Аргументы Недели → Общество № 11(403) от 27.03.2014

Рыцарь Артур

Слёзы в суде – дело обычное. Но не слёзы радости.

, 17:35 , Обозреватель отдела Общество

Из клетки в зале Люберецкого городского суда отпущен 27-летний адвокат Артур Прель. В тюремной робе. Под аплодисменты и крики «ура!» двух-трёх десятков собравшихся. Сам он сохраняет выдержку, а его сторонники дают волю чувствам. «Счастье есть, справедливость есть», - сквозь слёзы шепчут пожилые люди. Артур им не родственник, но стал как родной.

Коса на камень

Эта история началась в 2009 году. Всем на удивление – такой молодой! – Прель выиграл дело у сильных мира сего, отсудив в пользу дачников 6,5 гектаров земли, которые отнял у них бывший зампред Мособлдумы Василий Дупак.

После судебного процесса Дупак потонул в исках от множества других обманутых собственников. Против него возбудили уголовное дело: выяснилось, что этот господин путём подделки документов заполучил 2200 гектаров земли общей стоимостью свыше 15 млрд. рублей. Вердикт суда оказался поразительно (или поражаться нечему?) мягким. Дупаку дали шесть лет условно и обязали его выплатить государству один миллион рублей. Это не опечатка: один миллион при украденных 15 миллиардах.

Тем временем Артур вступил в схватку с ещё одним «випом» – начальником управления внебюджетного строительства Московской области Юрием Глаголевым. Предмет спора тот же – захват земли. Осенью 2010 г. Артура вызвал к себе следователь по особо важным делам следственного отдела по г. Люберцы М.Трофимов и порекомендовал ему «закрыть рот» (ныне следователь отбывает условный срок за получение взятки). Адвокат не послушался и через неделю добился отмены права собственности Глаголева на захваченный участок. Проблем с законом у Глаголева не возникло. Зато через десять дней возникли проблемы у Артура.

Прель возвращался домой на автомобиле. Парня остановили, вывели из машины и повалили на землю два сотрудника ФСБ - Р. Коробков и Л. Громов, после чего «нашли» у него в кармане пакетик с наркотиком. В своих показаниях Артур сообщил, что Коробков избил его, передав ему привет от всесильного Глаголева. Медики диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, ушиб мягких тканей головы. Но судья М. Милушов не придал этому никакого значения. Преля отправили в тюрьму на восемь лет «за торговлю наркотиками».

Подоспела подмога

Артуру пришлось бы отбывать срок от звонка до звонка, если бы не депутат Госдумы Борис Резник (фракция «Единая Россия»). Два года назад бабушка Артура пришла к депутату на приём и рассказала, как обошлись с её внуком. Поначалу Резник не поверил ей, но, ознакомившись с материалами дела, понял: она говорит правду.

Единственным «доказательством» причастности Преля к наркоторговле является «обнаружение» в его кармане наркотика. В деле отсутствуют какие-либо объяснения того, как сотрудники ФСБ узнали о «преступной деятельности» Артура и почему, собственно, они дожидались его в известное время в известном месте. Сведения о том, что якобы Прель систематически сбывает наркотики (указаны места сбыта, размер стандартной партии), не подкреплены вообще ничем. Содержится лишь отсылка к некоему «оперативному делу №1003». Как выяснил депутат, этого дела не было и нет. 

В течение двух лет депутат Резник бился с бюрократической машиной, преодолевая сопротивление отдельных чинов ФСБ, покрывающих преступную деятельность своих подчинённых. В ситуацию вмешался уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. И, наконец, заместитель председателя Верховного суда России Анатолий Толкаченко вынес постановление, где, в частности, сказано: «...выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела. Производство по делу велось с нарушением уголовно-процессуального закона. В отношении Преля А.Ю. не проводились оперативно-розыскные мероприятия. Информации о причастности Преля А.Ю. к незаконному обороту наркотиков у сотрудников ФСБ РФ не было».

«Депутат Резник изменил моё представление о государственных мужах. Низкий поклон ему. Без него у нас бы ничего не получилось, - говорит адвокат Артура Игорь Михеев. - Также в нашу пользу сыграло то важнейшее обстоятельство, что против банды люберецких «оборотней», от рук которой пострадал в том числе и Артур, возбуждено уголовное дело (по другому поводу). О деятельности этой банды стало известно в 2012 году в ходе рассмотрения дела другого моего подзащитного, также ставшего её жертвой (о деле Артура я тогда ещё и не знал). Благодаря честным сотрудникам ФСБ и других силовых структур нам удалось вывести «оборотней» на чистую воду. Фамилии этих честных сотрудников называть не буду — они люди скромные и не любят лишнего внимания к себе. Работники суда говорили нам: «Мы знаем, что дела фальсифицируются, наркотики подбрасываются, но этого не докажешь, у них всё схвачено, это целая система». Как видим, даже целую систему можно одолеть».

Вряд ли судья и прокурор, отправившие безвинного Преля в тюрьму, понесут какую-либо ответственность. В России для таких случаев предусмотрена великолепная формула: «Искренне заблуждался». Что же касается господина Глаголева, то у защиты Артура на данный момент нет достаточных оснований добиваться привлечения его к ответственности. Сотрудник ФСБ, передавший Артуру привет от Глаголева в процессе избиения, не захочет повторить эти слова в суде.

Большое будущее

Постановление зампредседателя Верховного суда не вылилось (по крайней мере, пока) в оправдательный приговор для Артура. Люберецкий суд принял решение о пересмотре дела, выпустив Преля из тюрьмы и отправив его под домашний арест до 5 мая. Защита настроена оптимистично. Надежд на оправдательный приговор мало (судебная власть крайне не заинтересована в столь резком опровержении самой себя), но в тюрьму Артура отправят теперь едва ли. Вероятно, будет принято «соломоново решение»: степень «вины» Артура могут понизить до двух с половиной лет, которые он отсидел, и отпустить восвояси.

Заседание Люберецкого суда началось на три часа позже: дожидались доставки Преля из «Матросской тишины», но в итоге решили приступить без него. Как предположил депутат Резник, начало затянули специально, чтобы сторонники Артура и журналисты разошлись. Однако никто не ушёл.

Защита попросила судью Е. Трофимову отпустить Преля под подписку о невыезде. Обвинение в свою очередь попросило оставить Преля в тюрьме. Судья выбрала домашний арест, что было расценено собравшимися как победа защиты.

И тут в зал ввели Артура — сияющего, торжествующего. Заперли в клетке под гул сверчков-фотокамер и негодующие крики пожилых дачников: «Отпустите ребёнка! Решение уже принято!» - «У нас есть постановление. Получим новое — выпустим», - отвечали строгие полицейские. И через пять минут выпустили.

«Прошу прощения за робу — мне не дали переодеться. Наблюдая огромную поддержку, которую мне оказывают, я испытываю не то что удивление, а безграничный восторг. Я рассчитывал увидеть родственников, друзей, но такой поддержки — не ожидал, - признался Артур корреспонденту «АН». - Спасибо всем, кто помог мне».

«Это тебе спасибо за всё, что ты сделал для нас! Стране нужны такие, как ты!» - звучали ответные благодарности.

Тюрьма ничуть не сломила Преля. Обладатель двух дипломов и знаток двух иностранных языков не сидел в застенках без дела: преподавал английский заключённым, а также организовал команду КВН. Активная жизненная позиция в его случае «не лечится». Менять профессию на менее опасную Артур не намерен.

Похоже, мы ещё услышим об этом парне.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram