Аргументы Недели → Общество № 8(499) от 3.03.16

Российским врачам нужна скорая помощь!

, 09:04 ,

Недавно у одного нашего известного кардиолога д.м.н., профессора эвакуатор умыкнул машину. Всю ночь именитый учёный в одном костюме (верхняя одежда осталась в салоне авто) на сомнительных частниках-«доброхотах» метался по глухим автоотстойникам в поисках своего четырёхколёсного чада. Нашёл под утро в каких-то трущобах на окраине города.

Этот (увы, рядовой для сегодняшней Москвы) случай стал поводом для беседы с академиком РАН, профессором, д.м.н., заместителем директора по науке знаменитого кардиоцентра им. А.Н. Бакулева Юрием БУЗИАШВИЛИ о месте врача в современном обществе и отношении этого общества к самому врачу. А именно.

- Юрий Иосифович, начну с, казалось бы, простого вопроса: можно ли провести аналогию между нынешним социальным положением врача в России и его коллеги на Западе? В плане уважения, решения бытовых проблем, зарплат, в конце концов.

– Аналогию провести можно, но тема эта действительно «проста» лишь на первый взгляд. Она скорее не столько профессиональна, сколько моральна.

Врачам дано знать и уметь то, что не дано другим: лечить и исцелять, будь то на Западе или в России. Уровень сострадания невозможно измерить каким-либо единым стандартом просто потому, что такового в природе не существует. Каждый пациент для врача индивидуален и каждый получает и помощь, и сострадание по максимуму. «Не навреди!» – это правило одинаково и безусловно для любого медика, как зарубежного, так и нашего.

Недавно на Украине не пропускали трейлеры с российскими номерами. А ведь многие из них наверняка везли и необходимое медоборудование, и лекарства для страждущих. Это уже не политика, а какое-то средневековое мракобесие.

Но при этом, вы, например, никогда не услышите или не увидите сюжета о том, что врач любой цивилизованной страны отказался делать кому-то операцию из-за национальной принадлежности пациента! Подобное для любого медика – немедленное профессиональное и человеческое забвение коллег! Если хотите, это крах всех жизненных устремлений. Конец…

– Такое профессиональное самоутверждение, согласитесь, не могло бы быть постоянным без внимания и поддержки со стороны властей. Хотя бы по соизмеримости зарплат медиков «там» и «здесь»…

– Я могу привести сотни примеров того, как врачи со степенью доктора наук получают зарплату 25–27 тысяч рублей здесь, в Москве! Наверное, не от хорошей жизни, отдежурив смену на своей постоянной работе, эти люди идут читать лекции в институтах, вести приём в частных клиниках и т.д. Это пример того, как властям нельзя относиться к людям в белых халатах. Любое призвание должно достойно оплачиваться! Тем более в медицине. Ведь не жалеет же, например, государство миллионов долларов и евро на зарплаты нашим футболистам, которые, похоже, уже даже перестали понимать, что это за кожаный шарик катается перед ними по полю и зачем?

– Вы хотите сказать, что социальное неравенство есть в любом обществе? Но мой вопрос был более конкретен: почему оно существует в нашем медицинском сообществе?

– Общего знаменателя в этом вопросе не будет никогда, как бы того ни хотело человечество. И на Западе социальное расслоение очень велико.

Я считаю, что в сегодняшней России труд наших врачей явно недооценивается. Ведь человек в белом халате – врач только для пациента. В повседневной жизни он обычный гражданин. Муж. Отец. Кормилец. И чем чаще он будет думать о том, где взять денег для семьи, тем он реже будет вспоминать о своей профессиональной значимости. В медицине это недопустимо. О социальных проблемах должна думать власть. На Западе этот процесс давно отлажен. В России он находится в состоянии постоянного старта.

– Как вы думаете, почему?

–Я не могу этого понять. На Западе медицине власть уделяет огромное внимание и не жалеет никаких денег на здравоохранение, потому что там давно поняли: здоровая нация – это успешное государство!

Например, в США одним из столпов новаторства в медицине является Национальный институт здоровья. Это огромное многопрофильное научное образование, целое сообщество умов, куда приглашают работать лишь самых именитых учёных различного профиля: медиков, химиков, биологов и т.д. Они занимаются научными исследованиями на самом высшем уровне.

Так вот, бюджет этого института неограниченный! То есть государство будет выделять учёным деньги на их научные разработки столько, сколько они, учёные, потребуют. Это сотни миллиардов долларов! Вообще на своё здравоохранение США, единственная страна в мире, тратят триллионы! Потому что власти уверены: ни один цент из этих денег не будет потрачен на покупку яхт или дорогих лимузинов. Таковы там ментальность и уважение к законам и профессии.

Наверное, американским врачам для этих покупок достаточно и собственных зарплат?

– Возможно. Медики в США – одни из самых богатых в мире. Например, зарплата высококвалифицированного кардиолога в крупном медицинском американском центре может составлять от миллиона долларов в год и выше! У кардиохирургов – кратно больше.

При этом любой банк без всяких поручителей и справок таинственного НДФЛ тут же предоставит своему клиенту-врачу тот кредит, который он попросит. Причём под… 0,5% годовых! Почувствуйте разницу!

И таких примеров можно привести немало …

Ну так приведите! Может, нашим чиновникам как раз не хватает образности?

– Мой учитель, гениальный кардиохирург, академик Владимир Иванович Бураковский был в служебной командировке в США. Его принимал светило американской и мировой кардиологии доктор Дебейки. Зная, что Бураковский заядлый охотник, Дебейки пригласил его остаться на пару дней поохотиться. Владимир Иванович поблагодарил коллегу, но сказал, что у него уже заканчивается виза и, к сожалению, времени на охоту не останется.

Тогда Дебейки прямо из машины позвонил в Госдеп, представился и попросил найти возможность продлить визу своему советскому коллеге. Ему ответил, видимо, какой-то бюрократ, которых в США не меньше, чем в России, и, очевидно, под каким-то предлогом постарался отказать в просьбе.

Дебейки выслушал собеседника и задал ему один лишь вопрос: «Вам будет достаточно, если я сейчас позвоню президенту?» Стоит ли подробно говорить о том, что Владимиру Ивановичу Бураковскому немедленно продлили визу!

Я рассказал сейчас и всегда рассказываю об этом случае не для того, чтобы кто-то позлорадствовал: дескать, и в Америке всё по блату и телефонному праву!

Как раз наоборот: самое сильное телефонное право именно в России, увы. В данном случае сработали лишь авторитет и имя самого Дебейки, которому, конечно, не отказал бы в просьбе и сам президент Америки! Чем не пример взаимного уважения власти и врача?

– Более чем убедительно. Насколько я знаю, в США у медиков и на номерах их личных автомобилей присутствует специальная маркировка – «МД». Это значит, что машина принадлежит врачу. Какие преференции это даёт самому водителю?

– На мой взгляд, существенные. Американский врач имеет право парковать свою машину в любом месте, под любым запрещающим знаком.

Его никто за это не оштрафует, а машину не эвакуируют, т.к. все службы – от полиции до дорожников – знают: эта машина врача, и если он здесь её оставил, то лишь по профессиональной необходимости! Врач не должен нервничать, это может помешать его профессиональной деятельности!

У американцев даже в анекдотах профессия врача всегда в позитиве…

– Расскажите!

– Пожалуйста! Американка становится президентом США. На инаугурации журналист спрашивает её мать: «Мэм, вы наверняка гордитесь своей дочерью?» «Конечно!» – отвечает та. «А какое обстоятельство в жизни вашей дочери вызывает у вас наибольшую гордость?» – не унимается журналист. «То, что её родной брат – врач!» – гордо ответила мать.

– Забавно! Но это уже не анекдот, а одна из составляющих государственной политики! А что, на ваш взгляд, мешает, например, и на автомобильных номерах российских медиков сделать соответствующую маркировку?

– Здесь я вижу несколько очевидных чисто российских препятствий. Первое – придётся менять наши законодательные акты. Например, Административный кодекс, Правила дорожного движения и т.д. А этот процесс в России громоздкий и маловероятный…

Второе – если такое решение и будет принято, в России на всех затонированных джипах и лимузинах тут же появятся новые медицинские номера. Все тут же станут врачами! Как это делается, думаю, объяснять не надо. А вообще,мне кажется, что наши власти об этом просто не думают. Своих забот хватает, глобальных. О каких маркировках на автомобилях может идти речь, когда у нас, врачей, в Москве ещё во времена перестройки  отняли почему-то «клуб по интересам» – Центральный дом медицинских работников. Не вернули до сих пор. Когда в обществе даже сегодня, в XXI веке, к инвалидам в колясках отношение как к людям «низшего сорта»? Хотя идея интересная. Я бы её поддержал.

Так поддержите! А ещё лучше, если именитые академики её сами и инициируют! А то в последнее время в ряде СМИ и на некоторых сайтах, например, стали появляться какие-то анонимные и маловразумительные статьи с критикой, например, вашего Бакулевского центра и его директора академика Лео Бокерии… Кстати, что, на ваш взгляд, может стоять за этими публикациями?

– Людям, родившимся и выросшим либо в Советском Союзе, либо уже в нынешней России, допустимо всяко обсуждать и критиковать «на кухнях» своё правительство за какие-то непопулярные меры и решения.

Но, если это прилюдно позволит себе какой-нибудь уроженец Бирмингема или Гамбурга, любой россиянин его обязательно осадит по простому российскому правилу: «Это не вашего ума дело, уважаемый, сами разберёмся!»

Та же ситуация и с недавним потоком грязи, который внезапно и анонимно кто-то обрушил на наш центр и академика Бокерию. Это просто оскорбительно для нас всех! Лео Антонович – талантливый и признанный в мире кардиохирург, спасший не одну человеческую жизнь. Возможно, это обстоятельство кому-то менее удачливому, ущербному в морали и профессии не даёт покоя. Отсюда и бездоказательная грязь, которой походя постарались испачкать и всех сотрудников Бакулевского центра.

Уверен, на профессионализме специалистов НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева это никак не отразится. Не болейте!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram