Аргументы Недели → Общество № 46(537) от 23.11.16

Сбербанк незаконно обогащается

На средства клиентов во всех отделениях страны

, 19:59

«И это происходит систематически! И я удивлюсь, если Герман Оскарович Греф не в курсе этой системы отъёма денег у населения», – уверен Александр ОЛДЫРЕВ, житель города Павловский Посад. Если быть юридически формальным, то у гражданина Олдырева на руках только одно судебное решение о взыскании незаконного обогащения с ПАО «Сбербанк России». Но Александр убеждён – в подобную ситуацию ежедневно попадают тысячи граждан нашей страны, сотни пытаются оспаривать «незаконное обогащением и лишь единицы решаются судиться с государственным банком. «Выиграть трудно, но возможно», – подбадривает этих смельчаков Олдырев. «АН» считают, что эта история будет интересна нашим читателям.

Итак, в апреле 2015 г. Олдырев А.Н. взял в Сбербанке два кредита: ипотечный и на потребительские нужды. А уже в августе закрыл потребительский кредит и внёс более трети суммы ипотечного кредита для досрочного погашения. «Закрыл и внёс», – был уверен Олдырев, ведь на руках новый график ипотечного кредита и справка о закрытии потребительского. Но в день очередного списания денег в счёт погашения кредита вместо снятия ожидаемой суммы Сбербанк взял да и опустошил кредитную карту полностью. Звонок в службу поддержки клиентов ситуацию не прояснил – оператор порекомендовал обратиться в то отделение, где выдали кредит. Придя в родной Сбербанк, Александр выяснил, что, по версии СБ, он таки должен, так как деньги снимались по старым графикам платежей, все эти «закрыл и внёс» не были завершены, а средства были размещены «по ошибке» на какой-то другой счёт.

Информация об арестах счетов

Ответ банка

Происходит примерно следующий диалог:

– Да, мы немного накосячили, компьютерный сбой, человеческий фактор, сами понимаете, но мы во всём разобрались, вы нам ничего не должны, давайте закроем кредит сегодняшним числом?

– Я ничего не должен?! Да это вы мне поначисляли процентов, пеней и штрафных санкций на полсотни тысяч рублей!

– Гражданин! Да вы просто не осознаёте всей полноты своего шастья! Подумайте хорошенько. Вы нам ни-че-го не должны!

– Верните деньги!

– Пишите обращение, срок рассмотрения – один месяц.

Александр пишет обращение и, легкомысленно не ожидая подвоха со стороны самого солидного кредитного учреждения России, уезжает в командировку на своей машине, а работодатель бросает командировочные на кредитную карточку Сбербанка. Отъехав километров 300, Александр заливает полный бак на заправке и, разумеется, даёт для оплаты кредитную карту Сбербанка России. Но на карте уже опять не было денег – от слова «совсем». Ни копеечки. А командировка ведь только началась. Звонок в службу поддержки клиентов снова ничего не прояснил: «Обратитесь в отделение, напишите заявление». Работодатель в аферу от Сбербанка не поверил и наотрез отказался подкинуть деньжат. Александр просит друзей кинуть ему тысяч пять на карту. Но и тут СБ оказался проворнее.

Сбербанк. 175 лет. Всегда рядом 

– У вас есть пять минут, – улыбается Александр, вспоминая свои мытарства. – Пять минут на то, чтобы успеть снять пришедшие деньги. Через пять минут их спишет Сбербанк в счёт вашего «долга». Правда, узнал я всё это гораздо позже.

– А бензин что, обратно высосали?

– Написал расписку службе безопасности АЗС, потом оплатил. Поспал пару дней в машине, на диете посидел – легко отделался.

Немного взбешённый по возвращении из командировки Александр идёт в родной Сбербанк разбираться. Но 30 дней, отведённые на разбирательство, ещё не прошли, извините, но «проблемы индейцев шерифа не волнуют».

