Министр спорта Виталий МУТКО приехал на чемпионат мира по водным видам спорта в Казань, где и дал интервью корреспонденту еженедельника «Аргументы недели». Прочитав монолог о борьбе с допингом, министр также рассказал о нюансах назначения Леонида Слуцкого, борьбе с санкциями в баскетболе, и конечно, поделился впечатлениями от результатов пловцов.
Ждите новых проблем
– Виталий Леонтьевич, немцы опять сняли фильм о допинговых пристрастиях российских спортсменов. Как нам реагировать на это творчество? Это ведь бьёт по имиджу страны. Может, устроить дополнительную проверку?
– Проверку, говорите? Только я не знаю, что ещё у нас можно проверять. Мы – огромная спортивная держава. В сборной страны 9 тысяч атлетов. Две трети из них – элита мирового спорта. Они постоянно в сфере контроля. За последние три года из 15 тысяч проб положительными оказались 2%. Если сравнивать с другими странами, процент уличённых спортсменов в тех же Германии, Франции, США такой же. Мы ведём очень жёсткую последовательную борьбу с допингом. Разработали специальные образовательные программы для самих спортсменов и тренеров. Потому что у современного спорта, к сожалению, есть и теневая составляющая. Злоумышленники могут быть везде, и, как показывает практика, не все наши спортсмены включают голову.
Недавно у российских легкоатлетов закончился чемпионат. Впереди мировое первенство. Снова может кто-то попасться. К сожалению, королеву спорта захлестнула борьба за власть. В последнее время там творится настоящий хаос. Нужно, чтобы кто-то взял на себя ответственность, защитил этот вид спорта. В том числе и от постоянных намёков, что в России все сидят на допинге.
– В СМИ прошла информация, что 63 спортсмена под подозрением, из них 30 россиян. Гуляют бесконечные списки подозреваемых…
– Ещё и сами повод подкидываем. Ну как могли уплыть из-под контроля 12 тысяч биологических паспортов крови. Это ведь закрытая информация! Во многих видах паспорта крови спортсменов ведут только в профилактическом плане, не дисквалифицируя. Но лёгкая атлетика ввела правила и меры ответственности. Поэтому все в ожидании новых проблем. Кто наконец возьмётся за управление?! Кто скажет: «Стоп! Давайте жить по правилам».
– И раньше эти правила были...
– Вот именно! По ним жили все страны. Ох, непросто нам будет. При сегодняшнем бардаке к России прицепились конкретно. Но постараемся что-то придумать. Комиссия антидопингового агентства ВАДА обещала мне презентовать доклад по итогам очередных исследований. На основании этого сделаем борьбу с допингом более совершенной. Хотя за 4 года мы и так уже сделали столько, чего за 20 лет не добилась ни одна страна в мире. Создали независимое антидопинговое агентство РУСАДА. Оно работает по своим лекалам. Я тут не управляю. Это структура ВАДА, она и выдаёт лицензию. Лаборатории контролируют каждый шаг. Нужно создать более независимый орган? Давайте ещё создадим!
Мы выполнили абсолютно всё, что нам говорили. Один только взнос в ВАДА нам обходится в 500 тысяч евро! Выделяем сотни миллионов рублей на оборудование. Но опыты, которые на нём проводятся, оборачиваются против нас. Представляете? За наши деньги под нас же и копают! Бесконечно так продолжаться не может. Или давайте прекратим и закроем всё или пусть политики садятся за круглый стол и договариваются. Потому что спорт политизировался до самых верхов мировой элиты. Объединившись, враз затюкают какую-нибудь одну страну. Теперь снова вот к России прицепились. А ведь в упомянутом фильме мелькают знаменитые атлеты и из других стран. Но против них почему-то никто комиссию не создаёт.
Всё это мы уже проходили перед Олимпиадой в Сочи. Комиссия работала у нас полгода, увезла 9 тысяч проб. Но в итоге – всё чисто. Сказал им: «На каждый этап допинг-контроля РУСАДА готов поставить за наши деньги вашего инспектора». Поставили, отработали – снова всё чисто. Мы честны и открыты. Не понимаю, что ещё им от нас надо?
Допинг – это космос
– Тем не менее наши спортсмены продолжают попадаться...
– Тут ведь ещё и устаревшие методы подготовки виноваты. Хотя они и были основаны на самых прорывных достижениях науки. Что такое современный спорт? Это тот же космос, потребовавший от человека превысить возможности организма. И допинг стал неотъемлемой частью этого космоса. Тренировки и восстановление проводили при участии методик, разработанных для наших космонавтов.
Если вам плыть на чемпионате 50 км, дистанцию нужно шлифовать каждый день. Для этого организм надо чем-то подкармливать. Завтра препарат вносится в список запрещённых. Человек в регионе не в курсе, работает дальше и... попадается. Более того, может влипнуть, даже если узнает, потому что не в силах отмотать историю. Представьте, теперь можно вскрыть допинг-пробу от 2005 года. И перепроверяют всё новыми методами. Спортсмен давно закончил выступать, а его шерстят. В чём смысл? Сделай проверку, пока идёт чемпионат. Не нашли ничего, вручили медаль – всё, тема ушла в историю.
Очень непростой вопрос. Полутупиковый. Представляете, пробы с сегодняшнего чемпионата мира в Казани взяли на хранение. И я должен все 10 лет думать, нет ли там чего-то такого нехорошего? Десять лет! Это ненормально! Так ведь можно и весь спорт погубить.
– Допинговые проблемы влияют на отношения между спортсменами?
–В самой спортивной семье всё прекрасно, мы дружим. Проблемы вспыхивают на политическом уровне и бьют рикошетом по всему обществу. Но деваться некуда. Будем работать, контролировать, наказывать, если попались. Везти на турниры открытые честные команды. Готовя сборную по лёгкой атлетике к Пекину, 20 раз её проверили, чтобы стыдно не было.
Слуцкий работает за бонус
– Почему вы назначили главным тренером сборной России по футболу Леонида Слуцкого?
– Потому что Леонид Викторович отвечает всем критериям, которые мы ставим перед тренером сборной. Нам нужно выходить на Евро-2016, остались четыре матча в группе. Мы в трудном положении, должны играть только на выигрыш.
Необходим тренер, погружённый в российский футбол, знающий игроков, умеющий выдать результат в аховой ситуации. Слуцкий – творческий, думающий, тактически грамотный. При общей поддержке он сможет вывести сборную России в финальный турнир Евро-2016.
– Почему так долго не принимали решения по кандидатуре?
– Потому что вели переговоры не только с тренером Слуцким, но и с клубом. Ведь ЦСКА борется за золото РФПЛ, за место в групповом турнире Лиги чемпионов. На днях у армейцев был серьёзный матч со «Спартой». Зачем в такой момент создавать лишний ажиотаж, чтобы тренера задёргали вопросами? Мы не хотим ослаблять клуб.
– Сколько будет получать главный тренер сборной Леонид Слуцкий?
– Давайте не будем мусолить эту тему. Меня она не интересует, так же как и Слуцкого. Финансовый вопрос был не главным. У него есть контракт с ЦСКА. В сборной будет не зарплата, а бонус за решение задачи.
– Как в клубе отнеслись к совместительству?
– С пониманием.
– Но вы раньше были против.
– Я и сейчас не изменил точку зрения. У нас просто нет времени.
– Успеет ли Слуцкий расчистить авгиевы конюшни после Капелло?
– Как и у каждого тренера, у него будет регламентный срок на подготовку сборной. Сейчас важно, чтобы кандидаты находились в хорошем тонусе и все получали бы игровую практику в клубах. Предполагаемый состав обсуждали. Ребята выглядят неплохо. Очень важно, чтобы они не получили травмы. Впереди очень ответственные матчи со Швецией, Лихтенштейном, Молдовой, Черногорией.
Буду гарантом для ФИБА
– С нашего баскетбола сняли санкции?
– Пока нам объявили, что сборной России разрешено выступать на европейском чемпионате. Наш второй шаг – провести конференцию, избрать руководящие органы, способные вывести российский баскетбол на нормальный уровень управления. Далее я подписываю меморандум и беру на себя личную ответственность, чтобы довести всё до логического конца. Международной федерации ФИБА нужен гарант, и я им выступлю.
– Чья программа вам симпатичнее – Дмитрия Домани или Андрея Кириленко?
– Я не вмешиваюсь. Ведь именно за вмешательства в дела спортивные нас и отстраняли. Сказали, что якобы государство влияет на общественную организацию. Но это не совсем так. Просто у нас в России уникальная система управления. Государство практически на 100% содержит спорт. Но управление сборными отдаёт федерациям. А те, к сожалению, не всегда профессиональны. Из-за этого страдают игроки, сборные, страна.
Позвоню Михал Иванычу
– К «разборам полётов» на казанской воде уже приступили?
– Как вы скоры на злободневные вопросы. Дескать, почему домашних медалей всего четыре, а не восемь, как в Барселоне на ЧМ-2013. Но тогда – вы ничего у меня не спрашивали. Не подходите к министру спорта, когда приходят победы. Зато федерация сразу вам расскажет, какая у них рубашка мокрая от трудового пота. Но я за всё готов ответить. И сейчас что нужно – сделаем. Я не случайно здесь. Смотрел на водные виды не из праздного любопытства. Разберёмся и поймём, где допустили ошибки. Главное – не надо раньше времени фантазировать и строить из себя крутых пловцов, которые кого-то когда-то громили. И кричать преждевременно о безвозвратных потерях тоже не надо.
Мы в Казани выступили на своём уровне. В некоторых дисциплинах могло быть лучше, тем более хозяева чемпионата обычно умудряются превышать свои возможности. Как это сделала наша молодёжь, поставив юниорские мировые рекорды. Спорт будущего – дело государственной важности, и поэтому прежде всего государству надо усилить свою роль. Бюджетная политика, организационные и кадровые изменения, наука. А для этого нужно посоветоваться «с Михал Иванычем». Пошёл в будку и позвонил, как Папанов в «Бриллиантовой руке». Соберётся президиум. Сделает выводы. Всё будет нормально, не беспокойтесь.