Если бы пособие по безработице в Санкт-Петербурге было равно минимальному заработку – официальных безработных в Петербурге было бы тысяч 60, а не чуть более 10 тысяч, которые с этим статусом официально зарегистрированы.
Глава комитета по занятости городского правительства Дмитрий Чернейко напомнил сумму пособия – минимум 850 рублей, максимум – 4900 и тут же провёл эксперимент: спросил пришедших на встречу с ним журналистов – кто из них готов жить на деньги в этом диапазоне и при этом регулярно ездить по направлениям Службы занятости к предполагаемым работодателям и регулярно общаться с представителями Службы. Никто из двух десятков человек руки не поднял. Да это и понятно – деньги настолько смешные, что реально говорить о жизни на это пособие и не стоит стараться – на это пособие даже существовать нельзя.
Ныне на бирже стоят 10 947 горожан. Кто они? Дмитрий Чернейко говорит, что это люди предпенсионного возраста, кто попал под сокращение или ликвидацию предприятия. В случае регистрирования на бирже рабочий стаж продолжает идти, а человеку, который ждёт пенсии, это важно. Стоят на бирже и сироты, у которых по закону размер пособия и составляет ту среднюю зарплату по региону. Есть ещё и самый, как выразился Дмитрий Семёнович, «тяжёлый контингент» – «профессиональные безработные», которых по каким-то причинам такой статус устраивает. Видимо, этим людям есть на что жить.
В Петербурге официально в службу занятости с начала нынешнего года обратились 65 360 человек, из них работу нашли 29 166, а в минувшем году за такой период было трудоустроено 17 468 человек. По классификации МОТ у нас уровень безработицы 1,4% – это ничтожно малый процент, близкий к математической погрешности.
Официально, по данным Международной организации труда (МОТ), считается, что у нас и тех, кто получает «в конверте», – не более 2% от экономически активного населения. Но и тут Дмитрий Чернейко готов поспорить – в Петербурге доля таких работников может достигать 10–15% – загляните на любой рынок-автомойку-шиномонтаж, там, как правило, и работают «серые схемы». И не только там. При этом, как напомнил глава комитета по занятости, для Петербурга крайне важно продолжать выводить зарплаты из тени, ведь 40% налогов, поступающих в городской бюджет, складываются из НДФЛ – налога на доходы физических лиц.
Кстати, треть занятых в экономике – приезжие. Из 3 млн. 150 тыс. платящих налоги 900 тыс. – это те, кто приехал работать, причём 450 тыс. – жители Ленобласти – 50% её экономически активного населения, а остальные – трудовые мигранты из стран СНГ.
Среди приезжающих к нам на работу по-прежнему лидируют граждане Узбекистана, далее по убывающей идут Таджикистан и Украина. Причём украинцев фактически в Петербурге работает около 60 тысяч.
Как отметил Чернейко, в городе стало меньше водителей общественного транспорта из числа иностранцев. Увы, на них было много нареканий – некоторые работали даже без прав, без достаточной подготовки. В минувшем году таких водителей у нас было 12 тыс. (для сравнения – в Москве – 6 тыс.), сейчас водителей-иностранцев в Петербурге не более 8 тысяч.
Средний заработок трудового мигранта в Санкт-Петербурге таков: неквалифицированный рабочий – 22 тыс. рублей, квалифицированный – более 31 тыс. рублей. Но и рабочая неделя у них – нередко свыше 50 часов. Впрочем, и петербуржцев, которые вынуждены подрабатывать с утра до ночи помимо основной работы, этим не удивить.