На прошлой неделе в Дагомысе состоялся XX журналистский фестиваль «Вся Россия», на который слетелись со всей страны более тысячи гостей. Но суть ведь не в количестве, а в качестве. Некоторые коллеги заранее волновались: дескать, бархатный сезон у моря, грандиозный гостиничный комплекс «Дагомыс», банкеты, презентации, фуршеты – какой тут может быть серьёзный разговор? А поговорить было о чём: по всей стране стремительно вымирают печатные СМИ, а выживших власти принуждают играть по своим правилам. Но волнения оказались напрасными: умение мужественно и оперативно переходить от работы к отдыху и обратно всегда было важнейшей частью журналистской квалификации.
«Журналисты всех стран, объединяйтесь!» – было бы странно, если со сцены представительного фестиваля не прозвучал бы этот лозунг. Коллеги, хоть и утопили оратора в аплодисментах, недоумённо переглядывались. Вроде бы негромкий звон посуды, доносившийся вечерами из укромных уголков 22-этажного «Дагомыса», подсказывал, что объединение проходит отлично. А официальное заявление о сотрудничестве журналистов Болгарии и Тюменской области трудно как-то для себя визуализировать: стройотрядами они, что ли, обмениваются?
Но вот фестиваль начал работу, и стало ясно, что люди собрались по большей части взрослые и деловые. Согласно программе, участник мог выбрать одно из 5–6 параллельно проходящих мероприятий. В голубой гостиной отеля, например, творческие коллективы представили свыше 30 телепроектов: документальных фильмов или публицистических программ. В фойе седовласый Александр Минкин рассказывает коллегам, зачем он пишет письма президенту. А Алексей Пиманов неподалёку представляет свой новый художественный фильм «Крым. Почему?», который в широкий прокат выйдет только весной 2017 года.
Казалось бы, что можно ожидать про Крым от журналиста Первого канала? Но Пиманов говорит, что снял фильм «о том, как развели два народа», и у него нет ни одного выпада в адрес украинцев. Роман девушки из Киева и парня из Севастополя попал под каток начала 2014 г., героев разбросало по разные стороны баррикад. Точно так же разбросало российских и украинских офицеров, бывших сослуживцев, которые в грозные дни собираются в церкви и договариваются не допустить кровопролития. Пиманов уверяет, что это реальный эпизод весеннего противостояния, так же как и образ киевского аса, отказавшегося сбивать транспортник с российскими «оккупантами», несмотря на прямой приказ командования. При этом автор отнюдь не либерал, а твёрдо стоит на государственных позициях: мол, войска ввели правильно, иначе Крым утонул бы в крови. Но самое главное, что слушатели, даже если соглашались, задавали профессиональные вопросы. Что значит «Крым – наше сакральное место»? А если завтра бундесвер захватит свой сакральный Калининград, ещё недавно бывший Восточной Пруссией? Мы согласимся с результатами референдума о вхождении в состав Германии, организованного бундесвером?
Председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, председатель СЖР Всеволод Богданов (в центре), секретарь СЖР Ашот Джазоян на XX фестивале журналистов «Вся Россия» в Дагомысе. Фото Союз журналистов России / ruj.ru
Дело ни капли не в том, что отвечал Пиманов. Дело в способности журналистов задавать вопросы и требовать на них ответы, которую нам пока, похоже, удаётся сохранить. Ведь только с теми, кто не забыл о своих профессиональных правах и обязанностях, будут считаться. А Союз журналистов России всё ещё представляет собой влиятельную силу. За несколько дней фестиваля в гости приезжали не последние в регионе политики. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов так и сказал: «Я прихожу на встречу с журналистами не для того, чтобы им что-то объяснить, а для того, чтобы понять, чем живёт страна. Потому что настоящий журналист – это хороший индикатор состояния самочувствия народа». «Абхазия строит независимое государство, Россия для нас – приоритетное направление», – предсказуемо говорил президент Абхазии Рауль Хаджимба на «Открытой трибуне» фестиваля, пообещавший создать в молодой республике «приют журналистов». Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров был вынужден отвечать на вопросы о ношении хиджабов, о том, как ведёт и как должна себя вести кавказская молодёжь. Номер мобильника Евкурова действительно не является тайной, и он даже просил не звонить, а посылать сообщения, а то «позвонит женщина и долго будет рассказывать о том, что корова у неё молоко не даёт…»
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов родом из Донбасса, работал инженером на заводе подводных лодок, а потому смог рассказать о Русском Севере без казённых чиновничьих прихватов, просто и искренне, что было оценено заполнившими зал работниками слова: «Для того чтобы осваивать Арктику, нам нужны люди. Люди, которые знают, умеют, понимают Арктику, которые осознают ответственность того, что они здесь делают. Что сверлить дырки в Арктике и выкачивать оттуда углеводороды – это самое примитивное…»
Надо отметить, что журналисты собрались в Дагомысе не только для того, чтобы послушать умных и знаменитых спикеров. Среди мероприятий семинара наибольшее значение имели практические занятия. В этом смысле российский фестиваль прошёл в духе лучших международных конференций, где участников учат добывать информацию в социальных сетях, отслеживать движение денег или, например, судов в Мировом океане. В Дагомысе Роман Серебряный рассказал о последних тенденциях в online-журналистике. А председатель СЖР Всеволод Богданов представил «антикоррупционную группу», созданную при Союзе из журналистов различных регионов и добившуюся за год своего существования кое-каких успехов.
Собственно, за новыми тенденциями и горизонтами приехали на юг России коллеги со всей страны. Кстати, событие и не пахло огромными бюджетами, а за своё участие делегации субъектов РФ платили сами. «От лица СЖР мы пригласили только членов жюри и нескольких знаменитых спикеров. Наши награды не имеют денежного подкрепления. Региональным союзам мы отправили приглашения, а спонсоров они искали самостоятельно. Это установило и для организаторов высокую планку: кто же поедет за свой счёт на бесполезный фестиваль?» – пояснил секретарь СЖР Ашот Джазоян.
Для того чтобы воспринимать новое, нужно старание. Одна творческая группа представила на фестивале необычный проект: они «загрузили в Интернет Таймыр». На деньги одной из ведущих горнодобывающих компаний они за два года собрали огромные пласты архивной информации. Вот ленинградские комсомольцы едут строить Норильск. Вот первые три здания в Дудинке. Организовывая подачу этого материала, авторы попытались попасть во все современные электронные тренды. По современному Норильску, например, можно совершить виртуальную экскурсию на автобусе, вертолёте или просто пройти по улицам пешком. Во время презентации кто-то сидел с приоткрытым от восхищения ртом, а кто-то недовольно покрикивал с места: «Ну сколько можно уже?» Всё правильно: когда твои навыки постепенно становятся архаикой, это больно. Но впоследствии в тишине предстоит переработать свои впечатления и встать на путь исправления.
А самым трогательным моментом фестиваля стала история с установкой в Тобольске памятника фотокорреспонденту Александру Ефремову, погибшему в Чечне в 2000 году. Формально это памятник всем журналистам, не вернувшимся из горячих точек, коих за 10 лет в мире набралось более 700 человек. Но понятно, что увековечить хотели именно Ефремова: памятник установлен в его родном городе и имеет его черты, а эскизы проекта обсуждали на прошлом фестивале в Дагомысе год назад. После показа на экране репортажа об открытии памятника Всеволод Богданов объявил собравшимся, что девушка, которая ведёт церемонию в Дагомысе, – дочь Александра Ефремова. Зал встал и долго аплодировал. Хотя Аня решила стать не журналистом, а полицейским.