После первой поездки в Особую экономическую зону промышленно-производственного типа «Алабуга» прошёл месяц. Как уже писали «АН», зона развивается ударными темпами. И вот снова приглашают в Татарстан – на торжественное открытие производства электроинструмента: «Интересно?» – «Конечно!» Чтобы изучить жизнь зоны, надо потратить уйму времени, как-никак на 20 кв. км в качестве резидентов ОЭЗ зарегистрирована 41 компания. Поэтому, наверное, проще осваивать эту тему по частям. Эх, если бы такими темпами развивалось промпроизводство по всей стране, то американцы и китайцы лопнули бы от зависти.
У природы есть плохая погода
Погода может поломать любые планы. В 6:30 приезжаю в аэропорт Шереметьево, и на табло надпись – рейс в Нижнекамск задерживается. На два часа, потом ещё почти на столько же. Непривычная история, давно не сталкивался, авиакомпании последние годы всё больше блюдут расписание. В какой-то момент возникает мысль – а не бросить ли всё к чёрту и отправиться домой? Программа в «Алабуге» расписана по минутам, а тут часы потерь. Но поразмыслил и решил, что на мероприятие из Москвы совершенно точно летят ключевые фигуры и без них не начнут. И вот на борт лайнера поднимается один из самых узнаваемых депутатов Госдумы – экс-чемпион мира по боксу в супертяжёлом весе Николай Валуев. Любые попытки перепутать его с кем-то ещё обречены на провал. Вспоминаю – видел Валуева в рекламе с огромным перфоратором в руках. Значит, нам по пути, не опоздаю, будет что посмотреть и послушать. Правда, мало вылететь, надо ещё приземлиться в пункте назначения. Самолёт кружил в густом тумане над аэропортом Бегишево почти полтора часа. Все пассажиры на себе узнали, что такое «уход на второй круг», и ещё раз, и ещё…
Под погодную аномалию попал и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов – вертолётам такие метеоусловия тоже противопоказаны. Стоит отметить, первые лица республики – сначала М. Шаймиев, затем Р. Минниханов – являются движущей силой проекта ОЭЗ. Надо – подключались к переговорам, и, как здесь говорят, «носились по миру в поисках инвесторов». «Алабуга» вошла в топ-40 лучших особых экономических зон мира согласно анализу данных по 600 ОЭЗ из 120 стран мира, проведённому изданием Financial Times. Поэтому участие в запусках производств для Минниханова – приятная компенсация затраченных нервов и сил. Но не сложилось.
Вместо ленточки – брус
Торжественно разрезали не ленту, а деревянный брус 50х50 мм. На скорость, кто быстрее, соревновались Сергей Назаров и Николай Валуев. Сабельными аккумуляторными пилами. Победил, за явным преимуществом, Назаров, явно уступающий депутату-спортсмену в росте и весе. «В августе 2015 года мы планируем закончить строительство II очереди завода, а к концу 2017 года ввести в строй также и III очередь, – сообщает Назаров. – Здесь будут работать порядка 2000 человек, которые начнут выпускать до 5 миллионов единиц продукции ежегодно». Планируют, что продукция пойдёт на экспорт в Европу и страны Ближнего Востока.
Зона наполняется содержанием. Поговорил с рабочими – в основном местные, из Набережных Челнов, Нефтекамска. Тратят на дорогу от 20 до 40 минут. Но жалуются, что после работы уже стали возникать пробки при проезде проходной с территории ОЭЗ. Значит, появилось узкое место. Дальнейшие разговоры стали невозможны при появлении Валуева – кажется, что за гигантом увязался весь завод. Кто-то просит автограф, кто-то пытается сфотографироваться.
В редакции, когда обсуждали тему материала, главный редактор вдруг встрепенулся:
– Пару лет назад «патриотично» купил шуруповёрт этой фирмы, а он почти сразу сломался. Никакие гарантии не помогли, в сервисе не нашли причину поломки. Зло берёт!
Попытался вступиться – возможно, это была техника с комплектующими из Китая, только собрана здесь? И получил поддержку со стороны другого коллеги, завотделом науки, у него электролобзик шестой год пашет как проклятый. А сегодня, на новом оборудовании, эта история с «непонятно почему не работающим инструментом» вряд ли возможна.
Справка «АН»
Из сводки происшествий: отметили кражей
Владимирская область, Ковровский район: «В период с 13 по 14 октября (день открытия нового завода. – Ред.) неизвестное лицо путём срыва замка с двери проникло в сарай, расположенный во дворе дома по ул. Озёрная, откуда совершило кражу бензопилы, двух шуруповёртов в кейсах, пилы дисковой, лобзика, перфоратора (все «Интерскол»), двух прожекторов, молотка, лазерного уровня, ручной пилы «Бобёр»…»
Воры оставили мастера без инструментов. Но благодаря тому, что производство разворачивается в России, цены на новый не должны ударить по карману – исчезает зависимость от колебаний курса валют. В связи с девальвацией рубля стало выгодно работать в «рублёвой зоне».
Эмиграция в Россию
Корпус нового завода окрашен в фирменные красно-серые цвета компании «Интерскол». На проходной и в цехах выставка профессионального строительного инструмента, компрессоры, деревообрабатывающая и садовая техника, снегоуборщики и тепловые пушки – сотни образцов. Смотрю, трогаю, держу в руках и тихо мечтаю – вот бы всё это заполучить себе на дачу. Тогда можно будет реализовать самые затейливые идеи, только успевай «осваивать» матчасть. Времена, когда дома ставили с помощью одного топора, безвозвратно ушли в прошлое.
Производственная гамма компании ориентирована на рукастых мужчин, мастеров-строителей. Прикинул, что женщинам я бы, пожалуй, адресовал профессиональные пылесосы. А вот на собственно производстве этой техники прекрасного пола задействовано предостаточно. Задача человека здесь – финишная сборка изделий, с чем дамы прекрасно справляются: уложить в коробку, красиво упаковать.
Финальная часть производства занимает по сравнению со всем пространством завода крошечную площадь. Вся остальная отдана новеньким комплексам с ЧПУ. Соответственно, претензий к точности изготовления деталей не может быть – роботы и автоматы не ошибаются, человеческий фактор сведён на нет. Чисто, светло, пустынно (люди, ау, где вы?!), красиво. С трудом верится, что завод начали строить в чистом поле всего два года назад. Внедряются Lean-технологии («Бережливое производство»). Генеральный директор нового завода Евгений Федулов – профессионал-производственник, долгие годы возглавлял крупнейшее в стране производство автомобильных дизельных двигателей КамАЗ. Можно сделать вывод: в компании отдают предпочтение крепким и знающим практикам, на современную моду в госкорпорациях назначать на ключевые посты финансистов и «мальчиков с оксфордскими дипломами» тут не повелись.
Компания, которую основали в далёком 1991 году на базе головного института СССР в области механизированного инструмента и средств малой механизации для строительства (ВНИИСМИ), в 2003-м вышла на первое место по продажам электроинструмента в России. В 2008-м обогнала СССР – годовой объём в «штуках» достиг 2 млн., что выше совокупного производства всех советских предприятий.
Десять лет назад компания окунулась в международную кооперацию. Пять лет спустя создали совместное предприятие в Китае, приобрели мирового лидера по профессиональному деревообрабатывающему инструменту итальянскую марку и завод Felisatti, испанский завод Casals с маркой Freud. И вот поворот на абсолютно противоположный курс – европейские производственные площадки переносят на новый завод в «Алабуге». Со всем оборудованием, патентами и технологиями. Спросил у председателя совета директоров компании Сергея Назарова – а не проще ли было организовать всё где-нибудь в Юго-Восточной Азии, где дешёвая рабочая сила и скромные налоги?
– Здесь становится всё более благоприятная среда, мы ощущаем перспективу, Госдума приняла в первом чтении Закон «О промышленной политике». Закон эпохальный, даст возможность развиваться нашей промышленности, машиностроению. Закон как будто писан с нашей компании. Там есть ответ на все наши проблемы по высокотехнологичным предприятиям, инновационному развитию. Плюс условия, которые даёт Особая экономическая зона.
Реальное импортозамещение и ответ санкциям. Обещают обеспечить до 40% импортозамещения по самым востребованным позициям. Конечно, подгадить пытаются – из-за санкций на заводах-производителях в Германии и Японии застряли четыре металлообрабатывающих комплекса. Они уже оплачены, и их доставка и установка – лишь вопрос времени, считают менеджеры компании.
Выходит, если не тратиться на лимузины «Бентли», особняки на Лазурных Берегах, а вкладываться в станки и производство, можно и конкурентов теснить, и развиваться, и быть успешным у себя дома. Несмотря на громкие стенания либеральной общественности: «У нас ничего нет кроме нефти, газа и трубы…»