Женщины всё чаще служат в армии и в полиции, а среди мужчин растёт число домохозяев и кулинаров. В спорте не осталось чисто мужских видов, и даже алкоголизм перестаёт быть прерогативой самца. Хотя давно ли женщина, сидящая в баре, считалась гулящей, а уж быть не замужем в 25 лет считалось просто неприличным. Специалисты наперебой говорят об унификации пола, об изменении гендерных ролей и даже о мужском вырождении. Однако Россия осталась в стороне от многих мировых тенденций.
Унисекс шагает по стране
Израиль является одной из немногих стран, где девушки служат по призыву, однако 80% израильтянок всё же состоят в небоевых частях. В смысле феминизации НАТО шагнуло куда дальше: в Норвегии или Дании женщинам разрешено служить на подводных лодках с 1980-х годов. А американские подводницы и вовсе дежурят на бортах субмарин с ядерными ракетами. К слову, в США каждый пятый военнослужащий – женщина, в том числе сотня генералов и адмиралов. Образ же российского генерала мало изменился со времён фильма «Особенности национальной охоты». Из 1 млн наших военнослужащих женщины составляют всего 50 тысяч (5%). 20 лет назад их было вдвое больше, но потом выяснилось, что в контрактники пачками оформляют офицерских жён. И началась работа над ошибками.
В МВД женщин куда больше, чем в армии, – 187 тыс. человек было до последних сокращений. Рекордное количество дам избралось и в Государственную думу VII созыва – 76 человек, каждый шестой депутат. И хотя наш парламент вряд ли можно считать подлинным центром власти, всё-таки в предыдущей Думе женщин было всего 21 – почти в 4 раза меньше. Но далеко не факт, что тенденция сохранится.
Роль женщин в бизнесе вроде бы пока скромная: в русском списке «Форбс» нет ни одной дамы. Однако косвенный признак женских успехов есть: мужчина всё чаще становится домохозяином при живой жене и сидит с ребёнком.
– Со стороны кажется, что мы в русле мировых тенденций, но это не совсем так, – говорит психолог Мария Берлин. – В Западной Европе каждый пятый мужчина пользуется правом на отпуск по уходу за ребёнком. Как правило, это часть договорённости с женой плюс возможности социального государства. То есть общепризнанная норма: существуют даже организации мужчин-домохозяев. В России мужчина сидит с ребёнком, когда не может найти работу. И это для него позорная ситуация, которую от всех скрывают. Мало кто из русских мужчин признается, что зарабатывает меньше жены. Я работала с клиентками, которых муж начал притеснять и даже бить, как только оказался материально зависим от жены. Думаю, таким образом он восстанавливал свой образ хозяина и самца. Хотя знаю и другие ситуации: например, мужчина уволился с работы, когда увидел, что сын-подросток катится по наклонной. Он понял, что надо с ним всерьёз заниматься, вникать в его отношения со сверстниками, смотреть с ним правильные фильмы.
В петербургском центре психологической помощи «Мужчины XXI века» есть группы для парней, которые бьют своих женщин. Чаще всего агрессоры приходят сюда сами, понимая, что проблема эта прежде всего их собственная. Но по тому же адресу являются и мужчины, которые сами подвергаются избиениям со стороны жён. Опять-таки на Западе из таких джентльменов собираются многочисленные группы взаимопомощи, на которых забинтованные дядьки сидят, взявшись за руки. А в России похожая ситуация для мужчины – жуткая стыдоба. Чаще всего пострадавший без проблем мог бы напихать жене в ответку, но с детства усвоил, что женщин бить нельзя. Ещё одно отличие от Запада: у нас дама обрушивает на мужа скалку не от природной жестокости, а чтобы его воспитать. Как сержант в армии, она хочет сделать из него настоящего мужика: чтобы добивался целей, зарабатывал, не давал садиться на шею.
От такой жизни женщине хочется выпить. В советские времена на дам приходилась шестая часть потребляемого в стране алкоголя, а сегодня – уже четвёртая часть. Впрочем, на это можно посмотреть и с другой стороны: мужчины и здесь приняли на себя главный удар.
Леди берут своё
Ещё одна симптоматичная деталь: в России не прижился западный феминизм. Россиянки просто и естественно впитали в себя плоды эмансипации, однако у нас не родилось масштабного женского движения за свои права. Дискриминация женщин? Что это? Меня не возьмут на работу в угольную шахту? Да и слава богу! Надо сильно напрячься, чтобы представить себе карьерные ниши, куда женщинам путь заказан. Глядя на уверенные женские профили, мелькающие за стёклами пролетающих «лексусов», не похоже, чтобы их ущемляли в оплате по признаку пола.
А ещё на свете есть блондинки, в голове которых умещается по два высших образования и три иностранных языка. Но когда её на улице останавливает гаишник, она делает губки бантиком: «Это я проехала под три кирпича, так что с вас фуражку сдуло? Не может быть! Бедненький вы мой! Так я на сериал опаздываю. Как лишение прав? Кошмар! А как же я буду ездить на маникюр? Ой, откуда у меня столько денег, я же вон – скороварку купила. Хотите, покажу?..» И эту стерву отпускают за красивые глаза там, где лысеющему брюнету пришлось бы раскошелиться по всей строгости.
США в 2016 г. были в шаге от избрания женщины-президента, а в России ничего подобного и представить себе нельзя. В Штатах, кажется, уже впору защищать от дискриминации сильный пол: 65% национального богатства контролируют женщины, а 85% бездомных составляют мужчины. Женщины тратят в 4 раза больше денег, их на 20% больше учится в вузах. Зато 94% смертей на рабочем месте происходят с мужчинами. По России подобной статистики нет. Однако любой юрист знает, что если мужчина и женщина совершили одинаковое преступление, мужчина получит вдвое больший срок. Наказание за неуплату алиментов постоянно ужесточается, зато женщина никак не отвечает за обман по поводу отцовства, которое не так уж редко встречается: некоторые специалисты говорят, будто в каждом восьмом браке.
При этом никакого движения за права мужчин в России не наблюдается – наш сильный пол считает, что выше этого. Ничего похожего даже на британских «Отцов за справедливость», которые в костюмах Бэтмена и Робина просочились некогда на балкон Букингемского дворца. Активисты всего лишь хотели общаться со своими детьми, а в России эта проблема стоит очень остро. Тем не менее у нас не появилось даже медийного фрика, который зажигал бы в телевизоре за права мужчин. Хотя на Западе таких пруд пруди.
Мачо не пляшут
Написать портрет современного мужчины архисложно. Есть мнение, что 40‑летний мужик умаялся и тяжело дышит на обочине, словно сошедший с дистанции марафонец. Дескать, переел он клубов, виски и белокурых танцовщиц, а сегодня любит коротать вечера дома с коккер-спаниелем, Пушкиным и коллекцией фильмов Данелии. Но кто тогда создаёт очередь в тренажёрные залы по утрам и вечерам? Кто собирает в выходные колонну в сотню внедорожников, чтобы по пояс в грязи тащить авто через болота? У кого на руках 4 млн охотничьих ружей?
В России так и не прижился образ метросексуала, активно продвигаемый на рубеже веков производителями одежды и косметики. Последние сообразили, что раскрутка этого образа может привести в магазины мужчин, и не ошиблись: в Великобритании в 2003–2004 гг. продажи мужских линеек росли на 18–20% ежегодно. Воплощением метросексуала стал футболист Дэвид Бэкхем, а журналист Марк Симпсон подчёркивал, что единственная сексуальная ориентация нового типа мужчины – «любовь к самому себе и поиск наслаждений для себя».
Поначалу казалось, что и россияне заглотили наживку. В прейскуранте любого приличного салона красоты есть макияж для мужчин. В большинстве парфюмерных магазинов появились мужские отделы, возродился спрос на борсетки, чтобы не раскладывать тюбики по карманам. Ни один мужской журнал не обходит тему косметических средств, а на мелирование волос, говорят, джентльмены записываются за несколько дней. Но дальше этого не пошло! Да, препараты с экобактериями покупают парни, которые ещё недавно грызли заусеницы и брились с мылом. Но гигиена не стала, к счастью, «фишкой» застольных разговоров.
Зато тема мужского вырождения весьма популярна на девичниках. Тамплиер бился с сарацинамидвуручным мечом. Лев в африканской саванне занимается сексом сорок раз в день. А наши мужики что? Не могут даже объявить войну Франции, чтобы понравиться французской королеве. Но эти же дамы за версту обходят современных тамплиеров с уголовным или военным опытом, способных устроить битву в любом суши-баре. И разве лев поможет ребёнку выучить физику, продаст семнадцать вагонов щебня, съездит в гипермаркет за продуктами и договорится с нужными людьми о ремонте дачи?
Никогда в истории человек не был столь мультизадачным агрегатом. И мужчина, и женщина вынуждены держать в голове курс доллара, цену за баррель, погоду на неделю, зимние распродажи, холтеровский мониторинг сердца, мессенджеры и фейсбуки, сквош и гирудотерапию, банковские вклады и скидочные карты. Со всем этим надо справляться в условиях пробок, форс-мажоров и зависших компьютеров. Тамплиер давно повесился бы на собственном копье. А мы всего лишь стираем границы пола, пытаясь угнаться друг за другом.