Донецкий «Шахтер» потихоньку осваивается в элите европейского футбола. Победа в Кубке УЕФА – это уже история, хотя и недавняя. Первая лигочемпионская весна – новая преодоленная «горняками» ступенька. Это их настоящее. Каким будет будущее? Учитывая, что клуб развивается строго поступательно, не удивишься уже ничему. Недаром Международная федерация истории и статистики футбола признала именно «Шахтер» – на основе специального рейтинга – самым прогрессирующим клубом десятилетия в мире. Президент «Шахтера» Ринат АХМЕТОВ рассказывает о команде, ее целях и обо всем остальном.
В сердце – место только для «Шахтера»
– Каково общее впечатление от этого евросезона, Ринат Леонидович?
– Думаю, он удался. Дошли до 1/4 финала Лиги чемпионов. Надеюсь, доставили радость болельщикам. Может быть, немного огорчили их итогом противостояния с «Барселоной». Но уверен, исправимся в следующем сезоне.
– Не жалеете, что в четвертьфинале попалась «Барселона», а не кто-нибудь другой, полегче?
– С другой командой было бы легче играть, конечно. Но это неплохо – сравнить себя с «Барселоной». И заметьте, в противоборстве с ней мы не отказались от своего стиля, создали достаточно много голевых моментов, пусть и не использовали их. Я поблагодарил ребят, тренерский штаб за то, что они не отказывались от своей игры, несмотря на то что это «Барселона». Убежден, что мы идем правильной дорогой и эта дорога обязательно приведет нас к победе в Лиге чемпионов.
– Значит, вы поставили перед командой самую высокую планку, какая только возможна?
– Да, именно это я и сказал всем поклонникам «Шахтера». Что до меня – буду 24 часа в сутки работать на эту цель. Она непростая, как вы понимаете. Найдутся и критики, но это нормально. Я не боюсь этой критики. Готов к тому, что, когда мы будем проигрывать, мне припомнят: вот, мол, а он замахнулся на Лигу чемпионов… Хорошо помню, что, когда поставил задачу выиграть Кубок УЕФА и пообещал, что мы это сделаем, в скептиках недостатка не было. Более того, «Шахтер» тут же проиграл «Аустрии» со счетом 1:5. И сразу же начали смеяться над моими словами. Спрашивали, не хочу ли я откорректировать цели. Я сказал: каждый день, каждый час, каждую минуту мы будем работать на завоевание европейского Кубка.
– Что, по-вашему, необходимо для выигрыша Лиги чемпионов?
– Нужно не сдавать взятых позиций, поддерживать этот уровень – четвертьфинал, полуфинал. Когда мы постоянно будем играть на таких этапах, убежден, далее последует и более весомый успех. Нужен опыт, этот трофей нужно заслужить. Мы сделаем все, чтобы он оказался в наших руках. Я понимаю, что это будет самая трудная дорога, с огромными препятствиями, сложностями, но считаю, что мы должны ее пройти.
– Кого вы хотели бы видеть победителем нынешнего розыгрыша?
– Раз мы проиграли «Барселоне», пусть выиграет она. «Барса» играет в самый «вкусный» футбол, желаю ей удачи и успехов.
– Относите себя к ее болельщикам?
– Нет, я болельщик только «Шахтера». Этот клуб – монополист моего сердца.
– В путь к победе в Лиге чемпионов отправитесь с «Мистером» Луческу?
– Эта цель не достигается за один год, и все может быть. Но Мирче Луческу я доверяю. Вместе со своими помощниками он проделал очень большую работу для «Шахтера». Она выразилась и в том, что нас начали уважать в Европе. Луческу продолжит работу, и к нашей цели мы будем идти вместе с ним.
– Победа в Лиге чемпионов вряд ли возможна без солидного усиления состава. Готов ли «Шахтер» к громким трансферам?
– Вы понимаете, в чем наш вопрос: мы бы конкурировали еще сильнее, но игроки, которые стоят 50 миллионов евро, сегодня не придут в наш чемпионат. Если мы выйдем на рынок и предложим за того или иного футболиста 50 миллионов, то его клуб согласится, а он сам – нет. Он предпочтет «Барселону», «Реал», «Манчестер Юнайтед»... Придет время, и большие игроки поедут и в нашу страну. Но сейчас нам немножко сложнее в конкуренции. Мы должны идти другим путем: постараться увидеть того футболиста, который сейчас стоит 10–15, а завтра будет стоить 50 милионов, развиваясь в нашем клубе.
Прославить Донбасс на весь мир
– Ваше детище – «Донбасс-Арена» – производит впечатление. И сам стадион великолепный, нередко заполненный под завязку, и атмосфера на нем потрясающая. Что вас натолкнуло на мысль о его сооружении?
– Хорошо помню этот день. 27 марта 1999 года в Париже состоялась игра сборных команд Франции и Украины. Когда я попал на «Стад де Франс» и ощутил его незабываемую атмосферу, сразу появилась мечта – вот бы и нам в Донецке такой построить. Жил с этой мечтой 4 года. Пока в 2003‑м не собрался с духом и не принял решение о начале строительства. Предполагая, разумеется, что это будет один из лучших стадионов Европы. И что бюджет потребуется весьма внушительный.
– А название почему дали именно такое?
– Горжусь тем, что родился и вырос в Донецке. Донецк – это столица Донбасса. Донбасс – это символ труда. Индустриальный край, где живут и работают сильные, трудолюбивые и достойные люди. Я и сам родился и вырос в шахтерском поселении, где расположены шахты «Октябрьская» и «Панфиловская». Шахтерами были и мой отец, и мой брат, который работал машинистом электровоза и из шахты ушел по состоянию здоровья. Поэтому я не по слухам знаю о нелегком труде горняков, об их бедах и проблемах. Я хочу, чтобы наш край знал весь мир.
– Стадион готов принять матчи Евро-2012. А город? Состояние донецкого аэропорта, наличие гостиниц – все это предмет сомнений.
– Будем надеяться, что власть с помощью частных инвесторов эти проблемы решит. Ведь Донецк не просил средств у госбюджета на строительство стадиона. В отличие от Харькова и Киева, где деньги на стадионы шли и идут из бюджета.
– Недавно на «Донбасс-Арене» открылся музей «Шахтера». Что для вас значило это событие?
– Для меня это была очень трогательная минута, несколько раз не мог сдержать слез. Когда мы увидели знаменитые терриконы, когда играла песня «Спят курганы темные», когда зашли в одну из галерей и увидели Кубок УЕФА – трофей, который мы все выстрадали сердцем. Думаю, что каждый из нас, кто неравнодушен к клубу, приходя сюда, будет вспоминать яркие победы и неудачи, которые мы переживали.
– Среди экспонатов – «счастливый» свитер Рината Ахметова.
– Совершенно верно. Свитер сиреневого цвета, в котором я посещал все матчи в Кубке УЕФА 2009 года. Заметил, что он приносит удачу, – так и проходил в нем до конца кампании. Болельщики уже начали подтрунивать: дескать, вот как на Ринате кризис отразился – ходит в одной и той же одежде (смеется). Потому и сдал его в музей клуба.
– Выходит, вам не чужды приметы?
– Свитер не был единственной из них. Была и другая счастливая примета: я уходил со стадиона во втором тайме. Уходил, когда чувствовал, что нужно покинуть стадион. Когда играли дома с ЦСКА, а нужна была победа не меньше чем 2:0, уехал в середине второго тайма. По времени матч уже закончился, звоню в свою приемную из машины. Убитым голосом спрашиваю секретаря: «Лена, ну как сыграли?» В трубке – пауза часа на полтора, как мне показалось: «Хорошо сыграли, Ринат Леонидович, хорошо сыграли…» А голос – тоже как с кладбища. Первая мысль у меня в голове: хорошо сыграли, но проиграли. Только когда она назвала счет, отлегло от сердца.
Лишь финальный матч с «Вердером» я досмотрел до конца. Потому что моя мама сказала: «Сыночек, ну какой же ты у меня сумасшедший. Ты футбол до конца досмотреть не можешь. Со стадиона убегаешь, по городу мечешься. Что люди подумают? Соседям в глаза стыдно смотреть. Вот мы тебе таблеточку дадим. Перед футболом выпьешь, и все будет хорошо. Она невредная, она на травах…»
Мама говорила: уходи из клуба, а сына оставь
– В этом году вашему президентству исполняется 15 лет…
– Срок уже довольно большой, но знаете, с 1996 года помню каждый матч, кто забивал, когда, на какой минуте. Все наши победы, поражения.
– На посту президента вы стали преемником Александра Брагина, который погиб в результате покушения, совершенного прямо на стадионе. Сразу приняли предложение взять на себя руководство клубом или были сомнения?
– Год потребовался на размышления. Я так устроен, что любое серьезное решение должен не просто взвесить, а, если хотите, и выстрадать. Были такие, кто торопил меня принять это решение, говорил о престижности. Я понимал, что высшая должность в «Шахтере» сделает меня известным человеком. Вопрос заключался в том, с каким знаком окажется впоследствии такая известность. Прославиться, подобно литературному герою, «попав под лошадь», мне не хотелось. Образно говоря, эту лошадь требовалось не просто оседлать, а сделать это гарантированно.
– «Форбс» ставит вас на первое место в списке украинских олигархов…
– Я не олигарх. Я человек, который взял на себя ответственность перед обществом, перед огромным по численности трудовым коллективом. А еще – перед болельщиками за создание команды европейского уровня.
– Когда у вас появились первые серьезные деньги?
– В 1995 году, когда открыл Донецкий городской банк.
– Вы – народный депутат от Партии регионов. Какой вы видите свою цель как политика?
– Я пришел в политику для того, чтобы отстаивать национальные интересы Украины. Хочу, чтобы Украина разбогатела и в ней не было бедных. Моя жизнь складывалась так, что мне всегда приходилось бороться с бедностью. Моя семья жила в крохотном домике – всего-то 20 квадратных метров. Спали на полу, на раскладушке. В доме не было ни туалета, ни умывальника. Туалет был на улице, умывались тоже на улице, из кружки. В зрелом возрасте я опять побеждал бедность на своих предприятиях. А сейчас хочу передать опыт, приобретенный в жизни, в бизнесе, чтобы принести пользу всей стране. Нельзя жить счастливым среди несчастных или богатым среди бедных.
– Мыслите ли для себя жить за границей?
– Нет, всегда буду жить в родной стране и в любимом городе. Страну я не оставлю.
– У вас есть собственный благотворительный фонд. Чем он занимается?
– Для меня благотворительная деятельность прошла три этапа: сначала просто давал деньги из своего кармана, потом создал благотворительный фонд при своей компании System Capital Management. Теперь этот фонд – «Развитие Украины» – мой личный. Главный проект фонда называется «Сиротству – нет!». Помогаем сиротам обрести счастливую семью. Только то общество по-настоящему может считаться взрослым, которое заботится о своих детях.
– Каким еще видом спорта, кроме футбола, интересуетесь?
– В школе занимался боксом. Помнится, когда мне выдали первые боксерские перчатки, они были чуть ли не больше, чем я сам! Но мне предрекали будущее профессионального боксера. Из 52 боев победил в 47, три года подряд выигрывал первенство Украины среди спортсменов «Спартака».
– Говорят, в карты любите играть.
– Действительно, люблю поиграть в подкидного дурака. Эта игра неплохо тренирует мозги, между прочим.
– Ваши сыновья как к футболу относятся?
– Старший, Дамир, однажды записался в футбольную школу «Шахтера». Я как узнал об этом – тотчас его оттуда выгнал. Потому что представил себя на месте тренера. Ведь он будет думать, кому должен доверить место в составе – сыну президента или талантливому мальчику. Дамир расстроился, плакал. Да и вся семья была тогда против меня. Возник сумасшедший скандал. Мама разгневалась: если тебя, мол, что-то не устраивает, уходи из клуба сам, а Дамира оставь…