Аргументы Недели → Общество № 32(523) от 18.08.17

Недетские игры

, 08:24

После трагедии в карельском детском лагере на Сямозере проверки накрыли подростковые здравницы по всей стране. И хотя в поднятом вихре всплыло несколько вопиющих историй, системные последствия явно негативны: убиваются остатки палаточных лагерей и детских туристских клубов. В этом даже трудно проследить борьбу госструктур за вкусный сегмент рынка. Скорее растревоженный административный зуд.

Полиция в палатке

В Приозёрском районе Ленобласти нашли незарегистрированный детский палаточный лагерь «Пересвет», где с начала лета тренировались дети в возрасте от 6 до 17 лет. Поначалу полиция зацепилась, что организаторы действовали как физические лица, а потом пошли жалобы от воспитанников. С их слов выходило, что вожатые заставляли их драться до крови между собой, коллективно избивать провинившихся, купаться голышом в холодном озере, ограничивали в еде, воде и возможности ходить в туалет. Главным испытанием дети назвали «день выживания», в который их вообще не кормили, а затем заставили в темноте нырять в воду Ладожского озера за брошенными на дно банками с тушёнкой.

Вообще-то «Пересвет» рекламировался как «спортивный лагерь рукопашного боя», что понимали и стремящиеся к экстриму дети, и их родители, платившие организаторам Константину Шаблову и Дмитрию Алёшину по 30 тыс. рублей за смену. Шаблов утверждает, что всё происходившие есть закалка и воспитание мужского стержня. Но Следственный комитет Ленобласти возбудил в отношении него дело по ст. 156 УК РФ («неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») и ведёт себя так, словно накрыл тоталитарную секту, поедавшую девственниц.

Штрафы на 1,8 млн рублей Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области наложило на организаторов первой смены детского отдыха – всего 393 административных производства. Учитывая, что в Ленобласти всего 601 летнее оздоровительное учреждение, где отдыхали 39,6 тыс. детей, штрафы задели две трети участников рынка. Не отстают и прокуроры: в Бокситогорском районе руководство лагеря «Наследие» привлекли за отсутствие справок о наличии судимостей в личных делах работников. Детский омбудсмен Тамара Литвинова решила с ходу взять высокую ноту, заявив, что частных детских лагерей быть вообще не должно и она будет добиваться соответствующих поправок в федеральное законодательство. Безусловно, инициатива повысила бы рейтинг цитируемости Литвиновой, но где тогда будут отдыхать дети? Ведь до 70–80% лагерей в различных субъектах Федерации – частные.

Несертифицированный воздух

 Переводить стрелки – суть чиновничьей риторики. И если спросить любого губернатора, почему у него некуда вывозить детей, он вспомнит 1990-е годы, когда вовсю приватизировались и продавались пионерские лагеря и заводские базы. Чему удивляться, в той же Ленобласти в элитных Выборгском и Приозёрском районах утомишься искать общественный пляж. Цена сотки земли здесь стартует от 200 тыс. рублей – трудно уцелеть лагерю, востребованному только летом. Хотя протяжённость берегов рек и озёр Ленобласти составляет 56 тыс. км, в лучших местах сплошняком идут коттеджные посёлки с заборами под урез воды. Хотя Водный кодекс требует оставлять общедоступной 20‑метровую зону у любого берега. Чем дороже земля, тем меньше шансов у бывших пионерских здравниц. А в посёлке Елизарово на Псковщине к лучшему в области детскому лагерю тянет руки соседний монастырь.

Но это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что именно в последние сытые годы Минобразования постепенно исключило детский туризм из госзаказа и устранилось от работы по его развитию. Переложив социалку на плечи региональных бюджетов, центр прекрасно понимал, что если турист не в состоянии тащить на плечах тяжеленный рюкзак, он будет выкидывать из него вещи. Аналогично центры в сфере дополнительного образования попали «под оптимизацию» наравне со школами и больницами. Их не обязательно закрыли. «Оптимизация» часто означает, что детский лагерь на 300 человек отдали под пейнтбольный клуб, сохранив один корпус на 30 детей. Зато формально лагерь сохранился в ведении областного комитета по молодёжной политике.

Вот и получается, что, согласно отчётам, в России 45 тыс. оздоровительных учреждений, принимающих летом 8,5 млн детей. А де-факто 80–90% из них являются лагерями дневного пребывания. Чаще всего они создаются летом при школах, чтобы родители не жаловались, что им некуда сплавить детей. Соответственно, и об оздоровлении речи не идёт. Директора школ при этом меньше всего хотят развивать туризм походный, особенно после трагедии на Сямозере: случись что – они крайние. Тем более нельзя больше взять физрука с военруком и отправить с ними выпускников на озёра: педагоги должны пройти курсы инструкторов, получить разрешение. А оно им надо, если нет никаких стимулов? И хотя при дворцах молодёжи и туристских клубах осталось ещё достаточно опытных походников, готовых на энтузиазме делиться знаниями, особого спроса нет.

– С походами лучше не высовываться, потому что проверки различных ведомств никак не регламентированы, – говорит директор одной из школ Ульяновска. – Их никто не координирует, стоит вам открыть палаточный лагерь, они налетят со всех сторон, как саранча: то у ребёнка рюкзак с дыркой, то котелок на костре не имеет сведений о производителе. Зато если выпускники собрались без взрослых к кому-нибудь на дачу пить водку, то властям никакого дела нет.Никто же не подсчитывал, сколько несчастных случаев происходит с ребятами летом на деревне у бабушки. И они, к сожалению, будут происходить, какую бы охоту на ведьм ни развернули власти.

За полтора месяца после карельской трагедии проверено более 25 тыс. детских оздоровительных учреждений, выявлено более 31 тыс. нарушений. Создаётся впечатление, что подразделения Роспотребнадзора в различных регионах соревнуются, кто больше закроет лагерей. Образцово-показательный лагерь «Золото Белого моря» в той же Карелии 14 лет подряд проводил игровые походы для подростков без единого несчастного случая. А теперь глава лагеря Денис Орлов под арестом. Оказалось, что нельзя поить детей родниковой водой, а надо таскать с собой бутилированную воду. Что кухонные ножи должны быть промаркированы, а на каждого ребёнка – приходиться по три «квадрата» в палатке. Возможно, причина в том, что неподалёку от «Золота Белого моря» находилась козырная турбаза. И собиравшимся на ней состоятельным охотникам дети мешали стрелять птиц. Нагрянувшие следователи эвакуировали ребят по воде на ночь глядя, без инструкторов и плюнув на неважную погоду. Чтобы не допустить повторения трагедии Сямозера!

Всё ради детей?

Ещё в 2009 г. в России насчитывалось 7 тыс. палаточных лагерей, а в 2013-м их осталось 1600. Из тысяч станций юных туристов осталось 180. В 2010 г., задолго до нынешнего обострения, Роспотребнадзор фактически перенёс на походы и экспедиции санитарные нормы оздоровительных лагерей. Дети не должны сами готовить пищу, в походе должны быть профессиональные повара и врачи. В палаточном лагере необходимо оборудовать электрическое освещение, столовую, установить холодильники! Понятно, что с таким аршином лагеря существуют до первой проверки. Инспектировать ведь несложно: каждый выпускной класс перед походом обязан уведомить МЧС о маршруте и сроках.

– Заботой о детях драконовские проверки не объяснишь, – говорит психолог Мария Берлин. – Если современный подросток не умеет разжечь костёр и ориентироваться по азимуту, не сможет оказать товарищу медицинскую помощь или найти в лесу пресную воду, у него гораздо выше шанс погибнуть в других нештатных ситуациях.А они непременно будут возникать в жизни. Оформился общемировой тренд: работодатель охотнее возьмёт выпускника университета, если тот, получив диплом, год болтался с рюкзаком где-нибудь в Индокитае. Это значит, что у него наработан реальный жизненный опыт, умение ладить с самыми разными людьми, быстро реагировать на изменения. Нашему государству тоже невыгодно, чтобы молодёжь умела лишь выбирать правильные ответы в тесте ЕГЭ.

Даже если раздавить все частные детские лагеря, неизбежно вырастет подпольный сегмент. Дефицит детсадов уже давно обернулся родительской инициативой: десяток малышей сдают на частную квартиру, где хозяйка пытается с ними справиться. Нечто подобное уже происходит и с летним отдыхом. Можно найти бравые сообщения: накрыт официально не зарегистрированный детский лагерь. О, ужас: в частном доме у супругов без разрешения территориальных органов Роспотребнадзора и МЧС отдыхали 11 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Сейчас следствию известно о 35 нарушениях требований санитарно-эпидемиологического законодательства, 14 нарушениях требований пожарной безопасности и одном нарушении законодательства о ветеринарии. Вероятно, у супругов имелась собака или кот.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram