Более сотни народов, четыре мирно уживающиеся друг с другом религии, четырнадцать государственных языков, один из которых (табасаранский) насчитывает сорок восемь падежей… Всё это Дагестан – российская республика с древнейшей историей и удивительными традициями.
Найти «национальную идею», которая объединит всех россиян, непросто, а вот разъединяющий фактор обнаружен давно. Это страх. Особенно ярко эта эмоция проявляется у жителей России по отношению к северокавказским территориям и их представителям. А страх чаще всего возникает из-за непонимания. Другой менталитет, иные традиции, отличный от среднероссийского темперамент… Криминальная хроника регулярно добавляет поводы для беспокойства: все знают, что на Кавказе в целом и в Дагестане в частности нестабильная политическая и экономическая обстановка, регулярные террористические атаки и вообще «стреляют». Так ли это на самом деле?
За неделю корреспондент «НА» убедилась: жизнь в республике идёт своим чередом. Работают школы и детские сады, ходит общественный транспорт, по улицам, в том числе и в вечерне-ночное время, спокойно и без охраны прогуливаются люди. Более того, именно в Дагестане, как нигде, ощущаешь, как же прекрасна жизнь и как же обогащает её общение с интересными, уважающими свои корни людьми, которые с радостью делятся с гостями своими историями, одна поучительнее другой.
История 1. Толерантность сквозь века
В 2015 году старейший город Дагестана – Дербент официально отметит своё 2000-летие. А первое поселение в этих местах появилось ещё раньше – более 5000 лет назад. Древний город – великолепный пример терпимости по отношению друг к другу. И по сей день в Дербенте действуют храмы всех мировых религий. И у каждого из них есть свои прихожане. Мало того, эти люди часто и с удовольствием общаются друг с другом. Настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы отец Николай признался, что с «коллегами» из других конфессий встречается регулярно: «Делить нам нечего, все дружим. При необходимости помогаем друг другу. Вот в наш храм на днях новые купола привезли: всем миром разгружали».
История 2. Единство противоположностей
Ещё какие-нибудь сто с небольшим лет назад у жителей Дагестана не было единого средства общения: каждый народ разговаривал на собственном языке, многие из которых к тому же принадлежат к разным языковым группам. Лингвистической константой стал русский язык. Именно на нём общаются сейчас все без исключения жители Дагестана. Но и родные языки не забывают: каждый аварец, даргинец, лакец и т.д. знает как минимум один (а зачастую и больше) местный язык. Нации «дагестанец» в природе не существует – есть дагестанский народ, вобравший в себя черты всех национальностей. Возможно, это и к лучшему. Сами жители республики про объединение по этническому признаку шутят так: «Один аварец – аварец, два аварца – драка, три аварца – война. Один даргинец – даргинец, два даргинца – магазин, три даргинца – рынок. Один лакец – лакец, два лакца – мастерская, три лакца – министерство бытового обслуживания. Один кумык – кумык, два кумыка – песня, три кумыка – филармония. Один лезгин – лезгин, два лезгина – контора, три лезгина – министерство юстиции».
История 3.
Ты Женщина,
и в этом ты права
Девушкой в Дагестане быть хорошо. Ещё лучше быть женщиной-матерью. Культ Матери здесь по значимости может поспорить разве что с культом Гостя. Ведущий специалист по молодёжной политике Гунибского района, мастер на все руки Муртазали Магомедов вспоминает, как когда-то в письме из армии первым поздоровался с отцом, а уж затем – с матерью. Отец после этого устроил сыну-солдату настоящий разнос: никакое место, кроме первого, для матери неприемлемо.
Ещё одна история «от Муртазали» не столь невинна, но столь же показательна. В незапамятные времена жил-был в Гунибе очень красивый юноша. Был он столь хорош, что ни одна женщина села не могла устоять перед ним. Отец «соблазнителя» отселил сына высоко в горы, но и туда находили дорогу одурманенные горянки. Тогда старец… убил собственного отпрыска. Ибо нехорошо не уважать чужих женщин и вводить их в искушение!
История 4.
Ковры и камни
Существенную часть Дагестана занимают горы. Неудивительно, что самое распространённое «мужское» ремесло в Гунибском районе – камнерезное. Причём в каждом селе – свои секреты обработки камня: центры камнерезного искусства есть в Бакни, Кубачи, Уркарах, Ругуджа, Согратль, Чох, Куяда, Телетль, Ансалта, Мулебки, Уллуая, Сутбук. У женщин выбор профессии или хобби более широкий. Дагестанские девушки ткут ковры, занимаются инкрустацией по дереву, вяжут. И по сей день большинство сельчанок в совершенстве владеют двумя-тремя традиционными ремёслами. Зайнаб Меджидова ковры ткёт с 6 лет, к нынешним сорока годам на её счету более ста изделий. По её словам, обучают этому ремеслу всех девочек без исключения. А когда девушка заканчивает школу, перед ней встаёт выбор: продолжить образование дальше или пойти работать на ковровую фабрику. Таким образом, ремеслом владеют все – от сельских жительниц до научных дам. Примерно такая же ситуация здесь с песенным и танцевальным искусством. Танцевать лезгинку и играть хотя бы на одном народном музыкальном инструменте умеет каждый – от водителя до министра.
Вместо эпилога
Ещё один секрет дагестанцев – неиссякаемое чувство юмора. «Лучше гор могут быть только горцы!» – перефразирует Высоцкого президент Рамазан Абдулатипов. «Задавайте любые вопросы, не стесняйтесь. Вы только приехали, а мы гостей уважаем: первые три дня не убиваем», – улыбается представитель Минпечати Дагестана. Впрочем, через три дня ты уже не гость, а кунак, то есть друг. А кунака рады видеть в любое время дня и ночи. Хотя и на эту, святую для жителей республики, тему гостеприимные хозяева готовы пошутить: «Приезжайте к нам ещё! Только обязательно приезжайте, а то мы к вам понаедем!»