Аргументы Недели → Общество № 41(383) от 24.10.2013

Нет яслей – нет проблем

, 16:46

В 2012 г. президент Путин приказал ликвидировать очередь из трёхлеток в детские сады. Во исполнение чиновники Минобрнауки придумали изящное решение: устранить вместе с очередью институт яслей. В свежем министерском приказе говорится, что государство теперь гарантирует ребёнку место в детском саду с трёхлетнего возраста. А раньше – с двух месяцев. К ребёнку до трёх лет теперь неприменимо понятие «образование», а введённый в обиход термин «развитие» не подразумевает казённого финансирования. Ожидается, что федеральный бюджет сможет сэкономить на закрытии яслей 140 млрд. рублей.

Садический комплекс

Разумеется, в министерстве говорят, что ясли закрывать не планируется. Что сохранение ясельных групп – в компетенции детсадов. Но это улыбки авгуров: все знают, что ясли – больное место в системе образования. И чтобы его ликвидировать, не нужно приказов о закрытии – достаточно иметь законный повод не выделять деньги на самых маленьких. Этот повод сейчас как раз создан, и он на руку сразу всем категориям чиновников.

Понятно, что спрос на ясли будет всегда, потому что матери-одиночке не выжить на государственные подачки. Часто ей просто деваться некуда, кроме как идти на работу, едва сняв малыша с грудного кормления. А значит, возникнут коммерческие ясельные группы, что очень на руку заведующим детсадов – живые деньги будут проходить через них. Также у заведующих и работников РОНО отпадёт головная боль из-за поиска персонала для яслей. Ведь не каждый специалист захочет возиться с 20 неуправляемыми спиногрызами за 10–15 тысяч рублей. При этом у воспитателей старших и средних групп зарплата выше на 20–40%, да и с шестилетним ребёнком хотя бы можно поговорить.

– Люди в институте учились не для того, чтобы кормить младенцев с ложечки. Они хотят заниматься образованием, внедрять методики, но вынуждены 95% рабочего времени заниматься уходом за детьми, – говорит педагог из Пскова Ирина Павлова. – На ясельную группу должны быть два воспитателя и нянечка, а реально – один воспитатель. Если заболеет, группу закрывают. Или молодой специалист от такой жизни через месяц увольняется. А как ему быстро найти замену?

Где-то сохранились ясельные группы в составе детсадов, а где-то у яслей собственное здание. Значит, в случае закрытия продажа освобождённых площадей пройдёт при участии местного отдела по образованию. Сколько таких зданий приватизировано по России, вероятно, никто не ответит. Зато можно в отдельно взятом городе посчитать потери.

Взять, например, Петербург. В городском телефонном справочнике за 1988 год указано около 1800 дошкольных учреждений (800 детских яслей-садов, 680 садов и 300 яслей). Сейчас на сайте петербургского комитета по образованию присутствуют 1130 адресов. Даже без учёта построенных за последние 25 лет садиков переформатировано 670 учреждений. Далее можно прогуляться по потерянным адресам и посмотреть, кто вселился в бывшие игровые комнаты. Это не только банки, магазины, рестораны, офисы. Гораздо важнее садиков оказались судебные участки, конторы судебных приставов, бухгалтерии ФГБУ и другие элементы разросшейся бюрократии. Кое-где – просто железные двери с надписью «продажа». Позвонив насчёт небольшого (100–150 кв. м) помещения на 4-й Советской улице, я услышал, что оно выкуплено у города всего полтора года назад и предлагается за 9 млн. рублей. При этом в окрестных садиках нет мест, а в группах третий год происходит уплотнение – до 40 человек.

Дефицит в радость

Любимый аргумент чиновников: в девяностые годы садики работали полупустыми, поэтому их и приходилось продавать. Но даже в благополучной Москве, по данным Росстата, в 1992 г. обеспеченность мест в детских садах по городу составляла 70%. В Екатеринбурге отмечалась тенденция: ребёнка брали в садик при условии, что его мама или бабушка пойдут работать на копеечную зарплату воспитателем или нянечкой. Таким образом, решалась кадровая проблема. А в центре Нижнего Новгорода садики стали тотально признавать аварийными, сносить и строить бизнес-центры.

Стоит ли пояснять, что дефицит чего-либо в России всегда порождает потоки неучтённой налички. Создаётся впечатление, что и сегодня власти не заинтересованы честно решать вопрос с садами. При новом жилищном строительстве повсеместно не соблюдаются нормы, когда на 5 тыс. жителей обязана появляться новая школа и 2–3 детских сада. В Петербурге в октябре 2013 г. презентован проект комплекса «Самоцветы» на Уральской улице: 210 тыс. кв. м жилья на 5,2 тыс. жителей. Садик будет построен только один – всего на 170 душ. Новой школы не будет вовсе, а также собираются снести медсанчасть. Застройщика можно понять: ожидается, что «квадрат» площади в новых домах будет стоить от 80 тыс. рублей. Но где неподкупные чиновники Смольного, которые согласовали такой проект?

– Дефицит детсадов именно в новостройках актуален и в Казани, и во Владивостоке, – говорит социолог Сергей Прозоров. – Провинциальные чиновники от образования на местах по-своему услышали Кремль: ведь за требованием президента сократить очередь в детсады не пошло финансирования. А значит, подумали они, закрытию яслей дан зелёный свет. Хотя эта мера идёт вразрез с демографической политикой страны. Ведь первые лица неустанно твердят о повышении рождаемости. Что тогда делать с подросшими детьми? Строить садики внутри сложившихся кварталов невозможно. Уплотнять группы до ста человек? Но уже сейчас люди организуют подпольные домашние группы на десяток детей, потому что в казённых учреждениях слишком тесно.

В 2012 г. президент Путин неоднократно касался темы детских садов. Он отмечал, что в репродуктивный возраст вступает малочисленное поколение 1992–2000 гг., следовательно, неизбежен спад рождаемости и опустение детсадов. Поэтому надо подумать об их перепрофилировании: передавать школам и развивать частный сектор. Но не менее очевидно, что через 10–15 лет рожать начнёт поколение беби-бума 2000-х. И садов снова станет не хватать. А развитие страны должно планироваться дальше, чем на два президентских срока.

Да и 140 млрд. рублей, которые планируется сэкономить на отказе от яслей, – это всего лишь десятая часть бюджета МВД. Или чуть меньше дотаций республикам Северного Кавказа. К тому же не учитывается, какой доход бюджет получает от налогов и трудовых усилий работающих матерей. Если не будет яслей, им придётся сидеть дома.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram