушлый кашевар

Мы потеряли нашу королеву тенниса, но обернёмся сейчас к другой королеве – целого вида спорта, судьба которого должна решиться буквально завтра. Почему лёгкую атлетику называют королевой? На Олимпиаде в Рио во всех её дисциплинах будет разыграно 47 комплектов медалей – больше, чем во всех остальных видах спорта. На втором месте – плавание (34 комплекта), на третьем – борьба и велоспорт (по 18). Легкоатлеты испокон веков вносили свой весомый вклад в копилку неофициального командного зачёта. Так что мишень для яростных нападок выбрана отнюдь не случайно. Нас принялись виртуально убивать априори – ещё до выхода на дорожки и в секторы стадиона.

Перманентная шумиха началась в декабре 2014-го, когда немецкое телевидение на канале ARD показало документальный фильм о том, что в лёгкой атлетике России многие сидят на допинге. На основании этого Всемирное антидопинговое агентство создало независимую комиссию для расследования фактуры скандального творения 52-летнего берлинского тележурналиста Хайо Зеппельта. Возглавил комиссию 73-летний канадец Дик Паунд, который, собственно, когда-то и создал ВАДА, затем много лет возглавлял агентство. Махровый русофоб, именно он уничтожил весь цвет наших женских лыжных гонок. Последовательно поймал на допинге и дисквалифицировал Галину Кулакову, Любовь Егорову, Ларису Лазутину с Ольгой Даниловой. Из великих «чистой» завершила выдающуюся карьеру только Елена Вяльбе… Влияние Паунда было столь велико, что он после ухода Хуана Антонио Самаранча баллотировался на пост президента МОК, являлся фаворитом, но проиграл в конце концов Жаку Рогге. Россия поддержала кандидатуру бельгийца. Неужели Дик запомнил? Не сомневайтесь!

Компанию Паунду в независимой комиссии составил 70‑летний соотечественник Ричард Макларен. Профессор спортивного права в Университете Онтарио, он также входит в арбитраж Спортивного суда в Лозанне (CAS). «Из троих членов комиссии я был последним, кто согласился, что распространение допинга в России носит системный характер», – признался позднее Макларен прессе. Теперь как раз ему было поручено возглавить другую комиссию, которую по поручению МОК ВАДА создало для разбирательства с обличениями экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова в его интервью «Нью-Йорк Таймс».

Наконец последним из «инквизиторов» явился немец Гюнтер Юнгер. Опытный следователь, бывший директор подразделения по борьбе с наркотиками Интерпола, начальник отдела криминальной полиции Баварии. Итоги расследования независимой комиссии он прокомментировал известной французской газете «Экип»:

– Министр спорта (Мутко. – Прим. ред.) прекрасно знает, в чём проблема. Пытался переломить ситуацию, но все тренеры легкоатлетической федерации были частью старой системы, а применение допинга считалось нормой. Поэтому мы предложили уволить верхушку, главных действующих лиц. Это стало бы первым шагом в правильном направлении. Думаю, что министр всё понимает, не так легко изменить систему. Надеюсь, наше расследование оказало ему помощь…

Главные выводы независимой комиссии ВАДА.

Использование допинга российскими легкоатлетами – не единичные случаи, а носит регулярный характер. Министерство спорта это использование покрывало. В антидопинговой системе России имели случаи коррупции. Следуя рекомендациям вадовской комиссии, ИААФ дисквалифицировала Всероссийскую федерацию лёгкой атлетики на неопределённое время.

Международная федерация потребовала выполнить три вещи: привести российскую антидопинговую лабораторию, лишённую аккредитации, в полное соответствие с кодексом ВАДА. Пожизненно дисквалифицировать лидеров нашего спорта – Марию Савинову, Екатерину Поистогову, Кристину Угарову, Анастасию Баздыреву и Татьяну Мязину (все они ждут решения Арбитражного суда в Лозанне). Кроме того, ИААФ предложила ВФЛА навсегда отлучить от деятельности в лёгкой атлетике ряд функционеров, тренеров и персонально доктора Сергея Португалова. Также Международная федерация указала на необходимость реформы самой ВФЛА под контролем Олимпийского комитета России (ОКР).

Людей, доклад которых привёл к столь тяжким последствиям, экс-руководитель Московской лаборатории Родченков незадолго до своего увольнения дерзко обозвал «тремя дураками». А потом скоренько свалил в Америку, предварительно уничтожив почти полторы тысячи допинг-тестов, затребованных ВАДА для перепроверки. Кто-то из нас про себя подумал: какой патриот! Уберёг спортсменов от неминуемой нервотрёпки. Другие, наоборот, решили: какой идиот! ВАДА теперь удесятерит усилия в поиске потенциальных жертв. И только самые проницательные из наблюдателей заключили: а казачок-то засланный! К этому гротескному персонажу теперь придётся возвращаться часто.

А плодовитый теледокументалист Зеппельт неделю назад выпустил на немецком ТВ четвёртую по счёту серию своих «разоблачений». Аккурат чтобы подлить масла в огонь перед заседанием Совета ИААФ 17 июня в Вене.

Чемодан без ручки

С доктором медицинских наук, профессором, заместителем директора НИИ физкультуры и спорта Сергеем Португаловым мы знакомы давно. Он отвечал за фармакологическое обеспечение всех наших сборных. Приведу выдержку из разговора с ним (под диктофон):

– Скажите, Сергей Николаевич, в советском спорте действительно существовала секретная допинговая программа, в точности «слизанная» с той, что первоначально была создана в ГДР?

– Замечу, что если в стране на государственном уровне появляется идеологическая установка «Мы должны побеждать!» – сразу возникает вопрос – как? И в ход идут все средства. Такая же установка некогда была и у нас. Но, разрушив идеологию, мы разрушили и уникальные методики, которые нарабатывались в течение десятилетий.

– Отказались? Чем объяснить тогда нередкие допинговые скандалы, которые то и дело случаются в российском спорте?

– Инерцией! Как в анекдоте про чемодан без ручки. Нести тяжело, а выбросить жалко. Внутри же много чего, что приносило почти гарантированный успех…

Между прочим, и Хайо Зеппельту журналисты задавали такой же вопрос: сколько времени потребуется, чтобы изменить систему и менталитет?

– Бывшей ГДР, где допинг был делом государственной важности, потребовались десятилетия. Это время ушло на осознание факта, что спорт возможен и без допинга. В наших фильмах мы показали, как тренеры отчасти продолжают заниматься тем же, что и раньше. То есть изменение психологии за короткий срок невозможно ни в России, ни в любой другой стране мира.

Не буди лихо, пока тихо

Попутно – ответ на ещё один вопрос читателей «АН» о том, что спорт и политика неразлучно идут рука об руку.

Виталий Мутко говорил в одном из интервью:

– Мы спорт очень политизируем. Всё принимаем близко к сердцу. Спорт для нас – элемент патриотизма, если хотите. Понять это можно: очень долго именно спорт был поводом для гордости за свою страну. Такая у нас национальная забава – мы всегда должны быть первыми, особенно в спорте.

Эта «национальная забава» существует у нашего народа последние лет 60. С той поры, как большой политик и президент Джон Кеннеди выступил с громким пророчеством. В юности и студенческие годы Джон был хорошим для непрофессионала спортсменом – прыгуном в воду. Вид спорта, кстати, для американцев культовый. США побеждали в нём на всех Олимпиадах с момента возрождения Игр Пьером де Кубертеном. Пока китайцы в наши дни не сделали прыжки уже своим культом.

Так вот, первые ошеломительные успехи Советов в космосе, призыв правительства страны к народу догнать и перегнать Америку, не оставили Кеннеди равнодушным. Будучи абсолютно убеждённым, что его соотечественники станут всегда безоговорочно доминировать в мировом спорте, и желая задеть за живое советских руководителей, он заявил: «Только страна, которая эффективно исследует космическое пространство и выигрывает Олимпийские игры, может называться сверхдержавой» (цитирую по памяти, но за смысл ручаюсь. – Е.М.). После трагической гибели Джона Кеннеди прошло десять лет, и СССР в Мюнхене-72 впервые победил Америку в общекомандном зачёте и позднее ни разу не уступал первенство вплоть до Барселоны-92, где последний раз на летних Играх успех праздновала сборная СНГ.

«Серьёзный спорт – это война минус убийство», – давным-давно поведал миру Джордж Оруэлл, подразумевая, что в мирное время спортивная конкуренция держав сравнима со сражениями на поле боя. Вспомните слова Португалова: «На войне как на войне – в ход идут любые средства». Когда после всех бойкотов в Сеуле‑88 состоялись объединительные Игры, на допинге не был пойман ни один американский или советский спортсмен. Завершив карьеру, лучший легкоатлет XX века – девятикратный олимпийский чемпион Карл Льюис признался, что по ходу подготовки к Сеулу сдал положительную допинг-пробу. Однако решением Олимпийского комитета США был допущен к соревнованиям, как и ещё свыше ста американских атлетов, провалившихся на допинг-контроле с 1988 по 2000 год…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram