Насколько востребованы российские товары, технологии в Бразилии, Аргентине, на Кубе? Какую пользу может принести отечественному бизнесу недавно созданный в Петербурге Деловой центр «Россия – Латинская Америка»? Об этом и многом другом рассказывает его руководитель Евгений Михайлович ЖИХ.
- Евгений Михайлович, курс страны на импортозамещение активизировал работу предприятий, научно-исследовательских институтов, агрохолдингов. Стали появляться новые компании, ориентированные как на внутренний, так и на внешний рынок. В этой связи открытие в Петербурге Делового центра как нельзя кстати. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе.
– Жизнь показывает, что экономика успешнее развивается там, где нет политических разногласий. В настоящий момент для России особенно привлекательными выглядят, в частности, страны Латинской Америки, с которыми нет санкционных недоразумений и более того – эти государства сами настроены активно развивать с Россией партнёрские отношения. Хорошо понимая это, генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков инициировал создание Делового центра «Россия – Латинская Америка». Между «ЭкспоФорумом», Национальным комитетом содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА) и Международным финансовым альянсом был подписан Меморандум – документ, определяющий порядок взаимодействия и основные направления деятельности центра. Если в двух словах, то мы занимаемся оказанием поддержки российскому экспорту, содействуем реализации совместных проектов, предоставляем консультационные, юридические услуги государственным и коммерческим организациям двух стран, проводим обучающие семинары. С помощью специалистов НК СЭСЛА, все сотрудники которого ранее работали в латиноамериканских странах, ищем партнёров, проводим маркетинговые исследования востребованности той или иной продукции в конкретном регионе.
Ведь что получается? Импорт из латиноамериканских стран сегодня значительно превышает российский экспорт. Например, из Парагвая в 2015 году в Россию ввезли товаров на 857,3 миллиона долларов США (это в первую очередь соевые бобы и мясо), а из России в Парагвай – только на 13,6 миллиона долларов (алюминий, удобрения). Разница между импортом и экспортом более чем в 65 раз. Вот мы и ведём поиск, как скорректировать ситуацию. К слову, недавно в ходе переговоров нами была выявлена проблема, связанная с тем, что порядка 30% фруктов, выращиваемых в Эквадоре, превращается в отходы, так как переработка не организована должным образом. Соответственно, у российской стороны есть возможность экспорта в Эквадор передовых технологий по переработке фруктов…
Стенд Делового центра «Россия – Латинская Америка» в ЭкспоФоруме
– Как вы оцениваете участие Делового центра в недавно прошедшей Международной выставке «Российский промышленник»?
– Обсудить перспективы сотрудничества со странами Латинской Америки пришли десятки представителей промышленных предприятий (станкоинструментальных, строительных, инновационных), университетов (Политехнического, ИТМО, Кораблестроительного, Бонч-Бруевича). Проявили интерес не только петербургские, но и московские, челябинские, томские, саратовские, ростовские, краснодарские бизнесмены.
Уже сегодня ряд предприятий готовит для нас свои экспортные предложения, их мы будем продвигать на различных международных встречах. Посетители в нашем офисе, имеющем прописку в «Ленэкспо», не переводятся.
– Вы не могли бы привести ряд примеров, когда отечественным производителям благодаря Деловому центру либо аффилированным с ним компаниям удавалось выйти на зарубежные рынки?
– При нашем содействии компания «Силовые машины» наладила поставки оборудования в Бразилию. Ассоциация ВАСТ, занимающаяся производством и эксплуатацией виброакустических систем, использует возможности центра в ходе переговоров с аргентинскими партнёрами. Сотрудников группы предприятий «Дорсервис» мы консультируем по вопросам взаимодействия с кубинскими коллегами. Рынок 33 стран Латинской Америки с населением в 626 миллионов человек – один из самых непростых в мире по причине специфичности законодательства и вариантов его применения, но если Россия желает двигаться вперёд, развиваться, снижать зависимость экономики от всевозможных геополитических проблем, то отечественным компаниям необходимо интенсивнее работать на латиноамериканском направлении.
– В структуре ООН есть такое специализированное учреждение – Организация Объединённых Наций по промышленному развитию. Есть ли у возглавляемого вами центра точки соприкосновения с ЮНИДО?
– Бесспорно, ведь ЮНИДО – своеобразный «катализатор» промышленного роста в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. И ЮНИДО, и Деловой центр «Россия – Латинская Америка» занимаются продвижением международного промышленного сотрудничества. Мы знакомы с директором регионального отделения Латинской Америки ЮНИДО Карлосом Чандуви. Он, кстати, с представителями латиноамериканских стран участвовал в этом году в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Договорились с ним о сотрудничестве и наметили планы взаимодействия. Вообще к Деловому центру есть, конечно, интерес не только со стороны ЮНИДО, но и со стороны посольств, консульств, целого ряда профильных государственных, научных и коммерческих учреждений стран Латинской Америки.
Так, в ходе переговоров с представителями Республик Суринам, Эль-Сальвадор мы выяснили их заинтересованность в поставке на рынок России и стран СНГ кофе, какао, рыбы, рыбных консервов, тканей, а также совместного развития туризма. Представителями нескольких стран была высказана заинтересованность в экспорте российских машин сельхозназначения, изделий судового машиностроения, энергетических станций, средств передачи энергии и иного оборудования. Министр торговли и промышленности Республики Суринам госпожа Сиглиен Бурлесон не ожидала, что судостроительные предприятия России обладают, по её словам, такими огромными возможностями. Выражала заинтересованность в приобретении рыбопромысловых судов, строительстве российскими специалистами судоверфи, порта, а также защитных сооружений, которые бы свели на нет ущерб, наносимый прибрежными волнами портовому хозяйству республики.
– Каковы перспективы развития Делового центра?
– Он станет важной площадкой для взаимодействия политических, деловых и культурных кругов стран-партнёров. Деловой центр «Россия – Латинская Америка» будет инициировать и проводить мероприятия регионального и международного масштаба. Наши усилия ещё больше укрепят партнёрские связи со странами Латинской Америки. И этому способствуют все условия: геополитическая ситуация, потенциал наших рынков и хороший опыт сотрудничества.
Наша справка
ЖИХ Евгений Михайлович родился в Ленинграде 11 июля 1939 года. Пережил блокаду. По окончании ремесленного училища работал на судостроительных заводах. Окончил ленинградские машиностроительный и инженерно-экономический институты. Прошёл обучение в области внешней торговли в Кёльне (Германия). В Москве окончил ВКШ Академии внешней торговли и МИД по программе «Международный маркетинг». Автор книги «Маркетинг: как завоевать рынок».
Долгое время работал в крупнейшем в СССР объединении «ЛМЗ», в том числе в качестве директора по коммерческим вопросам, по производству, генеральным директором. Создал научно-производственные комплексы и СП с фирмой Siemens по изготовлению газовых турбин.
Помимо руководства Деловым центром «Россия – Латинская Америка» возглавляет региональное представительство Делового совета «Россия – Бразилия» по СЗФО.
Комментарий
Генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков:
- Деловой центр «Россия – Латинская Америка» будет развиваться ещё активнее в 2017 году. Мы хотим привлекать больше компаний из латиноамериканских стран для участия в проектах «ЭкспоФорум-Интернэшнл» в Санкт-Петербурге. Большой интерес для них могут представлять «Экология большого города», Российский международный энергетический форум, выставка-ярмарка «Агрорусь», «Российский промышленник», Петербургский международный газовый форум и другие. Наши партнёры смогут представить для российского потребителя новые технологии в области охраны окружающей среды, энергетики, машиностроения и многих других, обменяться опытом с российскими производителями, наладить сотрудничество.