– И вот тут, пока бумага лежит в банке и ждёт истечения 30‑дневного срока, на арену выходит служба взыскания задолженности Сбербанка, – рассказывает, уже без улыбки, Александр. – Они начали издалека – позвонили на работу начальнику, позвонили матери, жене, знакомым, деловым партнёрам. Мне человек 50 сказали: «Реши проблему, что ты бегаешь от Сбербанка-то?» А мне-то никто не звонил! Потом, когда я наконец-то с ними поговорил, объяснил и попросил отнестись по-человечески, мне ответили, что «у нас типа алгоритм такой, не мы придумали и не нам его менять».

Ровно через 30 дней Александр получает ответ из банка, а там – на кону мочало, начинай сначала:

«– В настоящий момент все необходимые исправления произведены, просроченная задолженность аннулирована.

В случае несогласия рекомендуем оформить письменное заявление о спорной ситуации».

Т.е. опять: «Да, мы немного накосячили, компьютерный сбой, человеческий фактор, сами понимаете, но мы во всём разобрались, вы нам ничего не должны». И опять ни слова о списании лишних 50 тыс. рублей.

Поняв, что «полюбовно» деньги не вернуть, Александр написал обращения в приёмную администрации президента и ЦБ РФ. Достаточно оперативные ответы с обоих адресов рекомендовали обращаться в суд. Что Олдырев и сделал.

Одна бабушка – 20 копеек, а пять – уже рубль!

– И затягивание было – 11 заседаний пришлось отсидеть, и непредоставление документов, и год в час по чайной ложке тянулся процесс, но самая главная проблема – это доказательная база, – вспоминает Александр. – Если вы хотите вытащить из недр Сбербанка все документы, судебную финансово-экономическую экспертизу надо заказывать в ЦБ РФ. Стоит она 200 тысяч рублей. У меня таких денег не было, у меня многодетная семья, поэтому хорошо хоть, что судья пошла навстречу и разрешила провести экспертизу в «Бюро судебных экспертиз». Стоит она 36 тысяч, но вытащить настоящие документы полностью они не смогли, даже по запросам суда у них там сейчас всё чисто-гладко. Экспертиза смогла доказать незаконное списание только 1,7 тысячи рублей. Но с учётом компенсации морального ущерба я свои деньги всё-таки вернул. Да и за экспертизу суд обязал заплатить Сбербанк.

– Да, но почему такая уверенность в том, что то, что произошло с вами, это не единичный сбой, а система?

– В процессе опустошения Сбербанком моих счетов всплыло платёжное поручение по исполнительному делу от 2013 года! Я специально выяснял – ни у налоговой службы, ни у судебных приставов ко мне никаких претензий сейчас нет. А Сбербанк что делает – видит исполнительный платёж и придерживает его до подходящего случая, чтобы увеличить просрочку у клиента, да поболее насчитать пеней и штрафов. Это первое. Второе – никакими ошибками невозможно объяснить опустошения счёта, созданного для получения детских пособий! Это система. И главное – я, разумеется, консультировался перед судом в правоохранительных органах, благо работаю в смежной области, о других вариантах развития событий. И мне чётко дали понять, что сначала – в суд. А потом с решением суда – к ним. Это решение и им поможет дать ход куче подобных заявлений, но не подкреплённых решением суда.

– То есть это ещё не всё?

– Всё только начинается. Я хочу знать, кто конкретно выстроил эту систему, кто конкретно отдаёт эти преступные приказы. И я добьюсь справедливости, я считаю своим гражданским долгом довести разбирательство до конца. Ведь смотрите, что получается: я, здоровый и молодой человек, имеющий какой-никакой опыт и знания в этой области – и то, каких мне усилий стоило довести дело до конца! Не скрою, были мысли бросить всё и забыть. А прикарманит Сбер у бабушки 50 рублей, что она, судиться пойдёт?

 Да не только бабушка, любой вполне себе активный и дееспособный гражданин в подобной ситуации сначала тысячу раз подумает, стоит ли овчинка выделки или себе дороже… Удачи вам, а «АН» обязательно будут следить за дальнейшим развитием этой истории.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram