В Северной столице издавна жили и работали выдающиеся грузины: Баланчивадзе, Багратион, Чавчавадзе… Именно 175-летие выдающегося поэта и публициста Ильи Чавчавадзе стало поводом для организации грузинами Петербурга целого фестиваля своей национальной культуры с 28 ноября по 5 декабря. Корреспондент «НА» встретился с организатором праздника и активистом грузинской диаспоры, предпринимателем Гочей ЧХАИДЗЕ, чтобы узнать, чем живут грузины на берегах Невы.
- Сколько людей в вашей грузинской общине?
– Сегодня грузин в Петербурге 40 тысяч, хотя ещё 10 лет назад было около 300 тысяч. Уехали многие. В основном в Грузию, меньшая часть – в другие бывшие республики СССР.
– Какие мероприятия проводите?
– Традиционные праздники: прежде всего – Новый год, Рождество – ведь мы тоже православные, 8 Марта, семейные праздники. У нас четыре танцевальных ансамбля: взрослые и детские. Среди участников не только грузины, но и русские, украинцы, представители других кавказских народов.
– Среди известных людей города есть грузины?
– И немало! В медицине, например, директор Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Турнера, главный детский травматолог России, академик Алексей Баиндурашвили, создатель стоматологической «империи» клиник «Меди» Тамаз Мчедлидзе. Из деятелей культуры недавнего и нашего времени можно назвать Ираклия Андроникова, Георгия Товстоногова, Темура Чхеидзе, Олега Басилашвили, солиста оперы Мариинского театра Михаила Колелишвили; из спортсменов – фигуриста Антона Сихарулидзе. Грузинские имена известных людей, нужных обществу, перечислять можно очень долго. Есть среди нас и прекрасные художники. В феврале мы откроем выставку грузинских художников, переехавших в Петербург из Абхазии. Раньше, когда было единое государство – СССР, – здесь было много известных людей, в последние годы стало меньше.
– А благотворительные акции городского масштаба община устраивает?
– Конечно. Грузины вообще очень щедрые люди и не могут не участвовать в добрых делах. Особенно если речь идёт о помощи больным детям независимо от национальности. Моя супруга Ирма Ниорадзе любит участвовать в таких делах. Мы и просто детсадам помогаем – подарками, деньгами.
– Петербургская грузинская община от московской отличается?
– В Москве много грузинских общин, и каждая живёт своей жизнью, а у нас одна, но очень сплочённая.
– В Москве говорят, что грузин много среди воров в законе. В этом, мол, особенность столичной грузинской диаспоры, при том, конечно, что в столице много выдающихся грузин – деятелей науки и культуры.
– Я лично никогда в жизни не общался с такими и не желаю. Мне интересны те, кто делает для России хорошие дела: дарит своё искусство, знания и опыт в науке, медицине и т.д. Все мои контакты – это только грузинская интеллигенция. Я не понимаю, почему мы должны говорить о преступниках? В Москве – замечательные люди, настоящие знаменитости: Лео Бокерия, Георгий Данелия, Маквала Касрашвили, Зураб Соткилава, Николай Цискаридзе, Зураб Церетели. Там талантливая молодёжь – Резо Гигинеишвили, например, создавший необыкновенный фильм «Любовь с акцентом», и многие другие. Почему мы в первую очередь не говорим о таких людях?
– В Питере в своё время толковали о таком своеобразном авторитетном человеке, как Михаил Мерилашвили. Он известен ещё и тем, что активно поддерживал еврейскую общину, в частности, её ежегодный грандиозный праздник «Ханука» в Ледовом дворце. Даже из тюрьмы…
– Я с ним лично не знаком, ничего не могу сказать.
– Что вас удивило и что разочаровало в дни фестиваля грузинской культуры?
– На открытии в Большом зале филармонии зал был битком, даже в проходах стулья пришлось ставить! Люди не раз стоя аплодировали искусству «Грузинских голосов», Нани Брегвадзе. Слёзы на глазах были и у зрителей, и у артистов. А ведь в зале было от силы 5% грузин, остальные – петербуржцы разных национальностей. Потрясающее впечатление было от исполнения ансамблем русской песни «Эх, дороги!». Во время фестиваля мы лишний раз убедились, что между нашими народами всегда было особое чувство друг друга. Грузинская культура так сильно связана с российской, что я, как член грузинского сообщества, как гражданин, как человек, почувствовал, что это мой долг – показать молодому поколению россиян то искусство, тот дух грузинской культуры, который в России всегда любили. Чтобы они это знали о грузинах, а не то, что это воры в законе. А разочарований во время фестиваля не было никаких – никто не подвёл. Удивило, что во время кинофестиваля, который состоял из трёх частей: «Немое кино Грузии», «Легендарное кино Грузии» и «Современное кино Грузии», никто не уходил из залов, хотя это часто бывает на кинопоказах разных стран. У нас же аплодисменты звучали всякий раз после просмотров.
– Какие планы после столь успешного мероприятия?
– С идейным вдохновителем этого фестиваля, известным петербургским художником Анатолием Белкиным, создателем популярного журнала о культуре «Собака», придумываем разные проекты. У нас в планах привезти в Петербург лучший танцевальный ансамбль Грузии «Сихишвили», который не был в России много лет. Есть и проект балетного спектакля «Александр Македонский» для Мариинского театра на музыку Дато Эвгенидзе, известного по фильму «9-я рота». Я ведь уже не первый раз в качестве генпродюсера организую постановки спектаклей, гала-концерты в Мариинском.
О политике даже и рассуждать не хочу, а хочу делать добрые дела и желаю, чтобы те, кто завтра придёт к власти, не ругали кого-то, не чинили препятствия, а создавали возможности. В образование, в культуру, в дружбу надо вкладывать деньги. Именно это в меру возможностей я и стараюсь делать. А говорить о плохом вообще не хочу: ни про диаспору, ни про криминалитет, ни про политику вообще!