Аргументы Недели → Общество № 14(505) от 14.04.16

Соседи для подражания

, 08:52

Финляндия целое десятилетие была самой посещаемой россиянами страной мира, хотя в ней нет ни тропиков, ни тёплого моря, ни Альп. Русские туристы оставляли там 8 млрд евро ежегодно, преимущественно в финских магазинах. Приграничные территории Финляндии «подсели» на россиян, как сама Россия – на нефть с газом. И нынешний русский кризис отдаётся в Стране озёр не менее чувствительно. Тем не менее ни в одном соседнем государстве, включая пространство СНГ, к нам не относятся с такой симпатией. И дело не только в деньгах.

Новые русские 

Дешёвый рубль, конечно, натворил дел. По данным Росстата, в 2014 г. россияне выезжали в Суоми 4,283 млн раз, а в 2015 г. – немногим более 3 миллионов. Падение всего за год составило чудовищные 20%. А Финляндия оказалась позади Абхазии, Турции и Казахстана среди стран, которые россияне посещали чаще всего. Более того, изменилась цель приезда русских в Финляндию: раньше отправлялись за покупками, сегодня едут продавать своё, в том числе из-под полы.

Многие заправки вблизи границы превратились в барахолки. Самый ходовой товар – сигареты: в магазине пачка стоит 6 евро, у русских коробейников – 1,5–2 евро. Ещё в тренде пиво, особенно крепкие сорта. По слухам, приторговывают и лекарствами непонятного происхождения, а также сливают из баков недорогой российский бензин.

Ещё недавно большинство финнов кривили губу от такого ненавязчивого сервиса, но сегодня на юго-востоке Финляндии подскочила безработица – из-за сокращения русского турпотока. И уже 90% курильщиков дымят русским табаком, а барахолки растут как грибы. По закону тот же владелец заправки не имеет права кого-то выгонять, если люди ничего не громят и не воруют, он может только проинформировать власти. Иногда приезжает полиция, коробейники сворачиваются, чтобы через час развернуться на стоянке у соседнего супермаркета.

Разумеется, финские законы ограничивают объёмы ввоза в страну алкоголя и табака. Ввести можно блок сигарет, литр водки, упаковку пива. Ещё три года назад были популярны объявления вроде «Бесплатные поездки в Финляндию за кг» для жителей Питера, Выборга или Петрозаводска. Текст не оставляет сомнений: обратно вы потащите на себе не менее 15 кг чужих товаров, туда – блок сигарет и бутылку водки. Ну сами сможете прибарахлиться. Сегодня поток туристов стал куда скромнее и в моду вошли «кило-бабушки» – пенсионерки, готовые скакать через границу за 300–500 рублей.

С советских времён у финнов добротные традиции фарцовки. А покупатели «Беломора» и 10-оборотных пивных «ершей», наверное, больше всех в Старом Свете любят поругать власти Евросоюза за санкции в отношении России. Ведь у них всё так хорошо складывалось.

Лапа друга

Есть интересная теория, что стать развитой индустриальной страной Финляндию подтолкнули две советско-финские войны, территориальные потери и необходимость выплачивать Союзу репарации. В целом финны неплохо справились с идеологическим давлением соседа: памятник Ленину в Турку стоит, а в Хельсинки Ильича так и не поставили. При Брежневе Финляндия была самым доступным нам Западом, поставлявшим не только ледоколы и станки, но и качественный ширпотреб. Во время энергетического кризиса семидесятых, когда цена на нефть возросла в несколько раз, Москва повела себя по отношению к финнам по-добрососедски, разрешив расплачиваться товарами. После распада Союза экспорт в Россию почти иссяк на несколько лет, за которые каждый четвёртый финн успел побывать безработным. Именно в эти годы Финляндия совершила свой технологический рывок, символом которого стал феномен Nokia. Но потом в Суоми потёк заматеревший российский капитал, от которого трудно было отказаться.

Финны давно просекли: на российский рынок авиаперевозок крупных лоукостеров не пустят. И теперь русские в сезон составляют львиную долю потока в аэропортах Хельсинки и Тампере, а в 70‑тысячной приграничной Лаппеэнранте именно под них в 2005 г. возник аэровокзал, отправлявший рейсы в полсотни европейских городов.

Кстати, Лаппеэнранта (у русских именуемая Лапой) и соседняя Иматра больше других раздобрели на русском турпотоке. Возникли современные супермаркеты, гостиницы, спа-курорты, казино. Финские чиновники радостно рассказывали, что в Лапе, например, 4 тысячи русских ежедневно спускают по 280 евро. А есть ведь ещё и «особые дни»: новогодние и майские праздники, распродажи. Летом в Лапе снимали дома 6–8 тыс. российских дачников.

И вдруг водопад иссяк. Вместо щедрого среднего класса границу пересекают угрюмые «кило-бабушки», а построенные под русских коттеджи, хоть и демпингуют, всё равно зарастают паутиной. Показательно другое: в финском обществе и не думают во всём винить русских.

После драки

Когда в 1991 г. распался Союз, и мы перестали кормить сателлитов, на Кубе наших специалистов выбрасывали из домов, а «брат Фидель» заговорил о каких-то диких миллиардах, которые ему должна Россия. Конечно, эти ситуации не зеркальны, но ещё несколько лет назад в ряде коммун Финляндии собрали тысячи подписей под требованием ограничить продажу недвижимости россиянам. Якобы они взвинтили цены в 2–3 раза, и жильё в пограничье становится недоступным простым финнам. Говорили, будто русским принадлежит каждый пятый дом в Южной Карелии, хотя на деле масштабы «нашествия» оказались в десять раз меньше.

Сегодня власти г. Котка направили предложение в Госсовет Финляндии о возможности введения безвизового 72-часового пребывания граждан РФ на территории Финляндии. Котка – город на морском побережье в 40 км от российской границы, вложивший серьёзные деньги в пассажирский порт, способный принимать паромы из Петербурга. Кстати, Питер с 2009 г. принимает иностранных граждан с паромов на 72 часа без визы.

Русская диаспора в Финляндии насчитывает 70 тыс. человек. Недавно русскоязычная новостная служба YLE открыла дискуссию на тему проявлений ненависти и агрессии, с которыми наши сталкиваются в Финляндии. Ранее о наличии проблемы заговорил даже финский Минюст, опубликовавший отчёт о том, с какими оскорблениями сталкиваются представители различных меньшинств. Но оказалось, что большинство русских либо вовсе ничего подобного на себе не испытывали, либо отмечают отдельные проявления от маргиналов и алкоголиков. Другое дело, когда речь идёт о самих вчерашних россиянах. «Чаще русский русского оскорбляет», – отмечают многие участники опроса.

Наоборот, русские и финны часто созвучны в антимигрантской риторике. А возникшее как реакция на последние волны беженцев радикальное движение «Солдаты Одина», похоже, не рассматривает русских как проблему. А ещё пять лет назад по спискам партии «Настоящие финны» избирались кандидаты русского происхождения. Тут всё просто: милы соседи, которые работают, заводят инвестиции и адаптируются к местному образу жизни. А мигранты из Азии и Африки обычно другие. «У нас с мужем был хороший бизнес в Хельсинки. Знаете, в один день я проснулась и поняла, что живу в Могадишо, и отсюда надо бежать», – говорит сегодня русская сторонница «Солдат Одина».

В районе финской деревни Суомуссалми есть музей, встречающий надписью на русском: «Добро пожаловать». Музей посвящён одной из самых кровавых страниц «зимней войны»: окружению и разгрому 163-й и 44-й дивизий Красной армии в декабре 1939 года. Здесь погибло около 900 финнов и более 20 тысяч красноармейцев, которые были не подготовлены к ведению войны на морозе и брошены своими командирами. В память о погибших местные жители установили на местах братских могил около 17 тысяч огромных камней, но о появлении памятника советским солдатам десятилетиями не хотели даже слышать.Тем не менее в 2003 г., когда по всей Европе начались проблемы с «бронзовыми солдатами», скульптору Олегу Комову разрешили установить здесь композицию «Сынам Отечества – скорбящая Россия».

– К нам приходят и русские посетители, и финские, и при взгляде друг на друга у всех отпадает желание хвалиться сопричастностью к одной из воюющих сторон, – говорит директор музея в Суомуссалми Марко Сеппеля. – Война принесла горе тысячам семей по обе стороны границы. Мне кажется, наши посетители понимают это в первую очередь.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram