Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Владивосток → Общество № 5(547) от 9.02.17

Дети могут очень многое

, 08:00

Государственную краевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» разрабатывают в Приморье. Как сообщает пресс-служба краевой администрации, губернатор поручил подготовить документ к 1 июля 2017 года. Ожидается, что главным исполнителем краевой госпрограммы станет департамент внутренней политики, соисполнителями – другие департаменты администрации края совместно с профильными общественными объединениями, религиозными организациями, Тихоокеанским флотом, территориальными органами МВД, ФСБ, Пенсионного фонда, военным комиссариатом, муниципальными образованиями.

Между тем, в крае есть люди, не один год и даже десятилетие, занятые работой с подрастающим поколением, воспитанием юных патриотов. Четверть века исполнится в этом году краевой детско-юношеской газете «Прибой» (есть и такая в Приморье!), в чём немалая заслуга Аллы Самаровны Новик, убеждённой, что дети могут если и не всё, то очень многое. Чуть меньше, 22 года издают свою школьную газету «Задушевное слово» ученики и педагоги 34-ой школы Лесозаводска. Сегодня мы представляем эти два издания и её авторов – приморских школьников, Ирину Захарову из Лесозаводска и Андрея Горшкова из Партизанска.

УРОКИ ДОБРОТЫ

Милосердие – одно из самых красивых слов на земле. Оно говорит нам о сердце, которое милует, любит, страдает. Мудрые люди говорят, что чужой беды не бывает. Мы тоже учимся этому.

Вот уже 5 лет как наша школа №34 дружит с Лесозаводским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних детей «Жемчужина». Каждый год на Рождество мы едем туда в гости с подарками и концертной программой. Подарки приносят все, кто не равнодушен к чужой беде. И необязательно это должна быть новая игрушка. Ведь у нас, порой, дома так много игрушек, с которыми мы давно не играем, а лишь коллекционируем. А подарить что-то из своей «коллекции» бывает намного труднее, чем купить в магазине. И этому мы тоже учимся.

Но без помощи взрослых – родителей и учителей  нам было бы трудно обойтись: они собирают игрушки, приводят их в порядок, готовят с нами концертную программу. Приятно, когда помощь приходит нежданно-негаданно, как в этот раз с автобусом. Нам его любезно предоставил Стас Сергеевич Столетний. Настоящий Рождественский подарок! Не зря же говорят, что мир не без добрых людей.

«Жемчужина» даёт приют на два-три месяца, затем её питомцы снова возвращаются в свою семью. Для некоторых из них наши игрушки, книжки, игры, школьные принадлежности – самое дорогое. Кто-то раньше никогда не имел собственной куклы или книжки. А теперь он может это забрать домой. Что может быть дороже?..

И как приятно, когда на тебя смотрят благодарные глаза. Это самое трогательное. Сколько в них радости и одновременно грусти. Ведь они всё понимают: скоро праздник кончится, и они останутся один на один со своей жизнью. А пока они слушают наши песни, стихи, смотрят выступления начинающих каратистов. Сейчас они в другом мире – в мире любви и добра.

Время проходит незаметно, и нам пора домой. Мы ещё долго будем вспоминать глаза этих детей и то, как они крепко прижимали к своей груди наши подарки. И непонятно будет нам только одно – кому нужнее эти встречи?..

Ирина ЗАХАРОВА, 16 лет

МОРСКАЯ СЛАВА ШАХТЁРСКОГО ГОРОДА СУЧАН

Во времена СССР Партизанск, в котором я живу и учусь, был шахтёрским городом со своей славной историей. Но сегодня – это скромный малый городок. Я его люблю и хочу поделиться с вами своими маленькими открытиями.

Сколько названий у моего города?

Я читал статью Николая Петровича Матвеева из книги «Краткий исторический очерк города Владивостока» и обратил внимание на спуск миноносцев «Сучена» и «Янчихе», с поправкой автора на название «Сучан». Меня заинтересовали названия кораблей. Русский флот, а названия китайские. Стал искать значение этих слов. Оказалось, так назывались довольно полноводные реки в Приморском крае. Наверное, это и послужило основанием. А само слово «сучан», что оно означает? Оказывается, река Сучан  в переводе с нанайского языка означает «глинистая», а с китайского – небольшая, чистая речка. Сучан по-китайски читается как Су-чен, где первая часть «су» означает река, а вторая – «чен» – крепость. В.К. Арсеньев даёт ещё одно толкование: площадь, долина, засеваемая растением су-цзы, из которого китайцы добывали так называемое травяное масло. Ф.В. Соловьёв даёт другое  объяснение: «су» – чистый, простой, «чан» – цветущий. Что интересно, в Новгородской области есть болото Сучан! В русском языке существуют такие слова как «суча» или «сучить», что значит соединять или свивать что-нибудь с чем-нибудь. Река Сучан действительно представляет собой многочисленные рукава и протоки, свитые между собой.

Корабли, названные в честь моего сухопутного города

Партизанск с 1932 по 1972 годы назывался Сучан. Получается, что миноносец, о котором упоминается в книге Н.П. Матвеева, назывался так же, как и мой город. Это открытие и послужило поводом для моих исследований.

Основанный в 1860 году, Владивосток в начале 1884 года становится главной базой русской эскадры на Тихом океане. Остро встал вопрос о подвижной минной обороне на подходах к порту, но судостроительных заводов на востоке не было. Решили доставить с Невского завода два разборных миноносца. Корабль №2 («Сучена») был спущен на воду в первых числах июля, а зачислен в списки 22 июля 1887 года. Во время русско-японской войны принимал участие в набеговых операциях в Корее. Занимался тралением проходов, был списан из состава флота в 1911 году.

С началом Первой мировой войны в порту Владивостока 20 июля 1914 года властями был задержан немецкий товарно-пассажирский пароход «Spezia». 22 июля он был включён в состав Сибирской флотилии, переименован в «Сучан» и затем использовался в числе плавсредств Владивостокского порта. 6 октября 1914 года передан Доброфлоту для обслуживания вновь открываемой линии между Владивостоком и портами США. Пароход выполнял перевозки между портами союзников и русского Севера. 4 сентября 1916 года «Сучан» вышел в очередной рейс из Нью-Йорка в Архангельск, имея на борту 6800 тонн снарядов и взрывчатки. 23 сентября в 30 милях от берега был захвачен немецкой подлодкой. В июне 1926 года его продали на металлолом.

Сквозь льды Арктики      

С 1928 года начинается интенсивный рост дальневосточного торгового флота, а в 1932 году организовывается специальная Северо-Восточная полярная экспедиция. В её состав были включены новые, недавно прибывшие на Дальний Восток и специально приспособленные для плавания во льдах суда – «Анадырь», «Сучан», «Север». Флагманом экспедиции стал ледорез «Фёдор Литке». Экспедиция проходила в очень сложных условиях, но все поставленные перед ней задачи были выполнены. В 1934 году состоялась новая экспедиция с участием пароходов «Смоленск», «Сучан», «Микоян», «Лейтенант Шмидт». Это был первый за всю историю арктических плаваний благополучный рейс. Группа учёных совместно с моряками провела на пароходе «Сучан» комплекс научных исследований в районе островов «Комсомольской правды» и Диксон.

1930-е годы были сложными для моряков Дальнего Востока. Милитаристская Япония, оккупировавшая Корею и Манчжурию, попирая международное право, чинила всяческие препятствия свободному торговому мореплаванию. А суда под советским флагом незаконно задерживались японцами. Весной 1936 года пароход «Сучан» под командованием капитана П.И. Иващенко на пути из Петропавловска во Владивосток попал у Сангарского пролива в жестокий шторм. На борту находилось около 350 пассажиров. Запас топлива на судне иссякал, тогда к «Сучану» был послан с углём пароход «Двина». Но перегрузить топливо в открытом море из-за сильной зыби не удалось, капитан «Сучана» запросил японские власти и получил разрешение зайти для указанных операций в бухту Минмая. Однако советские пароходы были задержаны и отведены в порт Аомори, где оставались под арестом около трёх месяцев. Капитаны содержались в уголовной тюрьме, подвергались допросам и грубому обращению. Только благодаря усилиям Советского правительства суда были возвращены на Родину.

В мае 1938 года «Сучан» оказался на рифах Камня Опасности в проливе Лаперуза, спасти судно не удалось. Имя потерпевшего крушение парохода получил бывший американский грузовой пароход. 15 мая 1943 года он был принят советской закупочной комиссией и вошёл в состав Дальневосточного морского пароходства, выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. В августе 1945 года в качестве войскового  транспорта участвовал в высадке десанта в Расин (Начжин). 15 августа, следуя с десантом на борту, подорвался на мине у острова Хам, но остался на ходу.

За особые заслуги экипажа во время войны 24 марта 1948 года «Сучан» удостоен мемориальной доски Министерства морского флота СССР. 31 января пароход был выведен из состава флота в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.

Вот теперь и вы расширили свои знания, узнали о происхождении слова «сучан», о моём любимом городе и его пароходной истории.

Андрей ГОРШКОВ,

10 класс школы №50 г. Сучан       

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram