Аргументы Недели → Общество № 2(443) от 22.01.2015

Кабинет православия

, 17:54

В России стремительно растёт число православных школ и детских садов, а в обычных школах открываются «духовно-нравственные классы». Деятели РПЦ видят в этом благой признак воцерковления россиян, а светские критики – антиконституционное наступление клерикалов на систему образования. Ведь зачастую у простых граждан не остаётся выбора, если церковь спелась с чиновниками от образования. Можно поставить вопрос и жёстче: если тенденции сохранятся, останется ли Россия светской страной?

Молитва перед уроком

Типичная история с родительских форумов: три года стояли в очереди в детский сад, а когда настал черёд, выяснилось, что сад православный. И даже неверующие родители вынуждены смириться с тем, что их детей будут по два раза в день ставить на колени перед образами.

– Мы живём в Невском районе Петербурга, где высок процент выходцев с Кавказа и Средней Азии, – рассказывает Наталья из Петербурга. – Когда пришло время отдавать дочь в школу, я пришла в ужас: половина первоклашек – нерусские. Я не националист, поверьте, но там многие дети даже по-русски не говорят. А значит, учителям придётся приспосабливаться к их уровню, они будут тянуть назад весь класс. Куда мы потом поступим? Но в той же школе есть альтернатива – православный класс, где детей-мигрантов нет. И хотя у нас в семье никто в Бога не верит, пришлось выбрать меньшее из зол. Поговорила с родителями других учеников нашего класса – у большинства те же мотивы, православных среди них – единицы.

В России существует около 200 православных школ, которые учатся по образовательным стандартам РПЦ. А классов с религиозным уклоном в государственных школах перечесть невозможно – их тысячи. Формально этот «уклон» выражается в наличии двух дополнительных предметов: основ православной культуры и урока Закона Божьего, который всего-то один раз в неделю. Но на деле все науки усваиваются через призму православного восприятия.

Хрестоматия по английскому – это Жития святых. Толстой, со своей критикой церкви, – просто талантливый сумасшедший, а Катерина у Островского – грешница и самоубийца. На уроке о правлении Ивана Грозного половину «эфирного времени» занимают отношения царя с различными монастырями. Декабристы – бунтовщики, восставшие против власти помазанника, а черносотенцы, наоборот, защитники веры и государственности. Физика с биологией – сплошной креационизм: ни слова про Большой Взрыв и сингулярность, а людей и землю сотворил Господь. Тот факт, что Совет Европы в 2007 г. признал такую доктрину атакой на науку и права человека, нам и раньше был не указ. А ввиду нынешнего обострения с Западом креационизм – чуть ли не часть нашего «особого пути». Назло бабушке отморожу уши?

В православных школах не отрицают, что на первое место ставят воспитательную цель. Как выразился директор столичной Традиционной гимназии о. Андрей Постернак, чем больше школа будет выпускать святых людей, тем скорее она достигнет своих целей. А по словам главы гимназии «Сабурово» Татьяны Лещевой, школьник должен выбрать свою будущую профессию – не как ему выгодно, а как ему полезно для спасения.Здесь гордятся тем, что старшеклассники не выглядят взрослыми: в них остаётся детскость, а значит – чистота.

Нельзя сказать, что православные гимназии навязывают светскому образованию свои стандарты. В большинство из них далеко не каждого ребёнка возьмут. Например, в старейшую в Москве гимназию «Радонеж» принимают только из воцерковлённых семей, желательно с рекомендацией духовника. Здесь каждый день происходит общешкольная молитва перед занятиями, а молиться ли перед каждым уроком – зависит от куратора класса. Начиная с 4-го класса, дети дважды в год проходят литургическую практику: исповедуются и причащаются, прислуживают в храме.

Благослови меня, мама!

Многие общественные деятели видят в принудительном воцерковлении детей грубейшее нарушение Конституции: мол, ребёнок не может делать серьёзного мировоззренческого выбора. А в казачьих гимназиях им приходится в 12 лет принимать присягу в храме. По словам публициста Александра Невзорова, у церкви нет иных мотивов, кроме как обеспечить себя покупателями свечек на поколение вперёд. И к детям попов подпускать нельзя. С другой стороны, Семейный кодекс закрепляет за родителями исключительное право на воспитание своих детей. Решили, что ребёнок должен молиться, – значит, так тому и быть.

Правда, родители решают всё меньше, а церковь наступает на светское образование по всем фронтам. В 2009 г. патриарх Кирилл настойчиво просил Министерство образования сделать предмет «Духовно-нравственная культура» обязательным. По всей России пока не прошло, но в провинции без РПЦ образовательный процесс уже немыслим. С 2006 г. «Основы православной культуры» в обязаловку преподают в 15 регионах России. В Белгородской области губернатором Евгением Савченко реализуется «Концепция духовной безопасности», согласно которой во всех школах субъекта с 1-го класса преподаётся обязательный предмет «Православная культура». А с 4-го ещё и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Чаще всего ведут эти уроки православные священники. На словах речь идёт об ознакомлении ученика с различными религиозно-философскими учениями. На деле он должен проводить параллели между историей государства и РПЦ, а также выстраивать собственное мировоззрение на прокрустовом ложе православного канона.

Да что школы – в детских садах появляются православные группы. И если на Белгородчине их всего полсотни, то в Московской области – 650. Детей учат ставить свечки к иконкам, собирать из кубиков храмы и пазлы на тему деяний Иоанна Кронштадтского. В одном из садов Дмитровского района дети ходят крестным ходом. И четырёхлетняя козявка уже пытается осознать в себе грехи и вымаливать за них прощение. А уходя утром в сад, просит: «Мама, благослови»!

«Сущность третьего члена символа веры», «Марфо-Мариинская обитель. Задачи обители. Деятельность обители в мирное и военное время», «Духовная помощь ближнему со стороны сестры милосердия», «Молитва мытаря» – из таких заданий состоит экзаменационный билет в ФБОУ СПО «Нижегородский медицинский колледж». Обучение врачей – и так известная тема для критики. А тут ведь как пить дать изучение «третьего члена» проходит за счёт физиологии и клинической практики.

Неудивительно, что общество болезненно отреагировало на недавнее решение московских властей о праве церкви бесплатно арендовать кабинеты в государственных школах. Пока, правда, для воскресных занятий. Иеромонах Онисим из отдела религиозного образования и катехизации столичной епархии не скрывает удовлетворения: «Изучение православной культуры – это ключ к пониманию целого блока гуманитарных школьных дисциплин, таких как литература, мировая художественная культура, обществознание».

Православные школы и классы существуют с 1990 года. Кто-нибудь может припомнить среди их выпускников выдающихся учёных или писателей, эффективных строителей или ярких топ-менеджеров? Да и внутренняя чистота выпускников куда-то растворяется в нашем мире, так не похожем на храм. Не факт, что наступление на школы пойдёт на пользу и самой церкви. Её административные прихваты могут вызвать по-настоящему широкий протест не только у школьников, но и у их родителей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram