В двух предыдущих номерах «АН» мы рассказывали о том, как в Тюмени местные правоохранительные органы, по общему предположению наблюдателей, преследуя определённые и не очень согласующиеся с действующими законами цели, пытаются заблокировать работу Тюменского кардиологического центра. Точнее, сменить его директора профессора В.А. Кузнецова. Если смотреть на эту ситуацию с позиции дня текущего, то стоит признать, что поставленная кем-то «свыше» разрушительная задача силами тюменских полицейских пока исправно решается. А именно.
Директор центра, д.м.н., профессор Вадим Кузнецов в результате развязанной против кардиоцентра бесцеремонной травли перенёс тяжёлый стресс и попал в московскую клинику.
Его советник Елена Логунова и юрист кардиоцентра Елена Баглай арестованы. Из документов, которые имеются в редакции «АН», можно сделать вывод, что Елену Логунову суд арестовал на основании сфальсифицированных следователем Ю. Ворониным протоколов. За что на самом деле арестовали юриста Елену Баглай, пока абсолютно достоверно не знаем ни мы, ни её коллеги, ни тюменские журналисты, ни жители Тюменской области, которые сегодня очень активно и нелицеприятно для властей обсуждают происходящее. Похоже, арестовали по известному принципу: «Победителей не судят!»
Полный ответ знают лишь те, кто на этот центр сделал «заказ», и те, кто его рьяно и спешно исполняет. Хотя бывают исключения…
Поэтому мы вновь возвращаемся к истории, которой местная газета «Тюменские известия» недавно посвятила большую статью с говорящим заголовком «Что украли у Тюменского кардиоцентра?» Добавим интриги к этому материалу и скажем, что украли не только у кардиоцентра, но и вообще у тюменского здравоохранения в целом. Кто и что?
Исправленному не верить
В нашем предыдущем материале «Аритмия не местного значения» мы уделили особое внимание коллегам из тюменского информационного агентства URA.Ru, отвлечёмся немного на них и сейчас.
Во-первых, их профессиональной осведомлённости во многих почти интимных деталях тайно проводимого сейчас силами УВД Тюмени следствия могут позавидовать иные мировые СМИ. Такое впечатление, что либо журналисты URA.Ru сами писали протоколы допросов для коллег-полицейских, либо, наоборот, следователи помимо протоколов самостоятельно создавали «информашки» для URA.Ru.
Например, чего стоит заметка со звучным заголовком «Светило кардиологии лечит в московской клинике сердце и рассылает гневные СМС своим подчинённым», посвящённая директору центра Вадиму Кузнецову!
Узнать о том, что директор лечится в Москве, труда, конечно, не составляет: Кузнецов ни от кого не прячется. Но вот о том, что он «рассылает гневные СМС своим подчинённым», может быть осведомлён лишь тот, кто эти СМС читает. Можем предположить, что этими людьми могут быть и следователь Ю. Воронин, и оперативный сотрудник Ф. Минибаев (мы о них уже писали. – «АН»). Да мало ли кто из людей в погонах может ознакомиться с «прослушками» и «подсмотрушками» в рамках дела? Странно то, что эта информация тут же дословно сливается в URA.Ru. А как же тайна «следствия», за разглашение которой иному официальному сотруднику грозит не только отлучение от этого самого «следствия», но и такое же уголовное преследование?
Именно на пресловутую «тайну следствия» ссылался на встречах с журналистами и начальник СУ УМВД по Тюменской области генерал Ястребов, отказывая прессе в каких-либо подробностях дела.
Генерал, значит, молчит, а подчинённые… Впрочем, URA.Ru подсобило всем и здесь, на всякий случай любезно добавив к этой игре в молчанку сообщение о том, что «максимальное наказание по данной статье – шесть лет». Кому? За что? До сих пор неясно, но… Кошмарить, так кошмарить, ведь сами полицейские всегда обоснованно утверждают: «Человек в наручниках – уже не человек!» Главное – выиграть дело! Мы за ценой не постоим?
Как слово ваше отзовётся
Мы неслучайно в начале этой публикации упомянули газету «Тюменские известия». Мы всегда верили в то, что в России среди местных СМИ есть издания, которые свои публикации сообразуют лишь со здравым смыслом и фактической составляющей. В общем, пишут «по совести».
Цитируем статью «Что украли у Тюменского кардиоцентра?». Начнём с оценки местных журналистов уже первого уголовного дела. Итак.
«…Его возбудили 14 августа 2015 года по факту растраты 227 640 рублей. Четыре месяца проводились допросы, шли проверки. Изымались оргтехника и огромное количество документов у заместителя директора, у бухгалтерии, у экономической службы. «Впечатление такое, что просто невод забрасывали в надежде, что что-нибудь в него попадёт», – говорит главный врач клиники Марина Бессонова.
