Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 35(476) от 17.09.15

«Артек» в бульоне истории

Легендарный лагерь отметил 90-летие

, 08:54 , Обозреватель отдела Общество

Шутят: «Время – лучший врач. Но этот врач – не косметолог».

«Артек» время не щадило последнюю четверть века, но внезапно обернулось для него и косметологом, и реаниматологом.

Феникс из пепла

Мечта советских детей – «Артек» в 1991‑м оказался на грани выживания. Команде под руководством тогдашнего директора Михаила Сидоренко удалось сохранить лагерь в границах советского времени – ни одна пядь земли не была потеряна (интересно, удалось бы отстоять «Артек» от приватизации, окажись он в ельцинской России?). В 1996-м правительство Украины поддержало программу развития лагеря, и следующие пять лет он прожил в спокойном режиме.

Нулевые годы ознаменовались чехардой директоров: они менялись каждые полгода-год. Это объяснялось нестабильностью правящего класса Украины (должность директора «Артека» была политической). Чехарда потряхивала лагерь и не привела ни к чему хорошему – снова пришло время бить тревогу.

«В 2009-м Украина приняла закон об «Артеке» и одесском детском лагере «Молодая гвардия», направленный на их спасение. В 2010-м впервые за много лет «Артек» провёл все смены, был полон детьми весь год. Но затем снова последовал спад, апогеем которого стала сложнейшая зима 2013–2014 годов», – рассказывает зам-гендиректора Александр Косых, ветеран «Артека», начавший карьеру с должности вожатого в 1989-м. И в шутку добавляет: «Зато можно гордиться, что мы единственные два лагеря в мире, по поводу которых был принят специальный государственный закон».

Кто-кто, а «Артек» от вхождения в Россию выиграл колоссально. Как в СССР он был визитной карточкой пионерской организации, так и для РФ стал имиджевым проектом. «Послеукраинский» гендиректор Алексей Каспржак (в прошлом – замгубернатора Тверской области и проректор ВШЭ) говорит, что скорость строительства в лагере превышает темпы подготовки к сочинской Олимпиаде.

Александр Косых добавляет: «Время в «Артеке» идёт один к четырём. С ноября 2014 по май 2015 года выполнен объём работы, который в обычной жизни занял бы четыре года. Одновременно ремонтировались почти 50 тысяч кв. метров разных сооружений, зачастую требовавших индивидуального подхода. Круглосуточно трудились 2 тысячи рабочих. Все сотрудники «Артека», оставшиеся без дела из-за ремонта (педагоги, администраторы, повара), образовали парковые бригады и очистили территорию. «Артек» выглядит как парк благодаря их усилиям – до этого он представлял собой заросли. Кроме того, лагерь получил огромную помощь благотворителей и волонтёров».

В случае с «Артеком» и правда лучше один раз увидеть. Вместо состарившихся советских фасадов – самые современные, местами почти футуристические, как на дорогих курортах или в престижных малоэтажных жилкомплексах. И в отличие от украинских времён все детские корпуса соответствуют назначению, а не сдаются в аренду неким «випам».

«В текущем году правительство РФ выделило нам 2 миллиарда рублей, и это не предел. Вопрос не в том, могут ли нам выделить те или иные средства, а в том, каковы наши возможности», – уточняет Косых.

Преемственность

Избавив «Артек» от «совкового» внешнего вида, Россия столкнулась с украинскими обвинениями в том, что принесла в лагерь «совок». На стенах помещений после «буржуйского» евроремонта появились «совковые» фотографии: барабаны, горны, галстуки, счастливые лица пионеров. При украинской власти этот период истории лагеря старательно забывали. Впрочем, оголтелой борьбы с «совком» не было: сохранился памятник Крупской, актуальность которого и в самом деле неочевидна (революционерка всего лишь посетила будущую территорию «Артека»). Иной из нынешних детей и не свяжет Крупскую с супругом Лениным.

Рассказывают, что каждый раз, когда в лагерь наведывалась жена «оранжевого» украинского президента В. Ющенко,статую Крупской загораживали каким-нибудь стендом. Видимо, опасались, что жена одного вождя не потерпит встречи с женой другого.

«Теперь общий настрой таков: нужна историческая преемственность, идёт ли речь о советском периоде или же о царском периоде. Никакого противопоставления эпох», – отмечает Косых.

И правда. В артековском музее, расположенном во дворце Суук-Су (в переводе с крымско-татарского – «холодная вода», так назывался курорт Ольги Соловьёвой начала XX века на месте будущего лагеря), экскурсии проводятся без рассуждений о «богатых бездельниках», при царе отдыхавших здесь «за счёт трудового народа». А главными героями «Артека» были и остаются неполитические и объединяющие Россию имена. Это Пушкин, живший здесь в южной ссылке и написавший стихи об этих местах; и Гагарин – он многократно гостил в «Артеке» уже после полёта в космос.

Яркое мероприятие в духе исторической преемственности – реконструкция первых дней лагеря. Её провели в июне – к 90-летию «Артека». Здесь-то и пригодилась пионерская атрибутика, особенно красные галстуки. Ребята прожили два дня так, как первые артековцы, – в палатках. Большинство восхитилось.

«После распада СССР красные галстуки сменились голубыми, затем каждый артековский лагерь ввёл свой цвет галстука, а сейчас он не является частью формы, хотя и не возбраняется. Мы не видим причин для возвращения пионерской символики. Горн будет тянуть ребят в прошлое, отвлекая от современности с её прогрессом, – рассуждает Косых. – Хорошо помню десятый слёт пионерской организации, прошедший в «Артеке» в 90-м году. Чувствуя веяние времени, в шутку скандировали: «Десятый слёт – последний слёт, оле-оле-оле!» Как в воду глядели. Но организационный опыт пионерии не пропал – на нём основан лагерь. Большинство сотрудников, определяющих содержательное наполнение «Артека» (методисты, ведущие кружков, учителя школы), пришли сюда в советское время. Костровая романтика дружбы – тоже на месте. Политическим воспитанием мы не занимаемся, пропаганду российского патриотизма не ведём. Развивая ребят, мы развиваем их лучшие качества, в том числе патриотизм. Да и приезжают к нам самые активные дети – они знают цену себе и своей стране».

«Поднялись или скатились? / Вот, дружище, в этом суть. / Барабан и горн сгодились / для музея Суук-Су», – написал о постсоветском «Артеке» К. Рязанов.

Мир артековца

«Артек» расположен у подножия знаменитой горы Аю-Даг (в переводе с крымско-татарского – «Медведь-гора»). Она и вправду похожа на медведя, пьющего из моря. Поход на гору – инициация. Не был на Аю-Даге – не артековец. Ребята отправляются в дорогу в пять утра, чтобы увидеть с горы рассвет. Эта традиция позволяет мысленно окунуться в совсем уж далёкие глубины истории – в античные времена Крыма-Тавриды (название урочища Артек, по одной из версий, происходит от греческого слова «перепёлка»). Или ещё глубже – в каменный век человечества. Тогда гора была обитаемой.

Вопрос «что понравилось?» для ребят проще, чем вопрос «что не понравилось?». В качестве «недостатков» называют: запрет на прогулки без вожатых, запрет на купание во время малейшего шторма, запрет на употребление вредной пищи (это правило некоторым удаётся втайне нарушать благодаря сердобольным родителям, доставляющим в лагерь «контрабанду» – сладости и газировку). Порой не обходится без выяснения отношений в кругу мальчиков, но взрослых в такие проблемы обычно не посвящают. Главная претензия почти у всех одна и та же: час в день на пляже – мало.

Скучать в «Артеке» некогда. Заскучает читатель, если перечислить все местные секции. Киносъёмка, мореходство, астрономия, туризм, ОБЖ, геология, флористика, всевозможное декоративное искусство и всевозможный спорт.

Артековским педагогам выпало счастье работать с лучшим человеческим материалом. 95% путёвок распределяются между отличившимися детьми со всей России, и только 5% – коммерческие. Стоимость путёвки – 65 тыс. рублей (сумма не меняется последние четыре года, её просто перевели в рубли из гривен). Попасть в «Артек» – это удача, так как платные путёвки разлетаются моментально, и желающим приходится занимать очередь. При украинской власти коммерческих путёвок было больше половины, и приобретали их в основном россияне – либо родители, либо власти РФ в рамках образовательных и социальных программ для российских детей. Количество украинцев и россиян среди артековцев составляло в среднем 40% и 60% соответственно.

«Артек» гордо именуется международным центром. В этом есть натяжка, но не обман. Причём иностранцы не всегда приезжают на коммерческой основе. В последнюю летнюю смену бесплатно отдыхали дети из 20 стран – это участники конкурса чтецов русской прозы «Живая классика» съехались в «Артек» на финал. Гран-при получили ребята из России, Украины, Турции и США (всего в конкурсе участвовали 3 млн школьников из 80 государств). «Мы вне политики, и двери к нам открыты для всего мира», – говорит Косых.

Напоследок задаю шуточный вопрос. Бывших артековцев, как известно, не бывает. Их уже более полутора миллионов. Правда ли, что они, поддерживая друг друга, стремятся взять власть над Россией?

Посмеявшись, Косых отвечает вполне серьёзно: «Артековец сегодня – артековец всегда. Если друга ты встретил в Артеке, это юная дружба навеки. И я не вижу ничего плохого в таком сценарии, при котором страной будут руководить артековцы». Добавим к его словам, что сейчас этот сценарий гораздо реальнее, чем раньше. С появлением социальных сетей в Интернете стало легко поддерживать связь в рамках большого сообщества.

…Прошедшим летом вскрыли «капсулу времени» – в ней хранились письма артековцев 1965-го артековцам 2015-го. Оказывается, в наши дни дети должны летать в космос с артековского космодрома, а Советский Союз – цвести и пахнуть. А главное, во всём мире должен царить мир. Сейчас, когда совсем рядом идёт война, эта пацифистская надежда 50-летней давности вызывает сложные чувства. Но здесь, под ярким крымским небом, в окружении счастливых одарённых ребят по-детски веришь: так будет.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram