Неврологические заболевания являются одним из главных бедствий современности наряду с кардиологическими и онкологическими. Чтобы поговорить об этом, корреспондент «АН» отправился к врачу-неврологу высшей категории, доктору медицинских наук, создателю и руководителю Центра неврологии Виктору Александровичу ШАХНОВИЧУ.
Пропустить боль через сердце
Доктор Шахнович – потомственный невролог. Можно даже сказать больше – представитель целой династии. Его прадед был врачом. Дед в 1920 году окончил медицинский факультет МГУ. Работал с выдающимся учёным – невропатологом Даркшевичем, а затем и сам стал профессором, книги которого известны до сих пор. Отец – Александр Романович Шахнович – начинал работать в Сибири в санавиации, и вот уже 57 лет – сотрудник НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. Он тоже профессор, вырастил много учеников и сейчас в свои 85 лет активно практикует. Так что стать неврологом Виктору Александровичу было предназначено судьбой, а мечтал он об этом с детства и работает в этой области уже 30 лет. Сейчас его сын закончил мединститут, поступил в ординатуру по неврологии, скоро станет полноценным врачом уже в пятом поколении.
Сам Виктор Александрович – ведущий научный сотрудник группы клинической патологии мозгового кровообращения НИИ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко. Но много лет назад он понял, что нашей медицине остро не хватает развития двух направлений – профилактики болезней и динамического ведения больного. Люди перестали доверять медицине.
– Не спорю, – замечает Шахнович, – многие шли в медицину из-за престижности и хорошо оплачиваемой работы. Новоиспечённые врачи не осознавали, что человек доверяет им самое дорогое в жизни – своё здоровье, и надеется на помощь. Они не понимали, что к ним идут не покупатели, а больные. От слова «боль». И если эта боль не проходит через сердце доктора, то какой из него врач?
Но чёрствость случайных людей в медицине – это всего лишь один аспект, и не самый важный. Важнее то, что сам принцип нашей медицины не предусматривал динамического ведения больного. Динамическое – это от начала до конца. По принципу «жалоба – беседа с пациентом, сбор анамнеза – мнение врача – обследование, подтверждающее мнение врача, после этого лечение и объективный контроль за его ходом, а впоследствии консультирование вылеченного больного». И за всем этим процессом должен стоять один врач, который будет нести полную ответственность за лечение и последующее восстановление пациента. Так пришла идея создать свой центр, где этот принцип динамического наблюдения можно будет претворить в жизнь, где за каждого больного будет отвечать один доктор, опираться на мнения коллег разных специальностей, но отвечать лично.
– Возрождение качественной медицины – это в первую очередь возрождение традиций старших поколений, – говорит Виктор Александрович. Большинство моих коллег пошли по стопам родителей и стали врачами. Нас с детства приучали иначе относиться к пациенту – слышать и понимать больного, осознавать, что заболевание у каждого человека сугубо индивидуальное и зависит от особенностей его организма. Мы не боимся трудных случаев, ведь всегда можем обратиться за помощью к самым главным учителям в жизни – нашим родителям.
Индивидуальный подход
– Минус современной медицины – это врачи, скованные временными рамками, – уверен доктор Шахнович. – Пятнадцать минут на больного пациента – это недостаточно. Беглый осмотр и направление к врачу-специалисту, к которому ещё нужно попасть. Больница не должна превращаться в конвейер, ведь люди – это не товар, и болезни у всех разные. А что такое человек в прединсультном состоянии? Это чаще всего люди пожилые, наши мамы и папы. А ведь на сегодняшний день сердечно-сосудистые заболевания на первом месте по количеству смертельных исходов, выше онкологии. Пациентам нужна не просто помощь, а уверенность в том, что их действительно смогут вылечить. Но больным сейчас проще сходить в аптеку и самим купить те же «таблетки от давления». Раньше в аптеках был провизор, а теперь это превратилось в сферу торговли. Но болезнь-то никуда не уходит – она лишь «приглушается» на некоторое время. И все ли больные знают, что у дорогущих таблеток есть доступные аналоги? – Фармацевты часто умалчивают об этом. Больной принял таблетку, она ему не помогла – и не могла помочь, потому что лекарство должно устранять причину, а её никто не выяснил.
Доктор в малых клиниках уникален тем, что самостоятельно располагает временем. Всё зависит от сложности заболевания и тяжести состояния пациента. Основной принцип качественной работы – это индивидуальный подход: врач детально беседует с пациентом в спокойной обстановке, выясняет все нюансы и назначает необходимые обследования. Мы должны понять причину недомогания, а не заглушать это «быстродействующими» таблетками. Здоровье не терпит наплевательского отношения.
– Ко мне после косметологической клиники пришла пациентка. У неё нашли изменения в биохимическом составе крови и, не поняв, почему они произошли, назначили лечение. Отправили к гематологу. Причём задорого. А она зашла ко мне, и я просто-напросто её внимательно выслушал. Оказалось, перед этим в другой клинике ей назначили биодобавки с витаминами, а в этой заметили подскок уровня этих витаминов. Я просто сопоставил два этих фактора. Всё лечение – отказаться от этих биодобавок. Я не знаю, целенаправленно её пытались раскрутить на дорогостоящее лечение или просто не проявили достаточного внимания к пациентке. Но такое встречается сплошь и рядом.
Есть ещё одна огромная проблема – безразличное отношение наших людей к собственному здоровью. Шахнович считает, что у ипохондриков заведомо более высокие шансы остаться здоровым, чем у трудоголиков. Ведь как порой бывает? Ну, подумаешь, болит затылок. Подумаешь, онемела рука. Подумаешь, язык немеет – не буду я давление мерить. Приму какую-то таблетку – и дальше работать. А потом бабах – инсульт. Ну надо же, какая неожиданность, а ведь был совершенно здоров!
И эта проблема не вчера появилась. Евгений Иванович Чазов, когда был министром здравоохранения в 1980-е, создал межрайонные диагностические центры. Их оснастили всем необходимым. Его принцип – надо заниматься не лечением, а профилактикой. В Древнем Китае семейному врачу платили деньги, пока человек здоров, как только он заболел – врач его лечил бесплатно, сам виноват, что допустил болезнь. Это правильный принцип. Но и в 1980-е лёд так и не тронулся. Понимания, что надо заботиться о себе, так в людях и не появилось. Всё равно не идут к врачам, пока «скорая» не понадобится. Раньше хотя бы раз в год всех загоняли на флюорографию и диспансеризацию, сейчас и этого нет. Люди предоставлены сами себе. Беда, что мы подчас получаем пациентов в уже запущенной стадии болезни, которые потеряли доверие к врачам. Помочь им и в этой ситуации мы можем, но с большими затратами времени и сил.
Реклама не нужна
Чтобы хоть как-то исправить проблему отсутствия доверия и дать понять пациентам, что доктор несёт ответственность за своих больных, 17 лет назад Виктор Александрович стал консультировать самостоятельно. Когда появилась необходимость во врачах других специальностей, постепенно стал разрастаться и развиваться Центр доктора Шахновича. Скажете – немного нескромно? Как раз наоборот. Отвечать за результат своим именем, своей репутацией – это кредо Виктора Александровича. Шахнович с самого начала отказался от любой рекламы и пиара своего центра. Пациенты появляются методом «больной от вылеченного». Классическое сарафанное радио. В опроснике, который заполняет пациент, есть пункт: «кем направлен». В 90% случаев там написано: «от знакомого».
– Мы уже несколько раз меняли адрес, переезжали. Я постоянно переживаю за своих пациентов, которым из-за частых переездов приходится привыкать к новому маршруту, снова и снова искать оптимальные пути проезда до нашего центра, – доктор улыбается, – все мы знаем о проблеме московских пробок. Сегодня в нашей базе девять тысяч пациентов. Для такой маленькой клиники это очень много, и поток растёт.
Не бросающееся в глаза двухэтажное здание находится недалеко от Таганской площади. Сюда клиника переехала всего несколько месяцев назад, на нём даже вывески нет. Неизменными остаются только сайт центра, его телефон и телефон самого доктора.
– Да, это мой личный телефон, – подтверждает Шахнович. – Понимаете, моё имя не просто так вынесено в название центра. Это не от тщеславия. Кроме медперсонала и административной группы, которая выполняет огромную работу, в центре ещё 16 докторов, как постоянных, так и консультирующих у нас. За каждого я отвечаю, как за самого себя, это практически семья. Но, по сути, это клиника одного врача. Моя. Мой кабинет – это точка входа и выхода. Я принимаю пациента и по итогам обследования отправляю к одному из наших специалистов. В конце он снова приходит ко мне уже с этим доктором. И мы принимаем окончательное решение о дальнейших действиях. Я отвечаю за всё своим именем.
– Вы открыли центр, чтобы исправить перекосы в медицинском подходе. Удалось? В чём принципиальное отличие?
Шахнович отвечает, не задумываясь.
– Отношение к больному. Это – краеугольный камень. Именно от него всё идёт. Больной приходит в поликлинику, его начинают гонять по врачам, заставляют сдавать анализы, часто в разных местах. Но он больной, и врач должен лечить, а не способствовать ухудшению состояния! У нас всё сгенерировано в одном месте. Пациент приходит и за 3–4 часа получает полное обследование. Для выяснения причин недомогания привлекаются все необходимые специалисты. А если у нас такого нет – мы пригласим со стороны. Не больного к нему отправим, а доктор приедет к больному. Мы работаем на аутсорсинге с разными специалистами. Например, у нас нет аппарата КТ-МРТ. Он очень дорогой, да и места нет. А зачем его покупать, если совсем рядом есть наш партнёр, у которого есть такое оборудование? При этом мы через специальную систему телемедицинских консультаций с ним работаем напрямую. Я фактически нахожусь там, оставаясь в своём кабинете, и обследование не прекращается, пока я не скажу: «Всё, я увидел то, что нужно». Ни много ни мало, но и зарубежные специалисты сами едут к нам при необходимости. Мы можем обсуждать трудного больного через скайп в реальном времени, обмениваться необходимыми анализами и снимками. Это наши друзья и коллеги, мы помогаем друг другу. Лечение сложнейших патологий стало доступным у нас, а не как раньше – люди были вынуждены за качественной медициной ехать за границу.
Что удивительно, в таком небольшом центре есть даже маленький стационар, где больной при необходимости может лечиться круглосуточно. Хотя нашим приоритетом является дневной стационар, где пациенты получают всю необходимую помощь, включая адаптацию без отрыва от работы в удобное время, даже в выходные.
– У нас принцип короткого пребывания. Ведь все мы с вами живём в насыщенном ритме жизни, и выбиваться из колеи надолго не очень-то и хочется. У нас срок пребывания 5–7 дней, не больше. Чтобы пациент твёрдо усвоил, как ему принимать лекарства, как заниматься лечебной физкультурой... И доказать пациенту, что это его дом, что он может сюда круглосуточно позвонить, и если не смогут помочь дежурные врачи, то он переключится на меня, может задать свой вопрос, получить консультацию и, если что-то не ясно – всегда сюда прийти. Главное – дать социальную адаптацию. Научить жить полноценной жизнью, несмотря на болезнь. На входе вы видели крутую лестницу. Когда мы осматривали это здание, коллеги говорили – тут нет лифта, это плохо. А наш методист лечебной физкультуры ответил – отлично! Это социальная адаптация, человек живёт в мире лестниц, пусть учится по ним ходить. И одна из пациенток, выписываясь, так и сказала: «Я научилась ходить по лестнице и теперь не буду бояться выходить на улицу».
Центр специализируется на двух неврологических проблемах. Это заболевания сосудов и боли в спине. Но это не значит, что ими дело ограничивается. При нейроинфекциях здесь тоже помогают. Центр тесно работает с несколькими клиниками, где используются новаторские методы лечения этих заболеваний.
– То есть, если больной немного не вашего профиля, вы всегда найдёте куда его направить?
– Нет! Мы не будем его направлять. Мы сюда пригласим нужного ему специалиста, и уже здесь, коллегиально, будем его исследовать и лечить. Неврология стоит на трёх китах. Сосуды, опухоли и воспалительные заболевания. Напрямую мы занимаемся сосудами и дегенеративными заболеваниями. Опухолями мы не занимаемся, но диагностировать их умеем. И поскольку я сотрудник института нейрохирургии, то мы таких пациентов передаём для лечения именно туда, где их качественно лечат. – Шахнович улыбается. – Потому что, когда больной выздоровеет, он будет уверен в докторе и посоветует его тем людям, которые нуждаются в помощи. И нам по-прежнему не нужна будет реклама.