Всё это время шли проверки за проверками: УФСБ, ОБЭП, прокуратура города, УМВД по г. Тюмени, Росздравнадзор. Проверялся отдел госзакупок на предмет коррупционных нарушений, запрашивались документы, касающиеся научной деятельности института, начисления зарплат и премий, командировок, личные дела хирургов, списки пациентов за три предыдущих года и даже протоколы и журналы операций…»
Удивительное дело, но ведь и мы, абсолютно не сговариваясь с коллегами из «Тюменских известий», писали именно о том же самом!
Ощущение «дежавю», того, что в кардиоцентре искали (и ищут до сих пор! – «АН») хоть что-то, лишь крепнет! Несмотря на то что прокурор города г‑н Биктимеров официально признал, что поводов для «мер прокурорского реагирования не установлено», сотрудники УВД Тюмени упрямо применяют свои, отличные от всех, «меры реагирования».
В деле постоянно меняются суммы якобы «похищенных» денег – от тысяч до десятков миллионов! Следователи путаются в названиях источников этих денег: то ли бюджетные, то ли внебюджетные, при этом, правда, не умудрившись установить даже потерпевшего по делу! Цитируем по «Тюменским известиям»:
«К осени в СМИ вышла информация о том, что хищения произошли при проведении международного конгресса, которым так гордится учреждение. Растрата (до сих пор, кстати, недоказанная) неожиданно из 227 640 рублей превратилась в 40 миллионов рублей. При этом в новостях на сайте правоохранителей эти деньги были названы бюджетными. Впрочем, очень легко – после первого же звонка пресс-службы кардиоцентра – они таковыми быть перестали: из заметки исчезло слово «бюджетные»…
Между тем следователи следственной части Следственного управления УМВД по г. Тюмени, возбудившие уголовное дело по факту растраты, потерпевшего установить не смогли долгих восемь месяцев – лишь в апреле 2016-го им был назван НИИ кардиологии (г. Томск), филиалом которого является Тюменский кардиоцентр.
Кстати, главврач Марина Бессонова утверждает, что у руководства головного офиса претензий к тюменскому филиалу нет. Томичи остались удовлетворены результатами собственной проверки финансово-хозяйственной деятельности, прошедшей в декабре 2015 года после возбуждения уголовного дела».
И снова прервёмся. Мы вновь связались с профессором Кузнецовым и попросили его чуть подробнее прокомментировать слова уже главврача Марины Бессоновой.
«…Суммы эти вообще берутся с потолка! В сентябре 2015 года следствие направило в нашу вышестоящую организацию – Томский национальный исследовательский центр РАН и Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) – требование проверить наш центр.
Проверили! Целая комиссия и несколько ревизоров в декабре 2015 года составили акт о том, что ни одного замечания в работе кардиоцентра не обнаружено!
Более того, там же было специально указано, что «бюджетные деньги незаконно не расходовались», «контракты заключались в соответствии с действующим законодательством», «финансовых нарушений нет!» Это официальное заключение, и в деле оно есть! Почему сегодня следователи ни словом об этом нигде не говорят? Где эти акты? Почему на пресс-конференциях руководители ГУВД, ссылаясь на «тайну следствия», о которой уже не только пишут газеты, но и во всех подробностях говорят наши сотрудники, всячески избегают даже любых ссылок на эти многостраничные акты профессиональных проверок?»
– Вадим Анатольевич, я постараюсь ответить на ваши вопросы: очевидно, следствию это невыгодно! Они, конечно, ждали разоблачений, подтверждений своей обвинительной версии, а тут такой облом! Вот и пришлась ко двору спасительная палочка-выручалочка про «тайну следствия». Приём не новый, но очень живучий.
И снова обратимся к мнению коллег из «Тюменских известий»:
«…А медицинское учреждение, которое первый заместитель губернатора Наталья Шевчик не раз называла визитной карточкой медицины Тюменской области, до сих пор не знает, кто и сколько украл, да и украл ли. Судьба уголовного дела, возбуждённого почти год назад, даже юристам кардиоцентра не известна. В то время как Уголовно-процессуальный кодекс ограничивает срок предварительного следствия двумя месяцами (комментарии к ст. 162 УПК РФ) и устанавливает, что «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и представителя о продлении срока предварительного следствия».
И вдруг 4 февраля 2016 года возбуждается второе уголовное дело – в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников кардиоцентра, допустивших растрату в сумме 250 тысяч рублей.
И снова происходит утечка информации в СМИ. И снова сумма растраты вырастает до миллионов. Теперь уже до 60…»
Да, цифры обладают великой магической силой! Особенно если ими манипулируют опытные люди. В нашем случае это, безусловно, специалисты «своего дела». Уголовного.
Но ведь в любом деле цифры, как и слова, требуют подтверждения, в противном случае они тут же превращаются в банальный навет. В ситуации с Тюменским кардиоцентром всё так и происходит. И снова раскрываем «Тюменские известия».
«…Юрист кардиоцентра Елена Баглай в полном недоумении от того, как ведётся следствие, как ведут себя следователи:
– Врачи – мирные люди. И дисциплинированные. Все вовремя являются по повесткам. Учреждение по всем запросам предоставляет ту информацию, которую требует следствие. Никто не уклоняется от дачи показаний, не препятствует следствию. Все свидетели вовремя являются на допросы, и тем не менее – в нарушение Уголовно-процессуального кодекса – они подвергаются приводам. Руководство кардиоцентра заинтересовано в том, чтобы нарушения, если они действительно есть, были выявлены.
– Во время обысков следователи ведут себя некорректно, с унижением чести и достоинства – так, будто человек уже обвинён в чём-то и является преступником. Когда проводились обыски и выемки документов и оргтехники, никаких противодействий следствию с нашей стороны не было. Всё, что запрашивали, выдавалось по первому требованию, без уклонений, – говорит и главврач Марина Бессонова. – Они просто ломают людей, пытаясь добиться от них ложных показаний. К одному из наших сотрудников пришли с обыском в 6:30 утра и в качестве понятого взяли соседа по лестничной клетке. А каково женщине попасть на трое суток в камеру с уголовниками? Не каждый выдержит.
– 8 июня арестовали руководителя отдела международных отношений кардиоцентра, предъявив ей обвинение в мошенничестве, – вступает в разговор юрисконсульт Владимир Макаров. – И прежде чем увезти её в ИВС Винзилей, поместили на железнодорожном вокзале вместе с бомжами в так называемый обезьянник. В течение недели ей, больной гипертонией, не позволяли принимать лекарства, хотя таблетки были переданы в сопровождении всех необходимых документов…
Получить комментарий следствия нам не удалось, пойти на контакт его представители не сочли нужным. Поэтому мы так и не узнали про их отношение к Уголовно-процессуальному кодексу, не смогли спросить, укладывается ли в стандарты ведения уголовных дел то поведение, которое так шокирует сотрудников кардиоцентра», – пишет газета.
В самом начале этой статьи мы задались вопросом: за что арестовали юриста Елену Баглай?
Думается, приведённый текст достаточно убедительно ответил на этот вопрос: за то, что не молчала! Потому, очевидно, и «не пошли на контакт представители следствия». А что касается их «отношения к Уголовно-процессуальному кодексу», подскажем коллегам-журналистам возможный их ответ: «закон, что дышло...» Только кто же отважится заявить такое под диктофон?
Эта тень победы
Предоставим слово ещё одному юристу кардиоцентра – Владимиру Макарову. Вот что он сказал «Тюменским известиям»:
«Мы считаем, что следственные действия в отношении сотрудников кардиоцентра проводятся с грубейшими нарушениями. К примеру, руководителя международного отдела поместили под арест по сфальсифицированному протоколу допроса её отца. Об этом мы писали прокурору Тюменской области, сообщали в Генеральную прокуратуру, губернатору Тюменской области, президенту РФ. Недавно обратились к депутату Государственной думы Эрнесту Валееву…
В деле нет состава преступления, нет ни одного из четырёх его элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Поскольку не было оснований для возбуждения первого уголовного дела и не было фактов совершения какой-то преступной деятельности со стороны «неустановленных лиц», а это подтвердило судебное заседание Ленинского суда при рассмотрении одной из жалоб кардиоцентра, следствие приняло затяжной характер, а вскоре было возбуждено второе уголовное дело. Информацию в прессу «слили», думаю, только потому, что правовым путём не могут завершить это дело. В тюменской уголовной практике сложилось так, что адвокаты, как правило, до передачи дела в суд стараются не противодействовать следствию, вероятно, готовятся вступить в борьбу только в зале суда. Мы же выбрали другую тактику: обжалуем все незаконные действия на этапе следствия. Ведь доходит до того, что свидетелей прячут по полицейским кабинетам от адвоката, и пока тот ищет своего подзащитного, ведут допрос…»
Мы специально сегодня так полно цитируем «Тюменские известия», чтобы у наших высоких читателей уже в московских кабинетах сложилось наконец мнение об ареальности того, что творят на местах следователи тюменского УВД.
Чтобы кто-то из федеральных генералов потребовал (!) провести уже не проверку, но перепроверку их методов по получению нужных показаний. То есть всего того, о чём пишут и федеральные, и местные СМИ. Или, например, того, о чём смогла из СИЗО-4 написать на волю арестованная Елена Логунова (письма есть в редакции. – «АН»).
«…Адвокатом Ударцевой (бухгалтер кардиоцентра.– «АН») является Андрей Коваль.
Как я узнала на днях от оперуполномоченного Минибаева Ф.А., Коваль – бывший начальник отдела, где он, Минибаев, сейчас работает. Сейчас там начальник – Ильин Леонид Анатольевич, майор. Прессовал меня несколько часов в дни задержания (06.06). Адвокат Калиенко С.В. (так в письме. – «АН») также пришёл от Коваля, потому что, когда я отказалась от его услуг, пришёл Коваль и долго мне рассказывал, что со мной будет, если я не буду с ними работать…
…Хотела ещё сказать несколько слов о свидетельских показаниях, на основании которых я была задержана. Один протокол допроса оказался полностью подделан, что, я уверена, подтвердит экспертиза.
Второй протокол, подписанный свидетелем с изменённым именем, содержит предложения и абзацы, полностью идентичные тем, которые меня заставили переписать под принуждением в следственном изоляторе…»
Пожалуй, хватит. Ничего нового: «прессуют», «рассказывал, что со мною будет, если…», «протокол допроса оказался полностью подделан...», «заставили переписать под принуждением…».
И где эти экспертизы? Где, наконец, голос тюменских депутатов? Где хоть какая-то реакция закона?
Журналистика, в отличие от медицины, не может врачевать социальные язвы. Она может и обязана их лишь диагностировать, и эти диагнозы, не в пример врачебной тайне, предавать огласке.
Так трактует Закон о СМИ, думаем, что следователи тюменского УВД о нём хоть что-то слышали. Так велит и логика поведения общества.
Свой диагноз происходящего вокруг кардиоцентра мы вместе с тюменскими коллегами достаточно полно сегодня озвучили. Дело за операбельным вмешательством в ситуацию федеральных надзирающих органов, кому это и поручено законом и куда «Аргументы недели» уже официально обратились. Ждём результатов.
Открытое письмо Председателю Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину
Уважаемый Александр Иванович!
Обращается к Вам директор Тюменского кардиологического научного центра – филиала Томского НИМЦ РАН профессор Кузнецов В.А. Наш центр был создан более 30 лет назад.
Пережив весьма непростые времена становления и развития, коллектив достиг выдающихся результатов и в оказании медицинской помощи, и в научной работе, говорю это с осознанной гордостью! Сегодня кардиоцентр – одно из ведущих медицинских учреждений страны, визитная карточка медицины Тюменской области. Я руковожу центром уже 25 лет.
Но именно сегодня чьей-то злой волей наш кардиоцентр пытаются открыто уничтожить, прибегая к грязным противозаконным методам. Предполагаю, что в нашем городе идёт очередной передел собственности и моя должность директора центра кому-то очень срочно понадобилась.
Второй год тюменская полиция ведёт в Тюменском кардиоцентре хоть процессуальные, но очень сомнительные действия: сначала в рамках одного уголовного дела, позже – второго. При этом действия в отношении сотрудников центра не поддаются никакой логике. После внеплановой проверки нашего центра прокуратурой Тюмени мы получили сначала справку о том, что «нарушений не выявлено», а в августе стало известно, что Следственное управление полиции по городу Тюмени возбуждает уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ – «растрата денежных средств в размере 227 640 рублей, принадлежащих Тюменскому кардиоцентру, не относящихся к бюджетным средствам». Никаких доказательств «растраты» при этом так и не предъявлено.
4 февраля 2016 года возбуждено второе уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ, на этот раз – «в отношении неустановленных сотрудников кардиоцентра, допустивших растрату на сумму более 250 тысяч рублей». Снова допросы, обыски, выемки документов. Дальнейшие следственные действия носили хаотичный характер, нередко свидетели не понимали и не знали, по какому именно делу их вызывают на допрос. И снова – никаких убедительных доказательств!
Сейчас под стражей находится руководитель отдела международных связей Елена Логунова. Её арестовали на основании протоколов, которые грубо сфальсифицированы. Об этом поданы заявления в Следственный комитет РФ по Ленинскому району г. Тюмени, на имя его начальника Д.Д. Сулейманова. Ответа пока нет. Наша прокуратура тоже молчит. О происходящем пишут и местные, и федеральные СМИ, но…
Обращаюсь к Вам, уважаемый Александр Иванович, с просьбой взять под личный контроль расследование дела о так называемых «хищениях» в Тюменском кардиоцентре, дать соответствующую правовую оценку незаконным действиям местных следователей в отношении сотрудников Тюменского кардиоцентра.
Прошу Вас изъять дело из производства следственной части СУ УМВД России по городу Тюмени и передать его в Следственный комитет РФ. Мы просто устали и больше никому не верим.
С уважением, д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, В.А. КУЗНЕЦОВ