В Большом театре закончились гастроли, богатые яркими впечатлениями. Закончился и отпуск. Оба коллектива – балет и опера – вступают в новый сезон. Театр держит курс на высокое качество, но этого предстоит ещё добиваться. Об этом и не только говорим с генеральным директором Большого Владимиром УРИНЫМ.
Как вы оцениваете нынешние гастроли балета в Лондоне?
– Прошли они прекрасно. Сама устроительница гастролей Лилиан Хоххаузер, которая вместе с мужем их организует, сказала: внимание к Большому театру было всегда, но на сей раз оно просто зашкаливало. Поэтому приобрела немало «врагов»: не смогла обеспечить платные билеты даже друзьям.
Ещё один показатель: после спектакля у служебного входа постоянно стояла толпа зрителей, дожидаясь участников спектакля, чтобы взять у них автограф.
Пресса была щедра на похвалы: главные лондонские газеты «Гардиан», «Телеграф» и другие не скупились на хорошие слова.
«Большой – один из величайших и могущественнейших в мире домов классического балета… Любого, кто интересуется танцами, нынешний сезон в Лондоне поистине завораживает» (The Telegraph).
Практически все привезённые спектакли получили 5 или 4 звезды (оценки прессы на спектакли и кинофильмы в Лондоне. – Е.Ш.). Это очень высоко.
– Три года назад, в 2013 году, вы также были на гастролях в Лондоне. В чём отличие тех гастролей от этих?
– В 2013 году пресса была главным образом зациклена на скандалах и драматических событиях, произошедших тогда в Большом театре. Только в конце гастролей она «оттаяла», писали о «высочайшем уровне мастерства». Нынешняя поездка была для нас в первую очередь работой. Ведь любые гастроли – это смена зрительного зала.
В сегодняшней ситуации при существующем отношении к России в СМИ можно было ожидать любых проявлений недружелюбия. Ничего подобного не было ни со стороны театра, ни от зрителей. Наоборот – после каждого спектакля тёплые человеческие слова. Автограф просили даже у меня.
– Кого из солистов особенно «примечали» пресса и публика?
– Екатерину Крысанову с её партнёрами (в «Укрощении строптивой» это Вячеслав Лантратов, в «Пламени Парижа» – Игорь Цвирко). Писали, что она «покорила зрителей», назвали «генератором тепла и страсти». Много хороших слов сказано об Ольге Смирновой в роли Одетты – Одиллии в «Лебедином» и Китри в «Дон Кихоте». Этих танцоров называют солистами «высшей пробы».
– В день открытия гастролей состоялась генеральная репетиция. Она продолжалась много часов, в том числе и потому, что новый руководитель балетной труппы Махар Вазиев находился на сцене и бесконечно останавливал оркестр, кордебалет и солистов. Закончилась репетиция за 1,5–2 часа до самого спектакля. Вам не кажется, что это чрезмерная нагрузка?
– Мы сами обычно не делаем генеральную в день спектакля. Но таковы условия гастролей. Останавливал? Видимо, Вазиев был чем-то недоволен. До поездки он работал с труппой всего лишь четыре месяца. Значит, считал, что не всё в порядке. Что делать? Вазиев – профессионал. И его замечания носят конкретный профессиональный характер.
– Система приобретения «лишнего» билета не только в Ковент-Гарден, но и в другие театры Лондона отличается от нашей: всё делается только через кассу. Тем самым исключается спекуляция. Почему у нас не может быть такой?
– Это зависит от культуры. У нас тоже можно сдать билет в кассу, если он там куплен. Но при общей продаже в кассе спекулянты также покупают билеты для дальнейшей их реализации. Покупают в том числе и через Интернет. Могу сказать, что и в Интернете идёт серьёзная спекуляция. Мы выиграли несколько судов, связанных с этой проблемой. Но пока государство не подключится на законодательном уровне, окончательно решить проблему невозможно.
– В Лондон вы привезли 19 спектаклей. Из них 8 – «Лебединое озеро». Ваши будущие гастроли в Японию и Соединённые Штаты включают также главным образом классику. Означает ли это, что балетная труппа Большого считается эталоном именно в классическом балете?
– Любые гастроли носят в том числе и коммерческий характер. Они очень дорого обходятся тем, кто их организует. Импресарио в первую очередь хотят привезти те спектакли, которые уже имеют «марку». Непроданные билеты означают, что ты в минусе. Русский балет в мире, конечно, воспринимается прежде всего как образец балета классического. Но мы потихоньку сдвигаемся в сторону и более современного балета. Это показанные в Лондоне «Корсар» и «Пламя Парижа» в постановке Алексея Ратманского, а также «Укрощение строптивой» в постановке Жан-Кристофа Майо, который, кстати, повезём в Америку.
– Глядя на план следующего сезона, вижу, что там только две балетные премьеры: «Нуреев» – совершенно новый спектакль в постановке той самой «звёздной тройки», что создала «Герой нашего времени» (музыка Ильи Демуцкого, хореография Юрия Посохова, режиссура и сценография Кирилла Серебренникова). Предусмотрена ещё премьера «Этюдов» Ландера на музыку Черни вместе с «Клеткой» Джерома Робинса. Не мало ли?
– Помимо двух премьер мы проведём Фестиваль балетов Григоровича. Юрию Николаевичу исполняется 90 лет. Среди его балетов есть и те, что не шли на сцене Большого уже давно. Например «Золотой век» – 7 лет, потребуется много вводов. На Историческую сцену будет перенесена «Раймонда» и т.д. Предполагаемые гастроли займут около месяца (Япония и США). А ведь нагрузка на труппу должна быть целесообразной.
– Поговорим об опере. Чем будете «потчевать» любителей этого жанра?
– У нас объявлены следующие спектакли: первая премьера в октябре «Манон Леско» Пуччини со звездой мирового масштаба Анной Нетребко.
Вторая – совместная постановка с Английской национальной оперой «Билли Бадд» Бенджамена Бриттена. Подчёркиваю, что это именно совместная постановка, поскольку с самого начала мы принимали непосредственное участие в подготовке спектакля. За пультом Уильям Лейси.
Его режиссёр – Дэвид Олден – брат того Олдена, который поставил оперу «Сон в летнюю ночь» на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Очень важная премьера для нас – «Идиот» по Достоевскому на музыку Мечислава Вайнберга в постановке опытнейшего Евгения Арье – главного режиссёра театра «Гешер» в Тель-Авиве. Дирижёр Михаил Клаузе.
И, наконец, завершит оперный сезон «Снегурочка» Римского-Корсакова. Кроме этого будет у нас в январе и премьера «Путешествие в Реймс» Россини в концертном исполнении. Дирижировать этим спектаклем будет музыкальный руководитель театра Туган Сохиев.
– Перед открытием сезона на сцене Большого театра представлена знаменитая Ла Скала. Нынешний приезд возможен благодаря финансовой поддержке ГУМа и фестиваля «Черешневый лес». Ла Скала и Большой – театры с мировым именем, взаимодействуют давно и успешно. Это так?
– История взаимоотношений с Ла Скала особая. Наша творческая дружба насчитывает десятилетия. Даже сейчас в спектаклях Ла Скала задействованы российские певцы – Михаил Петренко, Дмитрий Белосельский. Наша прима-балерина Светлана Захарова в Ла Скала получила высокое звание «Этуаль».
В 2018 году балетная труппа Большого будет гастролировать на сцене Ла Скала. А мы ждём их всегда, поскольку их уровень – высочайший.
Сам же Большой театр должен быть предельно открыт для творческого сотрудничества.
Сейчас ведём переговоры с Метрополитен-опера. В ноябре к нам приезжает директор Парижской оперы. Будем обсуждать наше дальнейшее сотрудничество. Продолжим переговоры об обменных гастролях оперных трупп. С нашей стороны это будет, скорее всего, «Катерина Измайлова».
– Художественная полноценность оперного спектакля зависит от целого ряда факторов, в том числе и режиссуры. В прошлом сезоне вы привлекли ряд режиссёров драматических театров. В этом также: А. Шапиро, Е. Арье. Значит ли это, что разочарования не было?
– На выход спектакля влияет огромное количество факторов. Но я не оцениваю спектакли собственного театра. Это было бы неправильно. Мы обязательно всё анализируем внутри себя. Что касается драматических режиссёров, то могу сказать, что разочарование возможно и работой режиссёров музыкального театра.
– В руководстве берлинской Штатс-оперы совершенно открыто признаются, что им безразлично, какие непристойности происходят на сцене. Если публика в зале возмущается, кричит, – значит, об этом станет известно, будет скандал, и больше билетов будет продано.
– Конечно, мы категорически против скандала. Но этот театр существует на уровне «проектов». Так живёт большинство театров Европы: спектакль прошёл несколько раз, и неизвестно, вернётся ли он ещё в афишу. У нас театр репертуарный и потому совсем другие художественные задачи. Мы рассчитываем, выпуская спектакль, что он сохранится на долгие годы. Но в этом вопросе нельзя быть ретроградами: без поиска новых форм, нового языка нет живого театра. Вопрос только в том, насколько художественно убедительны в своей работе режиссёр и дирижёр.
– Две из четырёх оперных премьер этого сезона («Манон Леско» и «Снегурочка», музыку которой сам автор сказки Александр Островский назвал «удивительной»), безусловно, будут востребованы публикой. Но как насчёт двух других премьер: «Билли Бадд» и «Идиот» – это музыка ХХ века, которую воспринимают далеко не все?
– Это так. Мы думали об этом. Посмотрите нашу афишу. Там всегда есть место «Травиате» и «Борису Годунову». Классический популярный репертуар составляет главную афишу Большого театра. «Непопулярных» опер всегда меньше. Этот баланс мы сохраняем всегда.
Тем не менее неумение и нежелание «открывать» новую музыку для нас неприемлемо. Именно поэтому делаем совместную постановку с Английской национальной оперой. И попытка Евгения Арье «раскрыть» в музыке «Идиота», надеемся, тоже будет успешной.
Кстати, сложная и по музыке, и по драматургии «Катерина Измайлова» Дм. Шостаковича в прошлом сезоне никаких зрительских проблем не имела. Мы ведь ставим перед собой не только художественные, но и образовательные задачи.
– Вы запланировали и целый ряд великолепных юбилеев.
– Какие прекрасные имена в истории ГАБТа! Это ещё одна возможность показать историю Большого театра через этих потрясающих людей. Хотим современным языком рассказать об этих великих певцах и танцорах.
Галина Вишневская – какая певица и какая личность!
Маквала Касрашвили – народная артистка СССР – начала петь на сцене Большого 50 лет назад и до сих пор работает в театре.
А что значат в истории Большого театра Михаил Лавровский или Марис Лиепа! Эти юбилеи – не трафарет. Мы приглашаем всех, кто сотрудничал с этими людьми, а это интересно всем.
– Как «поживает» ваша Молодёжная оперная студия?
– Наш «ребёнок» замечательно растёт, очень органично развивается. Голос его слышен не только в собственной программе, но и на сцене Большого театра. Мы радуемся жизни и росту этого «ребёнка».
– Недавно исполнилось три года вашей работы на посту генерального директора театра. Чем будут наполнены дни и месяцы работы?
– Задачи, конечно же, меняются, потому что если они остаются теми же – это будет серьёзной проблемой для театра.
Во-вторых, за эти три года в театре появились два новых руководителя: я имею в виду музыкального руководителя Тугана Сохиева и руководителя балетной труппы Махара Вазиева.
Мне кажется, достаточно серьёзные изменения уже произошли в оперной труппе театра. Имею в виду, что её состав серьёзно пополнился талантливыми молодыми исполнителями.
Жизнь театра – это каждодневный творческий труд, процесс. Этот процесс и ставит перед нами проблемные вопросы и задачи, которые необходимо далее решать. В творчестве достичь совершенства невозможно. Сделал шаг – надо идти дальше.